Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на18 Октября 2024

 
На Лк 13:4 

Отвечая на известный во все века вопрос религиозных людей «за что это нам?», Иисус указывает им на событие, подробности которого история для нас не сохранила. Но и без подробностей становится понятно, что речь идёт о некой, как назвали бы мы это сегодня, техногенной катастрофе: Силоамская башня, о которой других сведений у нас нет, как видно, неожиданно обрушилась, и под её обломками погибли люди, причём люди, судя по словам Спасителя, вовсе не худшие в городе.

Это Его ответ на другой вопрос, заданный тогда же: за что погибли от рук правившего тогда Галилеей Ирода люди, известные своей верой и благочестием? Тут тоже речь идёт о событии, нигде более не упомянутом, но всё, что мы знаем сегодня об Ироде и его правлении, говорит о том, что подобных эпизодов при нём могло быть множество.

Как видно, ответ Иисуса на вопрос «за что?» достаточно ясен и достаточно страшен, хотя в падшем мире трудно было ожидать другого. В падшем мире нет никакого вознаграждения праведникам и никакого наказания грешникам. Он внеморален, и в нём правит зло. Здесь с каждым может случиться всё, что угодно, и ни вера, ни благочестие, ни добрые качества человека ничего не могут изменить в его положении.

Нет никаких гарантий, что с человеком хорошим, верующим и благочестивым не случится чего-нибудь ужасного, и не только от рук человеческих, но и просто от того, что мы привыкли называть нелепой случайностью. После падения человек оказался в мире, где Богу нет места, где Его не хотят и доступ в который Ему чрезвычайно ограничен — ограничен той самой свободной волей человека, которой человек так любит злоупотреблять. И Бог не станет вторгаться туда, где человек Его не хочет видеть. Но Он всё же может помочь человеку — но только в Своём мире. В Царстве.

Там, где Он полный хозяин и где поэтому нет места случайности, по крайней мере тогда, когда дело касается человека. Вот там каждый получает — не награду, нет, а то, чего искал и не мог найти в падшем мире, когда шёл тем путём, который в конце концов привёл его к порогу Царства. «Если не обратитесь, все так же погибнете» — странно слышать такие слова Спасителя, обращённые к людям глубоко и искренне верующим, религиозным и благочестивым. Но Иисус говорит о Царстве.

«Сделайте, наконец, последний шаг на пути и войдите туда, где злу места нет» — вот к чему, в сущности, призывает Он их. А здесь, в мире, где правит зло, ничего сделать нельзя. По мере вхождения Царства в мир он будет меняться, но в наличном своём состоянии стать хорошим он не сможет. Ответ вполне реалистичный и пугающий своей реалистичностью, но и предлагающий альтернативу. Ответ Мессии, Который принёс в мир Царство.

Свернуть

Отвечая на известный во все века вопрос религиозных людей «за что это нам?», Иисус указывает им на событие, подробности которого история для нас не сохранила. Но и без подробностей становится понятно, что речь идёт о некой, как назвали бы мы это сегодня, техногенной катастрофе...

скрыть

Отвечая на известный во все века вопрос религиозных людей «за что это нам?», Иисус указывает им на событие, подробности которого история для нас не сохранила. Но и без подробностей становится понятно, что речь идёт о некой, как назвали бы мы это сегодня, техногенной катастрофе...  Читать далее

 

Глубокая горечь звучит в словах Спасителя о нашей способности не принимать никакую весть от Бога, если она нас не устраивает. Он уподобляет род человеческий несмысленным детям, которые не умеют по-настоящему различать радость и горе и не умеют сопереживать, соучаствовать в них. Так, пришел Иоанн Креститель, поражая всех своим аскетическим подвигом, принятым ради нашего спасения,- и мы говорим: нет, так нельзя, он одержим. Так сегодня многие вещи, о которых свидетельствуют ученики Христа – от призыва к единобожию до запрета красть – вызывают отторжение, потому что кажутся чрезмерными. Такой Бог – слишком строгий, говорим мы. Вот, пришел Сын Человеческий - и Его называют человеком, любящим есть и пить вино. Он слишком близок к нам, Он не может быть посланцем Божьим. Так свидетельство о присутствии Христа в сегодняшней жизни реальных людей создает впечатление чего-то «нецерковного», неподобающего. Нет, такой Бог слишком близко! Как мало мы изменились за тысячи лет… Но бесценно слово Христа: и оправдана (букв. признана правой, праведной) Премудрость чадами ее. Господь говорит, что правота Божьего призыва к нам может быть нами познана и признана, если мы будем детьми Премудрости. А начало этому, как сказано, страх Господень, трепетная любовь к Богу.

Свернуть

Глубокая горечь звучит в словах Спасителя о нашей способности не принимать никакую весть от Бога, если она нас не устраивает...

скрыть

Глубокая горечь звучит в словах Спасителя о нашей способности не принимать никакую весть от Бога, если она нас не устраивает...  Читать далее

 

Господь делит мир людей на тех, кто несет Весть, тех, кто ее принимает и тех, кто ее отвергает. Мы должны понять, что принадлежим к одной из этих групп. Но чаще всего не просто принадлежим, а проходим путь от последних через вторых к первым. Неизбежно, когда человек нынешнего века приходит впервые к слову Божию, что-то в нем вызывает его протест, что-то им не принимается. Если дело обстоит иначе, значит, есть неладное, значит и принятие не настоящее. Но вот постепенно мы выходим к своему личному апостольству. Жизнь каждого настоящего христианина можно написать как историю восхождения к личному апостольству. Вряд ли кто-то может сказать о себе, что он уже пришел к нему, не может об этом сказать и автор этих строк, но давайте задумаемся о том, к чему мы стремимся. Посмотрим на фрагмент Евангелия, которое мы читаем сегодня. Может быть, главное, что можно выделить в этом тексте – весь мир должен восприниматься нами как свой дом, а люди, к которым приходишь как родные братья и сестры, из рук которых спокойно принимаешь еду и питье. Возможно, именно поэтому звучат эти странные слова: "не переходите из дома в дом", ибо всякий дом – свой родной дом. Наверное, это самое главное в апостольстве боль за весь мир как за свой дом, когда мы научаемся в личной молитве плакать за весь мир, мы уже близки к своему апостольству. Обратим внимание на другие удивительные слова: "если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится". Мир, который мы несем людям, не может пропасть, исчезнуть, оказаться напрасным. Мир, как всякое истинное благо, нельзя уничтожить.

Свернуть

Господь делит мир людей на тех, кто несет Весть, тех, кто ее принимает и тех, кто ее отвергает. Мы должны понять, что...

скрыть

Господь делит мир людей на тех, кто несет Весть, тех, кто ее принимает и тех, кто ее отвергает. Мы должны понять, что...  Читать далее

 

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к вопросу о границах и пределах религии. Оно рассказывает нам об обращении ко Христу Савла, который после обращения войдёт в историю Церкви под именем апостола Павла. Нет сомнения, что Савл был искренне религиозным и в своей религиозности абсолютно убеждённым человеком: ради своей религии он готов был и умереть, и убить (ст. 1 – 2). Он был совершенно безжалостен, но религия, не знающая Царства и любви Божией, всегда бывает безжалостна: ведь она апеллирует к ценностям, представляющимся ей куда более важными, чем человеческая жизнь. Но эта безжалостная религиозность Савла была абсолютно искренней: он с самого начала хотел лишь исполнить волю Божию и был совершенно убеждён, что, преследуя христиан, исполняет её наилучшим образом. Конечно, переубедить такого человека было решительно невозможно. И обращение в том смысле, в каком сегодня нередко понимают это слово, тоже было для него невозможно: ведь для современного человека «обратиться» чаще всего означает или принять ту или иную религию, или сменить одну религию на другую, а Савл на такое, конечно, не согласился бы даже под угрозой смерти. Но Христу нужны именно такие служители, верные до конца и готовые на всё. И Он делает Савла Своим служителем. Делает то, что не под силу было бы сделать никому другому: ведь никто другой не смог бы явить Царство в такой полноте. И Он даёт Своему будущему служителю пережить и почувствовать, что такое Царство и кто такой Он Сам (ст. 3 – 5). И тогда Савл обращается. Его убедили не человеческие слова, его убедила встреча с Воскресшим и опыт Царства. Но ведь христианское обращение только таким и может быть: это обращение ко Христу и к Царству, а не принятие новой религии и не переход из одной религии в другую. А Савл, обратившись, остаётся всё тем же деятельным Савлом, его первый вопрос к Воскресшему: что мне делать дальше (ст. 6)? Его искренняя и активная натура не терпела бездействия, и Бог использует эти качества новообращённого: уже очень скоро Савл начинает проповедовать, свидетельствуя о мессианстве и о воскресении Иисуса (ст. 20 – 30). Он не задумывается ни о прежних своих взглядах, ни о том, что скажут о нём люди, знавшие его в совершенно ином качестве. И дело не в том, что Савлу было не свойственно задумываться. Просто, как видно, впечатление от встречи с Воскресшим на дамасской дороге было так велико, что не рассказать об этом, не свидетельствовать он не мог. Савлу открылась не просто новая истина, ему открылся Мессия, и молчать о таком откровении было невозможно. Религия кончилась. Перед будущим апостолом Павлом открылась полнота Царства.

Свернуть

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к вопросу о границах и пределах религии. Оно рассказывает нам об...

скрыть

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к вопросу о границах и пределах религии. Оно рассказывает нам об...  Читать далее

 

«Уклоняться беспорядочных и лукавых людей». Беспорядочность – это страшный враг нашей веры. Беспорядочность, расслабленность и беспорядок всегда становятся первым свидетельством того, что в доме не все в порядке. Еще сомнения, отказ от веры не выражается в словах, но уже есть беспорядок и отказ от ежедневной молитвы, от повседневного труда по уборке своего внутреннего дома, чтобы принять в сердце Христа. Конечно, Господь всегда с нами и молитвенная связь с Ним может не прерываться никогда. Но слишком часто подобная свобода становится причиной отсутствия молитвенной жизни вообще. «Могу молиться всегда» превращается в «могу не молиться никогда». И здесь человеческое непостоянство можно преодолеть не настроениями и эмоциями, а железной ежедневной молитвенной дисциплиной.

Свернуть

«Уклоняться беспорядочных и лукавых людей». Беспорядочность – это страшный враг нашей веры...

скрыть

«Уклоняться беспорядочных и лукавых людей». Беспорядочность – это страшный враг нашей веры...  Читать далее

 

Савл начинает своё служение, и теперь ему приходится претерпевать те же самые гонения, которым он сам совсем недавно подвергал других. Думается, что Савл к этому был готов, должно быть, он даже смотрел на происходившее с ним как на искупление того, что совершал. Но обращение Савла означало испытания не только для него, но и для многих из его новых братьев. Приход Савла в Церковь подверг проверке способность многих из них прощать грешника, проявлять милостивое отношение к раскаявшемуся и не вменять ему в непроходящую вину давние грехи, и тем самым не самоутверждаться на его фоне.

Мы знаем, что члены первоначальной Церкви сумели устоять перед таким соблазном и, несмотря на первоначальную настороженность, приняли Савла. Но проблема существует и теперь, и не случайно в притче о блудном сыне Христос говорил и о его старшем послушном брате...

Свернуть

Савл начинает своё служение, и теперь ему приходится претерпевать те же самые гонения, которым он сам совсем...

скрыть

Савл начинает своё служение, и теперь ему приходится претерпевать те же самые гонения, которым он сам совсем...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).