Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на3 Февраля 2025

 

Здесь мы можем вспомнить и евангельские слова о столь же кратковременной красоте полевых лилий, которая служит аргументом в пользу заботы Бога о людях: «если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры» Мф. 6:28-30. Иов не видит выхода из того положения, в котором находится, и это относится уже не только к его личной ситуации. Беды Иова обострили у него ощущение невыносимого трагизма бытия, и он постоянно возвращается к мыслям о желательности прекращении земного существования, а с ним и страданий. Ни о чём другом Иов не может больше думать, весь он сплошная боль, плоть его на нём болит, и душа его в нём страдает.

Принятие жизни неотделимо от принятия Подателя жизни. Иов же на наших глазах утрачивает доверие к Нему. Но дальше земной жизни Иов не смотрит, а сама жизнь представляется ему настолько невыносимой, что кажется ему одинаково безнадёжной по обе стороны смертной черты. И это страшный момент для любого человека, который лишен Откровение о Христе распятом и воскресшем.

Свернуть

Здесь мы можем вспомнить и евангельские слова о столь же кратковременной красоте полевых лилий, которая служит аргументом в пользу...

скрыть

Здесь мы можем вспомнить и евангельские слова о столь же кратковременной красоте полевых лилий, которая служит аргументом в пользу...  Читать далее

 

То, что фарисеи и иродиане, обычно не ладящие между собой, готовы «дружить против», не удивляет. Поражает вопрос, заданный ими Христу. Не содержанием, ведь это всего лишь очередная провокационная попытка подловить Христа на слове — сколько их было! Показательно длинное витиеватое вступление к вопросу, самим построением фразы обнажающее лукавство спрашивающих. Именно об этом Христос прямо говорит прежде, чем ответить на вопрос.
Конечно, после такой отповеди на заданный вопрос можно и не отвечать. Но даже эту ситуацию Христос использует для того, чтобы дать людям возможность посмотреть на вещи острее привычного. Отвечая, Он внёс в мир понимание того, что несоизмеримость Высшей и земной власти не означает отрицание земных обязанностей. Но ответ Христа — это и призыв не впадать в добровольное рабство очередному кумиру, оставаясь свободным и верным Богу.
Короткая фраза о Боге и кесаре, перевернувшая понятия человечества...

Свернуть

То, что фарисеи и иродиане, обычно не ладящие между собой, готовы «дружить против», не удивляет. Поражает...

скрыть

То, что фарисеи и иродиане, обычно не ладящие между собой, готовы «дружить против», не удивляет. Поражает...  Читать далее

 
На Мк 5:1-20 

История исцеления одержимого из Гадарина замечательна не только самим фактом исцеления, изгнания бесов, освобождения человека от власти тёмных сил. Она замечательна, прежде всего, реакцией как самого исцелённого, так и его сограждан.

Нередко читатели Евангелия задают вопрос: почему Иисус позволил бесам войти в стадо свиней и погубить его? В самом деле, нигде больше в Новом Завете ничего подобного не встречается. Самый простой ответ, наверное, заключается в том, что, с точки зрения Торы, свинья — животное нечистое, свинина не годится ни для употребления в пищу, ни, тем более, для жертвоприношения.

Спаситель, как видно, действует по принципу «нечистое — к нечистому». Но для местных жителей-язычников всё, конечно, выглядит иначе: они ничего не имеют против свинины, свиней, как видно, разводят, как сейчас бы мы сказали, в промышленных масштабах, и гибель стада для них — несомненный урон. Может быть, они ещё и поэтому просят Иисуса уйти: кто знает, какой ещё убыток принесёт им этот Человек.

И всё же дело, наверное, не в одном материальном ущербе. Дело в том, что исцеление действительно произошло. А значит, произошло чудо, иначе исцеление не объяснить. Язычники, конечно, тоже в чудеса верили, хотя в евангельские времена мир вообще становился всё более скептичным, и вера эта становилась всё более редкой. Но даже те, кто в чудеса верили, не очень-то их ждали и далеко не всегда были им рады.

В языческом мире издавна бытовало представление о том, что благоволение богов проявляется прежде всего в том, что они обнаруживают себя как можно реже. А благоволение их выражается, как думали, в обильных урожаях, множестве детей, коммерческих и военных успехах. Когда же в храме или у алтаря происходит нечто необычное, сверхъестественное, это, конечно, привлекает внимание и может даже принести что-нибудь хорошее, но ведь всё равно речь идёт о нарушении размеренного течения событий, установленного порядка вещей. Сегодня такое нарушение может быть даже полезным, а завтра?

Подобного рода непредсказуемость оказывается для падшего человека хуже всего, он даже готов отказаться от чуда вовсе, лишь бы жить в предсказуемом мире, где всё можно рассчитать и запрограммировать заранее, где даже неожиданность, в известном смысле, оказывается ожидаемой, потому, что ничего действительно нового в таком мире не происходит.

Иисус как раз и принёс с Собой нечто абсолютно новое, прежде не бывалое и не виданное, — Царство. И жители Гадарина это если не поняли, то почувствовали, почувствовали тем полуосознанным чувством, которое порой предупреждает нас об угрозе, об опасности, смысла которой мы часто не понимаем, но в наличии которой не сомневаемся. И они просят Иисуса уйти. И Он уходит: ведь Царство никому не навязывают силой. Но, уходя, Он всё же оставляет жителям города свидетеля: исцелённого Им человека. Ведь только свидетельство о Царстве может в данной ситуации что-то изменить и, быть может, открыть кому-то из горожан путь спасения.

Свернуть

История исцеления одержимого из Гадарина замечательна не только самим фактом исцеления, изгнания бесов, освобождения человека от...

скрыть

История исцеления одержимого из Гадарина замечательна не только самим фактом исцеления, изгнания бесов, освобождения человека от...  Читать далее

 

Самым большим и последним камнем преткновения для фарисеев была простота происхождения Иисуса. Как признать Его Христом, т.е. Мессией? Ведь всем известно, что Мессия — потомок Давида, а значит — царского рода. Фарисеи же видели перед собой лишь сына плотника. Иисус отодвигает вопрос о человеческом происхождении Мессии на второй план: главное — не столько в Его принадлежности к царскому дому, сколько в том, что Он пребывает одесную Отца и является Сыном Божиим, Владыкой мира. Следующие слова — предостережение против лицемерного благочестия, когда внешнее не соответствует внутреннему. При этом Христос не осуждает внешнее само по себе (ср. Мф. 23:2-3). Главная опасность — когда внешнее становится только показным. После того, что Христос сказал о книжниках, мы можем оценить значение лепты вдовицы. Не была ли она одной из тех вдов, которых обирали книжники, предававшиеся лицемерно-долгой молитве? С другой стороны, Христос только что, в ответ на вопрос книжника, выразил существо закона в двоякой заповеди любви. Вопрошавший Его книжник с Ним согласился и, в подтверждение согласия, тоже процитировал закон. И, однако, любовь к Богу, от которой неотделима и любовь к ближнему, явил не книжник, а бедная вдова: если принять во внимание, что прожиточный минимум был равен в то время одному динарию, а кодрант составлял 1/64 динария, то окажется, что вдова не имела для своего пропитания почти ничего, и это ничто, свою последнюю крупицу, она отдала на храм, принесла в жертву Богу. В этом эпизоде перед нами раскрывается все значение малых дел, которые измеряются не внешними исчислениями, а степенью отдачи себя Богу по вере и любви к Нему.

Свернуть

Самым большим и последним камнем преткновения для фарисеев была простота происхождения Иисуса. Как признать...

скрыть

Самым большим и последним камнем преткновения для фарисеев была простота происхождения Иисуса. Как признать...  Читать далее

 

Видение Иакова имеет множество толкований. Многие видят в нем образ заботы Бога о мире посредством ангелов. Другие говорят, что лествица Иакова – это пророчество о воплощении Сына Божьего, соединившего небо и землю. Как бы то ни было, это видение - один их первых образов Библии о том, как осуществляется связь божественного и земного: голос, свет, ангелы и Слово. Иаков получает благословение и подтверждение обетования, данное Аврааму и Исааку. Уважение Бога к выбору человека проявляется здесь в полной мере. Иаков купил первородство за миску чечевичной похлебки, Исав отказался от первородства. Договор, заключенный людьми на земле, признается Богом как действующий навеки, и теперь все права и обязанности первородного переходят к Иакову, как и благословение, и обетование земли.

Свернуть

Видение Иакова имеет множество толкований. Многие видят в нем образ заботы Бога о мире посредством ангелов. Другие...

скрыть

Видение Иакова имеет множество толкований. Многие видят в нем образ заботы Бога о мире посредством ангелов. Другие...  Читать далее

 

Неудивительно, что отношение к себе и к своим словам, выраженное Билдадом, Иов воспринимает, как оскорбление (ст. 2 – 3). Ведь сказанное им сказано не сгоряча и не по недомыслию, для него всё абсолютно серьёзно, а его снова хотят обвинить в грехе, пускай и невольном, и сделать из него посмешище (ст. 3)! Иов же по-прежнему настаивает на том, о чём он уже не раз говорил. Он обвиняет Бога в своих бедах, будучи не без основания уверен, что без воли Божией с ним не случилось бы ничего из того, что ему пришлось пережить (ст. 6 – 24). Но всё же Иов уверен, что, если только когда-нибудь он сможет встретиться с Богом лицом к лицу, ситуация изменится кардинально. Свои надежды страдалец связывает теперь с Мессией, Которого он, следуя сложившейся в послепленном иудаизме традиции, называет Искупителем (ст. 25).

Интересно отметить, что теперь Иов говорит о воскресении, хотя и понимает он его несколько натуралистически (ст. 25 – 26). Как видно, с воскресением и с приходом Мессии Иов связывает, прежде всего, возможность увидеть Бога лицом к лицу и лично разрешить с Ним все свои проблемы. Что же касается друзей Иова, то они, по словам страдальца, ведут себя не как праведники, а как нечестивцы. Вместо того, чтобы поддержать страдающего праведника, они пользуются возможностью для самоутверждения за его счёт (ст. 5 – 6). Он просит своих друзей о милосердии (ст. 21 – 22), хотя и понимает, что никакого милосердия ему от них не дождаться. Может показаться, что обвинения эти слишком суровы, что друзья, заблуждаясь по существу, всё же не желают Иову зла.

Но проблема тут глубже, чем может показаться. Друзья Иова не просто не могут понять Иова, они не хотят и боятся вникать в то, что мучает страдальца. И страх этот носит религиозный характер: и Элифаз, и Билдад, и Цофар просто боятся потерять ту уверенность, которую даёт человеку сознание своей религиозной правоты. И страх этот носит религиозный характер, и Элифаз, и Билдад, и Цофар просто боятся потерять ту уверенность, которую даёт человеку сознание своей религиозной правоты. Иов же такой правоты отнюдь не демонстрирует, он, наоборот, уже не уверен ни в чём, и его друзья пытаются поддержать его. Но делают они это, как бы снисходя к страдальцу со своей высоты и правоты. Они совершенно уверены, что всё происходящее с Иовом — недоразумение, который они обязаны помочь ему разрешить, что они правы во всём, а Иов либо ошибается в своих суждениях, либо не помнит себя от свалившихся на него бед и несчастий. Мысль о возможной правоте Иова кажется им настолько ужасной, что они скорее готовы допустить безумие, временное помешательство своего друга, чем собственное заблуждение. Такая позиция, разумеется, самому Иову не могла не казаться оскорбительной: ведь его положение и без того было серьёзно, а от друзей он не видел ничего, кроме презрительно-жалостливой «помощи», от которой ему не было никакой пользы.

Свернуть

Неудивительно, что отношение к себе и к своим словам, выраженное Билдадом, Иов...

скрыть

Неудивительно, что отношение к себе и к своим словам, выраженное Билдадом, Иов...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).