Блаженный
[евр. ашре; греч. макариос, букв. "счастливый"].
I.: 1) это слово употребляется в Библии по отношению к человеку, к-рого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова "блаженный" мы находим в ВЗ в выражении "блажен муж, который..." или "блажен тот, кто..." (Salmi 1:1; Salmi 2:12; Salmi 31:1; Proverbi 3:13; Giobbe 5:17). В Синод. пер. НЗ слово макариос чаще всего передается как "блажен", но иногда переводится по-другому, напр. "счастливый" (Atti 26:2);
2) в ВЗ считается счастливым тот человек, к-рого Господь благословил полнотой жизни, земными благами (Иов 29:11 и след.; Salmi 126:3-5), а главное - радостью непосредственного общения с Богом. Поэтому благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным (Salmi 1:1; Salmi 40; Salmi 118:1; Salmi 127:1). Блаженными именуются и все, уповающие на Бога (Salmi 2:12; Salmi 32:12; Salmi 39:5; Salmi 83:6.13; Salmi 111:1; Proverbi 16:20; Isaia 30:18). Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу (Пс 31:1 и след.; Salmi 32:12; Salmi 64:5; Salmi 143:15), то этот народ блажен (ср. также Пс 83:6 и след.; Salmi 88:16; Salmi 145:5). Блажен и тот, кого Бог наказывает (Иов 5:17 и след.; Salmi 93:12), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения;
3) в НЗ спасение и блаженство неразрывно связаны с Царством Божиим, путь в к-рое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения (Luca 14:15; Apocalisse 19:9). След., блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово (Matteo 16:17; Matteo 24:46; Luca 1:45; Luca 11:28; Apocalisse 1:3), кто верит в Него (Giovanni 20:29) и не соблазнится о Нем (Matteo 11:6). Особенно призваны радоваться Царству Божию нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду (Мф 5:3 и след.; ср. Лк 6:20 и след.); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными (Matteo 13:16; Luca 10:23). Ср. также -> Заповеди блаженства.
II. Блаженный = "спасенный" от глаголов, означающих "спасать", - евр. йаша, греч. содзеин:
1) в ВЗ встречаются пророчества, с особой ясностью указывающие на грядущего "раба Божия", Мессию и Спасителя: Isaia 42:1-4; Isaia 49:6; Isaia 53:5, Который призван принести спасение и блаженство всему человечеству;
2) в НЗ "спасение" и "избавление" часто связаны с освобождением от болезни, смерти, одержимости и проч.; но наряду с этим в Евангелиях, а особенно в Дeян и в посланиях, главное основание блаженства - это спасительный подвиг Иисуса Христа, избавление от власти греха и смерти, избавление от вечного осуждения и дарование вечного спасения и -> жизни (Tessalonicesi 1 4:17; Pietro 1 1:4; Apocalisse 21:1; Apocalisse 22:1);
3) спасение и блаженство даруются верующему Богом через Иисуса Христа (Matteo 18:11; Luca 19:10; Corinzi 1 1:21; Timoteo 2 1:9). При этом люди, как посланники Божьи, могут быть посредниками Божественного спасения (Romani 11:14; Corinzi 1 9:22; Giacomo 5:20; ср. Corinzi 1 7:16), но только следуя вере и спасительному учению (Giacomo 1:21), человек может достичь спасения и стать блаженным (спасенным). В выражениях "стать блаженным", "быть спасенным", "достичь спасения", "дать спасти себя" слово "блаженный" относится исключительно к людям, принимающим Голгофскую жертву и следующим учению Иисуса Христа. Они оказываются спасенными от порчи преходящего "мира сего" и осознают себя вступающими в "грядущий век" - в новую эпоху спасения, начавшуюся с явления Иисуса Христа. "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Giovanni 3:17). "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых [=блаженных] - сила Божия" (Corinzi 1 1:18). -> Спасение -> Искупление -> Прощение.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||