Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Жизнь, живой
I. ТЕЛЕСНАЯ ЖИЗНЬ
1) в ВЗ под словом "жизнь" [евр. хайим] подразумевается прежде всего телесная Ж. человека, т.е. тот ее период, к-рый ограничен рождением и смертью. Сущность Ж. видится в таких ее проявлениях, как голод и жажда, любовь и ненависть. В этом значении понятие "Ж." тесно связано с понятиями -> плоть [евр. басар] и -> душа [евр. нефеш]. Бог - Творец Ж., тела и души (Genesis 2:7); Он вдохнул в человека "дыхание жизни", и "стал человек душею живою". Т.о., Бог - это "источник жизни" (Psalmorum 35:10), в т.ч. и для животных, и для растений (Genesis 1:24; Deuteronomii 10:14). Однако человек занимает особое место среди живых существ (ср. Psalmorum 8), т.к. только в него Бог вдохнул дыхание Ж., т.е. наделил его какой-то частью Своей сущности и Своей Ж. Среди даров, данных Богом человеку, Ж. является первым и самым ценным даром (Iob 2:4; ср. Deuteronomii 30:15). Особая Божья милость заключается в том, что Он дарует человеку долгую жизнь; в ВЗ о долгой Ж. говорится как о награде за благочестие и смиренную веру (Exodus 20:12; Psalmorum 90:16). Из немногочисл. ветхозаветных свидет-в нельзя с определенностью заключить, что Бог хотел с самого начала даровать человеку вечную Ж. (Genesis 3:22) или что Он предполагал наделить его Ж. долгой и насыщенной (Iob 42:17). Но ясно одно: уменьшение продолжительности Ж. и вообще краткость человеч. Ж. (см. Genesis 6:3; Iob 20:8; Psalmorum 89:10; Isaiae 40:6.7; особенно Притчи) означают Божье наказание. Бог утверждает Ж. Своей свящ. заповедью (Exodus 20:13; Lucam 6:9). Он желает сохранить (Genesis 1:28; Deuteronomii 32:39; Iob 10:12) и умножить (Genesis 9:7) сотворенное Им. В ВЗ главным элементом Ж. считается дыхание (см. Genesis 2:7; Psalmorum 103:30; Ezechielis 37:8-10), к-рое иногда отождествляется с "духом". С др. стороны, носителем Ж. названа также -> кровь (Genesis 9:4; Leviticus 17:11; Deuteronomii 12:23);
2) в НЗ получила свое дальнейшее развитие ветхозаветная идея о том, что человек - это "живущая душа" (Actus 17:25; 1 Corinthios 15:45). Естеств., бренная Ж. [греч. дзоэ] - великое благо, данное человеку Богом, и этим благом Бог может заново одаривать человека (Marcum 5:23), являясь его единств. Господом (Lucam 12:20; 2 Corinthios 1:9; Psalmorum 89:4). Люди должны подражать Иисусу, вступившему в борьбу со -> смертью (-> Воскресение, III,А) и желавшему поддержать жизнь (Ioannem 10:10). Этому учит притча о милосердном самарянине (Lucam 10:25-37), а также заповедь любить Бога и своего ближнего (Marcum 12:29-31).
II. ЖИЗНЬ В РОЖДЕНИИ ОТ БОГА
1) В Библии - и прежде всего в НЗ - говорится не только о телесной Ж., начало и конец к-рой определяются рождением и смертью, но и об иной Ж., берущей свое начало в чудесном рождении от Бога (Ioannem 3:3.5); именно об этой новой Ж. говорится в посланиях ап. Иоанна (напр., 1 Ioannis 5:1.4). Новое рождение, или -> возрождение, открывает доступ в новую Ж. Новая Ж. становится действительностью через веру, т.к. вера связывает человека с Тем, Кто Сам есть новая Ж. от Бога (Ioannem 14:6; Philippenses 1:21). Установление подобной связи с Иисусом приносит освобождение и исцеление от греха (-> Прощение, простить; ср. Numeri 21:8). Вера придает человеч. жизни совершенно новое качество (2 Corinthios 5:17). Телесная Ж., к-рая представляет собой не что иное, как долгое умирание (Psalmorum 89:5.6), становится средством и орудием для новой Ж., не подвластной смерти (Ioannem 5:24). Иисус, воскрешением мертвых и собств. воскресением победивший смерть, Сам стал залогом новой Ж., к-рой Он наделяет верующих в Него и к-рой Сам Он живет в них (Galatas 2:20; Colossenses 1:27). Новая, по сути своей "вечная", Ж. (1 Ioannis 5:13; ср. -> Блаженный) полностью обновляет мышление (Ioannem 17:3) и волю (Lucam 9:26) человека, заставляя его изменить и свои дела. Чем искреннее человек обращается ко Христу, забывая о другой, телесной, Ж., тем полнее бывает обретаемая им новая Ж. (Matthaeum 16:24-26). -> Исцеление;
2) однако пока человек живет на земле, новая Ж. еще не полностью принадлежит ему; кто изменит Христу, тот лишится и новой Ж. (Ioannem 15:2.6; Hebraeos 6:4-6). К этой измене человека постоянно подталкивают страдания (2 Corinthios 4:17), уныние, неверие и страх (Matthaeum 26:69-75). Полноту обетований познает тот, кто претерпит до конца (Matthaeum 24:13) и выстоит, т.е. тот, в ком благодаря его вере сохранится новая Ж. и за порогом смерти (Apocalipsys 2:7.11.17; Apocalipsys 3:5.12.21). В этом случае человек обретет "венец жизни" (Apocalipsys 2:10). Только тогда новая Ж., начатая в вере, совершится в "видении" (2 Corinthios 5:6.7; Apocalipsys 22:4) и в славе (1 Corinthios 13:12.13; 1 Corinthios 15:42.43.57; Colossenses 3:3.4), а совершившись, не будет иметь конца;
3) Бог, Который, обладая полнотой жизни, даровал жизнь всем Своим творениям (Actus 17:25), Который является Богом "не мертвых, но живых" (Matthaeum 22:32) и врагом смерти (1 Corinthios 15:26), многократно назван в Библии "живым Богом" (Iosue 3:10; 1 Samuelis 17:26; Psalmorum 41:3; Matthaeum 26:63; Actus 14:15; Romanos 9:26; 2 Corinthios 3:3). Его Дух дарует Ж. (Ioannem 6:63; Romanos 8:11), а Его слово является живым (Actus 7:38; Hebraeos 4:12; 1 Petri 1:23), т.к. создает Ж. телесную (см. Psalmorum 32:9; Psalmorum 148:5) и пробуждает Ж. духовную. Сам Иисус называет Себя живым хлебом, "хлебом жизни" (Ioannem 6:33.35.48.51) и говорит о Св. Духе как о живой воде (Ioannem 7:38.39).
III. ЖИВАЯ ВОДА ИЗ ИСТОЧНИКА
В Genesis 26:19 живой названа вода из источника, в противоположность воде стоячей, напр., из цистерны. В Ин 4:10 и след. Иисус говорит о живой воде, "текущей в жизнь вечную".

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).