Душа
В Библии слово "душа" имеет различные значения. По мере развития библ. религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл.
I. В ВЗ Д. обозначается др.-евр. словом нефеш - "дышащая", "воздыхающая"; в Синод. пер. это слово (так же как и руах - дух) иногда передается как "дыхание" (ср. Geremia 15:9; Giobbe 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс:
1) из этого следует, что под Д. в древнейшие времена понималось то начало, к-рое сообщает телу -> жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;
2) а) в дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (ср. -> Тварь) - как человека, так и животного (ср. Genesi 1:20; Genesi 2:7.19; Genesi 9:10; Levitico 17:11), - причем чаще всего оно встречается вместе со словом "живая". Т.о., слово "душа" стало обозначать человека как такового, человека в целом (Genesi 42:21; Genesi 46:15; Numeri 5:6; Иез 13:18 и след.; см. также Genesi 27:4.19.25.31; Numeri 11:6; Isaia 42:1; Lamentazioni 3:24). Выражение "душа моя" может выступать в значении "я" (Salmi 41:2), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Salmi 6:4; Salmi 21:21). Слово "душа" может также иметь значение и "кто-то" (Genesi 5:1.4; в Синод. пер. - "если кто..."). След., и о мертвом человеке можно сказать как об умершей Д. (Levitico 19:28; Levitico 21:11; Levitico 22:4; Numeri 6:6; Numeri 9:6; в Синод. пер. - "умерший", "мертвый"); б) выражения "душу мою", "душу его" и т.д. нередко имеют значение "себя", поскольку в др.-евр. языке возвратное местоимение отсутствует; в) если считать, что Д. означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (-> Тело), то станет понятным смысл таких выражений, как "укреплять душу" (Salmi 18:8; Salmi 22:3), "хранить души" (Salmi 96:10) или "сохранить душу" (Salmi 120:7). В последнем случае очевидно тождество понятий "душа" и "человек в целом", к-рое показано с помощью обычного в библ. языке "параллелизма" - повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. "Человек в целом" подразумевается и тогда, когда говорится о том, что Д. жаждет, алчет, насыщается (Salmi 106:9; ср. Salmi 41:3; Proverbi 10:3; Proverbi 25:25), голодает, утомляется, скорбит (Proverbi 27:7; Geremia 31:25) или подкрепляется (Lamentazioni 1:11.19), постится (Salmi 68:11), отвращается (Numeri 21:5; Giobbe 10:1) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Ezechiele 4:14). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение "душой и телом" указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (ср. Salmi 72:26; Salmi 83:3; Apocalisse 18:13). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Giobbe 3:17-19; Иов 10:21 и след.; ср. 1 Цар 28:11 и след. о Самуиле);
3) целостность личности предполагает тождество Д. и силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (ср. Re 1 19:4). Эта жизнь находится в руках Божьих (Giobbe 12:10; Ezechiele 18:4). Он может взять Д.=жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою Д. (Giosuè 9:24; в Синод. пер. - "жизнь"; ср. Ezechiele 32:10). Спасти Д. означает вывести из опасности свою жизнь (Genesi 19:17); уловить душу иногда означает убить кого-л. (Salmi 55:7). Т.о., утрата души - это не что иное, как смерть человека: Д. умирает (Numeri 23:10; Giudici 16:30), ее истребляют (Genesi 17:14), обрекают на смерть (Giudici 5:18). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (Re 1 3:11). Человек порой не дорожит своей душой (Giudici 9:17; в Синод. пер. - "не дорожить жизнью"), но душа может быть и избавлена, спасена (Salmi 6:5; Salmi 33:23; Salmi 114:4). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (ср. Re 1 17:21 - "душа отрока"); об угрозе для жизни может свидет-вовать и выражение "воды дошли до души моей" (Salmi 68:2). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе Д. из тела в ВЗ говорится по-разному: напр., в Geremia 15:9 сказано, что умирающий "испускает дыхание" (в соотв. с тем, что душу связывали с процессом дыхания; ср. Genesi 35:18), а в Salmi 140:8; Isaia 53:12 говорится, что душа "вытряхивается", т.е. исторгается силой (в Синод. пер. это передано другими словами). Носителем "животной", т.е. "жизненной", души (нефеш) считалась кровь (Быт 9:4 и след.; Levitico 17:11). Кровь даже приравнивается к душе (Deuteronomio 12:23), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; ср. "голос крови" (Genesi 4:10). Другое библ. название Д. - нешама, т.е. "дающая дыхание". Согл. этому понятию, при сотворении человека Д. была "вдунута" в него Богом (Genesi 2:7, в Синод. пер. - "дыхание жизни"); Д. является "светильником Господним" в человеке, она испытывает "все глубины его сердца" (Proverbi 20:27, в Синод. пер. - "дух"). Д. также именуется "дыханием Вседержителя" (Giobbe 33:4). Именно нешама, согл. древней иуд. традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;
4) Д. человека трактуется и как орган чувств, при этом слово "душа" может быть заменено словом "сердце", к-рое будет иметь то же значение. Д. страдает (Genesi 42:21), томится и радуется (Salmi 83:3; Salmi 85:4), мучается (Isaia 53:11), любит (Genesi 34:3; Cantico dei Cantici 3:1-4), она нуждается в утешении и получает его (Salmi 76:3; Salmi 93:19), Д. проявляет желания (Втор 12:20 и след.; Michea 7:1), подвергается терзаниям и унынию (Giobbe 19:2; Salmi 41:6), таит злые чувства или выражает их (Proverbi 13:2). Д. порой скорбит (Salmi 118:81; в Синод. пер. - "истаевает от скорби"), изливается (в слезах) (Giobbe 30:16), Д. изливают пред Господом (Samuele 1 1:15). Иногда Д. мыслит ("говорит", Samuele 1 20:4; в Синод. пер. - "желает"), сознает (Salmi 138:14) и волеизъявляет (Genesi 23:8; в Синод. пер. - "вы");
5) если Д. обозначает данную Богом жизнь (Isaia 57:16, евр. нешамот; в Синод. пер. - "дух и всякое дыхание"; Geremia 38:16) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Д. может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Genesi 32:30; Salmi 18:8; Salmi 93:19); тогда и Бог защищает ее (Isaia 38:17). Без Него Д. тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Salmi 41:3; Salmi 62:2), томится по Нему (Salmi 83:3), теряет покой (Lamentazioni 3:17), с Богом же она радуется (Isaia 61:10) и утешается (Salmi 76:3; Salmi 93:19). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей Д. искать Бога (Deuteronomio 4:29) и любить Его (Deuteronomio 6:5; Deuteronomio 10:12). Д. призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Salmi 102:1.22; Salmi 103:1.35), а человеку следует чутко внимать своей Д. (Giosuè 23:11). Независимо от того, воспринимается ли слово "душа" в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.
II. В НЗ:
1) а) здесь встречаются все известные в ВЗ понятия Д. [греч. псюхе]. Д. является силой, поддерживающей жизнь (Atti 20:10; Apocalisse 8:9) и означает саму жизнь (Matteo 2:20; Matteo 20:28; Giovanni 10:11.17; в Синод. пер. - "жизнь"; Atti 15:26; Romani 11:3), к-рую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Luca 12:20). Человек может любить свою Д. (Apocalisse 12:11) или ненавидеть ее (Giovanni 12:25), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Matteo 6:25; Luca 12:22; Atti 20:24). В НЗ, как и в ВЗ, Д. олицетворяет человеческую личность (Atti 2:41: "душ около трех тысяч"; Pietro 1 3:20; ср. Marco 3:4; Corinzi 1 15:45: "душа живущая"); слово Д. также употребляется в смысле "кто-то" или "всякий" (Atti 2:43; Romani 13:1); б) в НЗ, как и в ВЗ, Д. воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Matteo 26:38; Giovanni 12:27), бывает охвачена страхом и стеснением (Atti 2:43; Romani 2:9), раздражается (Atti 14:2; в Синод. пер. - "сердца"), колеблется (Atti 15:24) и мучается (Pietro 2 2:8); Д. может также и лелеять желания (ср. Luca 12:19; Apocalisse 18:14). В НЗ, как и в ВЗ (Isaia 1:14; Isaia 42:1), говорится о душе Божьей (Matteo 12:18; Ebrei 10:38); в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его "всею душою" (Matteo 22:37). Д. в НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над к-рой не властна смерть (ср. -> Жизнь, II). В этом смысле Д. - это самое ценное, чем располагает человек (Matteo 16:26). Д., а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Marco 12:30; Luca 10:27; Efesini 6:6). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может "погубить" его Д. (Matteo 10:28), т.е. лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей Д. (Matteo 16:26), к-рая подвержена искушениям и поддается им (Pietro 1 2:11; Pietro 2 2:14), но Бог желает, чтобы она спаслась (Giacomo 1:21; Giacomo 5:20; ср. Pietro 1 1:9). Бог - Создатель Д. (Pietro 1 4:19), Он знает ее и призывается ею во свидет-во (Corinzi 2 1:23), Он хочет очистить ее (Pietro 1 1:22). Христос - ее Пастырь и Блюститель (Pietro 1 2:25), желающий дать ей покой (Matteo 11:29). Его ученики призваны заботиться о Д. людей (Corinzi 2 12:15; Ebrei 13:17; Giovanni 3 1:2). Человек всегда подвержен опасности потерять Д., если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Matteo 10:39; Matteo 16:25; Marco 8:35;
2) а) Д. отличается от духа [греч. пневма] (Tessalonicesi 1 5:23) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от Д. как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Ebrei 4:12 говорится о разделении Д. и духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины Д. намерения, к-рыми человек подсознательно руководствуется. В Tessalonicesi 1 5:23 указывается, что и дух, и Д. нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (ср. Лк 1:46 и след.); б) о различии между Д. и духом говорится и в 1 Кор 15:44 и след., где Д. обозначает сущность "перстного", т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от "небесного Адама", живущего духом и названного "духом животворящим" (Corinzi 1 15:45). "Духовный" и "душевный" в данном случае - синонимы "небесного" и "перстного". Противопоставление "первого Адама" "второму" восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из к-рых человек создается "по образу и подобию Бога", а во втором - "из праха земного" (Genesi 1:26.27; Genesi 2:7). В течение земной жизни Д. полностью объединена с телом, т.е. с плотью, к-рая может подчинить себе Д. и властвовать над ней (Pietro 1 2:11). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов - врагом (Флп 3:18 и след.). Божье освящение почиет на Д. как на сущности, в наиб. степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое -> возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная Д. (Corinzi 1 2:14; ср. Giovanni 14:17);
3) о том, что происходит с Д. после смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что Д. часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в нек-рых религиях понятия Д. как таковой, т.е. независимо от образа определ. человека. Это убедительно показано в Tessalonicesi 1 5:23, где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, Д. и тела. Не только тело, но и Д. нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только Д., но и люди в целостности их Д. и тел (Apocalisse 20:12.13). Для объяснения того, что происходит с Д. после смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (ср. Isaia 14:9-11; Luca 16:22.23; -> Ад, преисподняя, II), пока их не призовут на последний (Страшный) -> суд по -> Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Luca 23:43; ср. Filippesi 1:23), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Apocalisse 6:9, где говорится о Д. мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согл. ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь Д. существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, к-рыми их наделяет Божий Дух (ср. -> Воскресение).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||