Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Душа
В Библии слово "душа" имеет различные значения. По мере развития библ. религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл.
I. В ВЗ Д. обозначается др.-евр. словом нефеш - "дышащая", "воздыхающая"; в Синод. пер. это слово (так же как и руах - дух) иногда передается как "дыхание" (ср. Jér 15:9; Job 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс:
1) из этого следует, что под Д. в древнейшие времена понималось то начало, к-рое сообщает телу -> жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;
2) а) в дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (ср. -> Тварь) - как человека, так и животного (ср. Gen 1:20; Gen 2:7.19; Gen 9:10; Lév 17:11), - причем чаще всего оно встречается вместе со словом "живая". Т.о., слово "душа" стало обозначать человека как такового, человека в целом (Gen 42:21; Gen 46:15; Nombr 5:6; Иез 13:18 и след.; см. также Gen 27:4.19.25.31; Nombr 11:6; Is 42:1; Lam 3:24). Выражение "душа моя" может выступать в значении "я" (Ps 41:2), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Ps 6:4; Ps 21:21). Слово "душа" может также иметь значение и "кто-то" (Gen 5:1.4; в Синод. пер. - "если кто..."). След., и о мертвом человеке можно сказать как об умершей Д. (Lév 19:28; Lév 21:11; Lév 22:4; Nombr 6:6; Nombr 9:6; в Синод. пер. - "умерший", "мертвый"); б) выражения "душу мою", "душу его" и т.д. нередко имеют значение "себя", поскольку в др.-евр. языке возвратное местоимение отсутствует; в) если считать, что Д. означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (-> Тело), то станет понятным смысл таких выражений, как "укреплять душу" (Ps 18:8; Ps 22:3), "хранить души" (Ps 96:10) или "сохранить душу" (Ps 120:7). В последнем случае очевидно тождество понятий "душа" и "человек в целом", к-рое показано с помощью обычного в библ. языке "параллелизма" - повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. "Человек в целом" подразумевается и тогда, когда говорится о том, что Д. жаждет, алчет, насыщается (Ps 106:9; ср. Ps 41:3; Prov 10:3; Prov 25:25), голодает, утомляется, скорбит (Prov 27:7; Jér 31:25) или подкрепляется (Lam 1:11.19), постится (Ps 68:11), отвращается (Nombr 21:5; Job 10:1) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Ez 4:14). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение "душой и телом" указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (ср. Ps 72:26; Ps 83:3; Apoc 18:13). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Job 3:17-19; Иов 10:21 и след.; ср. 1 Цар 28:11 и след. о Самуиле);
3) целостность личности предполагает тождество Д. и силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (ср. 1Rois 19:4). Эта жизнь находится в руках Божьих (Job 12:10; Ez 18:4). Он может взять Д.=жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою Д. (Jos 9:24; в Синод. пер. - "жизнь"; ср. Ez 32:10). Спасти Д. означает вывести из опасности свою жизнь (Gen 19:17); уловить душу иногда означает убить кого-л. (Ps 55:7). Т.о., утрата души - это не что иное, как смерть человека: Д. умирает (Nombr 23:10; Jug 16:30), ее истребляют (Gen 17:14), обрекают на смерть (Jug 5:18). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (1Rois 3:11). Человек порой не дорожит своей душой (Jug 9:17; в Синод. пер. - "не дорожить жизнью"), но душа может быть и избавлена, спасена (Ps 6:5; Ps 33:23; Ps 114:4). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (ср. 1Rois 17:21 - "душа отрока"); об угрозе для жизни может свидет-вовать и выражение "воды дошли до души моей" (Ps 68:2). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе Д. из тела в ВЗ говорится по-разному: напр., в Jér 15:9 сказано, что умирающий "испускает дыхание" (в соотв. с тем, что душу связывали с процессом дыхания; ср. Gen 35:18), а в Ps 140:8; Is 53:12 говорится, что душа "вытряхивается", т.е. исторгается силой (в Синод. пер. это передано другими словами). Носителем "животной", т.е. "жизненной", души (нефеш) считалась кровь (Быт 9:4 и след.; Lév 17:11). Кровь даже приравнивается к душе (Deut 12:23), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; ср. "голос крови" (Gen 4:10). Другое библ. название Д. - нешама, т.е. "дающая дыхание". Согл. этому понятию, при сотворении человека Д. была "вдунута" в него Богом (Gen 2:7, в Синод. пер. - "дыхание жизни"); Д. является "светильником Господним" в человеке, она испытывает "все глубины его сердца" (Prov 20:27, в Синод. пер. - "дух"). Д. также именуется "дыханием Вседержителя" (Job 33:4). Именно нешама, согл. древней иуд. традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;
4) Д. человека трактуется и как орган чувств, при этом слово "душа" может быть заменено словом "сердце", к-рое будет иметь то же значение. Д. страдает (Gen 42:21), томится и радуется (Ps 83:3; Ps 85:4), мучается (Is 53:11), любит (Gen 34:3; Cant 3:1-4), она нуждается в утешении и получает его (Ps 76:3; Ps 93:19), Д. проявляет желания (Втор 12:20 и след.; Mich 7:1), подвергается терзаниям и унынию (Job 19:2; Ps 41:6), таит злые чувства или выражает их (Prov 13:2). Д. порой скорбит (Ps 118:81; в Синод. пер. - "истаевает от скорби"), изливается (в слезах) (Job 30:16), Д. изливают пред Господом (1 Sam 1:15). Иногда Д. мыслит ("говорит", 1 Sam 20:4; в Синод. пер. - "желает"), сознает (Ps 138:14) и волеизъявляет (Gen 23:8; в Синод. пер. - "вы");
5) если Д. обозначает данную Богом жизнь (Is 57:16, евр. нешамот; в Синод. пер. - "дух и всякое дыхание"; Jér 38:16) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Д. может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Gen 32:30; Ps 18:8; Ps 93:19); тогда и Бог защищает ее (Is 38:17). Без Него Д. тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Ps 41:3; Ps 62:2), томится по Нему (Ps 83:3), теряет покой (Lam 3:17), с Богом же она радуется (Is 61:10) и утешается (Ps 76:3; Ps 93:19). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей Д. искать Бога (Deut 4:29) и любить Его (Deut 6:5; Deut 10:12). Д. призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Ps 102:1.22; Ps 103:1.35), а человеку следует чутко внимать своей Д. (Jos 23:11). Независимо от того, воспринимается ли слово "душа" в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.
II. В НЗ:
1) а) здесь встречаются все известные в ВЗ понятия Д. [греч. псюхе]. Д. является силой, поддерживающей жизнь (Act 20:10; Apoc 8:9) и означает саму жизнь (Mt 2:20; Mt 20:28; Jn 10:11.17; в Синод. пер. - "жизнь"; Act 15:26; Rom 11:3), к-рую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Lc 12:20). Человек может любить свою Д. (Apoc 12:11) или ненавидеть ее (Jn 12:25), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Mt 6:25; Lc 12:22; Act 20:24). В НЗ, как и в ВЗ, Д. олицетворяет человеческую личность (Act 2:41: "душ около трех тысяч"; 1Pi 3:20; ср. Mc 3:4; 1Cor 15:45: "душа живущая"); слово Д. также употребляется в смысле "кто-то" или "всякий" (Act 2:43; Rom 13:1); б) в НЗ, как и в ВЗ, Д. воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Mt 26:38; Jn 12:27), бывает охвачена страхом и стеснением (Act 2:43; Rom 2:9), раздражается (Act 14:2; в Синод. пер. - "сердца"), колеблется (Act 15:24) и мучается (2Pi 2:8); Д. может также и лелеять желания (ср. Lc 12:19; Apoc 18:14). В НЗ, как и в ВЗ (Is 1:14; Is 42:1), говорится о душе Божьей (Mt 12:18; Hébr 10:38); в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его "всею душою" (Mt 22:37). Д. в НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над к-рой не властна смерть (ср. -> Жизнь, II). В этом смысле Д. - это самое ценное, чем располагает человек (Mt 16:26). Д., а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Mc 12:30; Lc 10:27; Eph 6:6). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может "погубить" его Д. (Mt 10:28), т.е. лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей Д. (Mt 16:26), к-рая подвержена искушениям и поддается им (1Pi 2:11; 2Pi 2:14), но Бог желает, чтобы она спаслась (Jacq 1:21; Jacq 5:20; ср. 1Pi 1:9). Бог - Создатель Д. (1Pi 4:19), Он знает ее и призывается ею во свидет-во (2Cor 1:23), Он хочет очистить ее (1Pi 1:22). Христос - ее Пастырь и Блюститель (1Pi 2:25), желающий дать ей покой (Mt 11:29). Его ученики призваны заботиться о Д. людей (2Cor 12:15; Hébr 13:17; 3Jean 1:2). Человек всегда подвержен опасности потерять Д., если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Mt 10:39; Mt 16:25; Mc 8:35;
2) а) Д. отличается от духа [греч. пневма] (1Thess 5:23) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от Д. как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Hébr 4:12 говорится о разделении Д. и духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины Д. намерения, к-рыми человек подсознательно руководствуется. В 1Thess 5:23 указывается, что и дух, и Д. нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (ср. Лк 1:46 и след.); б) о различии между Д. и духом говорится и в 1 Кор 15:44 и след., где Д. обозначает сущность "перстного", т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от "небесного Адама", живущего духом и названного "духом животворящим" (1Cor 15:45). "Духовный" и "душевный" в данном случае - синонимы "небесного" и "перстного". Противопоставление "первого Адама" "второму" восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из к-рых человек создается "по образу и подобию Бога", а во втором - "из праха земного" (Gen 1:26.27; Gen 2:7). В течение земной жизни Д. полностью объединена с телом, т.е. с плотью, к-рая может подчинить себе Д. и властвовать над ней (1Pi 2:11). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов - врагом (Флп 3:18 и след.). Божье освящение почиет на Д. как на сущности, в наиб. степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое -> возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная Д. (1Cor 2:14; ср. Jn 14:17);
3) о том, что происходит с Д. после смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что Д. часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в нек-рых религиях понятия Д. как таковой, т.е. независимо от образа определ. человека. Это убедительно показано в 1Thess 5:23, где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, Д. и тела. Не только тело, но и Д. нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только Д., но и люди в целостности их Д. и тел (Apoc 20:12.13). Для объяснения того, что происходит с Д. после смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (ср. Is 14:9-11; Lc 16:22.23; -> Ад, преисподняя, II), пока их не призовут на последний (Страшный) -> суд по -> Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Lc 23:43; ср. Phil 1:23), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Apoc 6:9, где говорится о Д. мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согл. ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь Д. существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, к-рыми их наделяет Божий Дух (ср. -> Воскресение).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).