Город
I. Слово "город" (евр.ур) означает поселение с постоянным местоположением, в отличие от временных поселений, состоявших из переносных пастушеских шатров (Чис 32:41), а также от неогороженных сел (Нав 15:32.; Неем 6:2) и одиночных жилищ, располож. на полях (Втор 28:3). II. Г. возникают в местностях с оседлым населением как поселки ремесленников и торговцев, зачастую как резиденции властителей (ср. многочисл. сир.-палест. царства, т.е. города-государства). Поэтому Г. всегда олицетворяет политич. власть. В качестве первых основателей городов в Библии названы Каин (Быт 4:17) и Нимрод (Быт 10:8-12). Особую роль, как центры торговли, перекрестки торг. путей и места средоточия властных структур в Палестине играли, с одной стороны, портовые Г. финикийцев на западе, с другой, - Г. на окраине пустыни, на границах обжитых кочевниками областей, такие как Дамаск, Рав-ва, Петра и Вирсавия (Беэр-Шева).
III: 1) значение и благополучие Г. зависели от различных обстоят-в. Плодородная земля в окрестностях должна была гарантировать снабжение Г. пищевыми продуктами (ср. Ис 28:1), а хорошие источники были необходимы для орошения земли и гор. водоснабжения. Для строит-ва Г. охотно выбирали труднодоступные, со всех сторон окруженные долинами возвышенности (ср. Нав 11:13; Мф 5:14), по возможности располож. вблизи дорог (ср. Иерихон,Капернаум,Самария,Си-хем; ср. Дорога). Г., впоследствии ставшие торг. центрами, служили окрестным селам и городкам местами отправления правосудия, а в воен. время - крепостями, где могло укрыться население (ср.Неем 11:25;Иез 38:11);
2) стратегически выгодное положение Г. усиливалось строит-вом крепостей, часто довольно внушительных (Крепость). Напр., стены Мегиддо были толщиной до 8 м, а вые. - 5-10 м. Гигантские, иногда двойные, гор. ворота наглухо закрывались при появлении врага. Основательные, выдававшиеся вперед башни и брустверы повышали оборонительную мощь городов. Последним прибежищем внутри города чаще всего служила цитадель;
3) гор. застройка занимала, как правило, небольшую площадь (Мегиддо 5 га; Сихем 4 га; Иерихон 2,5 га), поэтому улицы и переулки были узкими. Большие собрания народа предпочитали устраивать у ворот, место у к-рых в ветхозаветные времена заменяло рыночную площадь (Торжище). Здесь осуществлялось правосудие (ср. Пс 117:19; Притч 22:22) и оглашались решения гор. властей. Ремесленники, изготовлявшие одну и ту же продукцию, нередко населяли в городах свою улицу, напр., пекари (Иер 37:21) или златоделы. На определ. улицах концентрировались мелочные торговцы (3 Цар 20:34; Неем 3:31). В тех Г., где не было своих источников, строились водопроводы, как, напр., в Иерусалиме (4 Цар 20:20; Ис 7:3 - Силоам) или водосборники (Камень Меши). В эллини-стич. и рим. периоды, особенно при Ироде Великом и его преемниках, гор. строительство стало принимать огромные размеры. Властители занялись украшением своих Г.; сооружались дороги, насаждались сады и рощи (напр., - Иерихон; ср. Лк 19:4), создавались рыночные площади и амфитеатры (Иерусалим, Самария);
4) Библия доносит до нас лишь отрывочные сведения о гор. администрации. Управление Г. осуществляли его старейшины (1 Цар 11:3). Не у всех Г. было свое судопроизводство, но, вероятно, в каждом имелись надзирающие за порядком служащие Торжище). Во главе гор.управления, согл. Закону Моисея, стояли старейшины, судьи,чиновники и писцы (ср.Втор 16:18), к-рые были ответственны за налогообложение и за состояние оборонит. сооружений и дорог. О градоначальниках и начальниках гор. полуокругов сообщается в 3 Цар 22:26; 4 Цар 23:8; 2 Пар 18:25; Неем 3:18. На гор. башнях несли вахту дозорные (2 Цар 18:24; 4 Цар 9:17.), в то время как "стражи" заботились о порядке в самом Г. (Пс 126:1; Песнь 3:3 и проч). В Иез 13:9, вероятно, упоминается список граждан израильских городов. Рим. города, как правило, управлялись преторами.или дуумвирами /греч.стрй-тегой/. Преторам, как и рим. консулам, подчинялись ликторы, или "городские служители" (Деян 16:35,38). Греч. Фессалониками управлял гор. начальник, "политарх" (Деян 17:6,8, в Синод, пер. - "городские начальники"), Эфесом, городом с мировой известностью - блюститель порядка, "грамма-теус" (Деян 19:35).
IV. Застройка и внутр. структура Г. отражали определ. эпоху. Гор. стены в бронзовом веке были столь мощными, что соглядатаи сообщают: "города там большие и с укреплениями до небес" (Втор 1:28). Стены Г. железного века в большинстве своем менее мощны. Часто при раскопках они оказываются давно обвалившимися, в то время как стены, сохранившиеся от бронзового века и послужившие им фундаментом, еще стоят. Архитектура Г. соответствует господствовавшим тогда политич. и социальным условиям. Толстые стены бронзового века восходят ко времени хананеев, когда население, по указанию гор. князей (царей), должно было исполнять подневольные работы. Такого рода царствования, при к-ром население, как рабочая сила, было полностью подчинено произволу царя, израильтяне сначала не знали. Большое стро-ит-во в Израиле начинается при Соломоне. Для этого было привлечено к оброчным работам (Принудительные работы) покоренное ханан. население (3 Цар 9:15,20). Мощные укрепления Мицпы (Массифа) и других погран. городов свидет-вуют о войнах между Иудейским и Израильским царствами после их разделения. Широкомасштабное эллинистич. гор. строит-во дает наглядное представление о проникновении в Палестину греч. культуры.
V: 1) название Г. нередко дает сведения о:
а) его положении: Рама, Рамоф др.-евр. "высота" - город, располож. на горе, холме; "авел" - луг, речная долина (2 Цар 20:15), "эйн" (в Синод, пер. иноща - "ен") или "аин" - "источник" (Нав 15:34), "беер" (в Синод. пер.-"вир") -"колодец" (Нав 15:28),"Эмек" (в Синод, пер. - "емек") - "долина" (Нав 18:21);
б) плодородии окрестных земель и занятиях жителей Г.: Виффагия = "дом смокв"; Махалев = "тучность"; Вифсаида = "дом рыбной ловли"; Вифлеем = "дом хлеба";
в) поклонении некоему божеству: Аште-роф-Карнаим = "рога Астарты"; Беф-Дагон = "дом Дагона"; Иерихон = "лунный";
г) покровителе или основателе Г.: Кесария названа в честь "кесаря" (цезаря) Августа, Антипатрида названа так Иродом Великим в честь своего отца. Самария получила греч. название "Себастия" также в честь - Августа;
2) Иерусалим как столица, т.е. главный город страны, неоднократно обозначен просто как "город" (Мф 21:17; Лк 19:41).
VI. См. отдельные статьи о важнейших городах, например Вавилон, Беф-Сан, Дамаск, Иерусалим, Мегиддо, Самария, Сихем и проч., а также Города-убежища, Левиты, Небесный Иерусалим.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||