Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Календарь

I. Евр календарный год основан на годичном ЛУННОМ ЦИКЛЕ и состоит из 12 месяцев по 29 и 30 дней в каждом попеременно, что составляет 354 дня. Подобные системы летосчисления были свойственны кочевым народам. Следует отметить, что в евр. языке сущ. ходеш - "месяц" - имеет ту же основу, что и глагольная форма "быть новым" (о новом дне, о новой луне). С луной был связан праздник Новомесячия (1 Цар 20:5; Ис 1:13.14; Ос 2:11; Ам 8:5). Израильтянам был известен и егип. способ летосчисления по СОЛНЕЧНОМУ ГОДУ, обусловленный сезонными полевыми работами и соответств. ежегодными праздниками (см. Лев 23:11.39.40; Неем 8:14-16). Солнечный год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом плюс 5 доп. дней, что в сумме давало 365 дней. Поскольку между лунным и солнечным годами было расхождение в 11 дней, возникала необходимость каждые 2-3 года согласовывать лунный календарь с солнечным, чтобы праздник Пасхи, к-рый приходился на 15-й день первого месяца, не отмечался раньше начала уборки урожая (Лев 23:10.15.16). С этой целью вводился дополнит. месяц. Но практика прибавления 13-го месяца, ве-адара (второго адара), известна ученым только со времени возвращения израильтян из вавил. плена; в Библии об этом сведений нет.

II: 1) со времени исхода из Египта и до конца вавил. плена МЕСЯЦЫ в евр. календаре именовались в соответствии с порядковым номером: первый, второй и т.д. (Исх 16:1; Числ 33:38; 3 Цар 12:32; 4 Цар 25:1.3.8.25; 1 Пар 27:2-15; 2 Пар 15:10). Но в Библии встречаются и более древние, употреблявшиеся еще хананеями, названия месяцев, производные от слов, обозначающих времена года, - авив, зиф, афаим и бул (см. ниже). Остальные названия израильтяне заимствовали у вавилонян во время пребывания в плену. В соответствии с заповедью (Исх 12:2; Исх 13:4), началом года считался весенний месяц авив, или нисан. От него отсчитывалось не только время проведения праздников, но и время правления израил. царей. Гражд., или хозяйств. год, видимо, начинался осенью, в месяц тишри (Исх 23:16; Исх 34:22; Лев 25:4.9.10), от него же исчислялось и время правления царей Иудеи (-> Летосчисление, IV,1);
2) о том, что время правления иуд. царей исчислялось с осени, свидет-вуют след. места в Библии: а) Иосия повелел восстановить храм в 18-й год своего правления (4 Цар 22:3 и след.). Затем была найдена книга Закона, после чего последовали ее публичное прочтение и заключение завета (4 Цар 23:1-3), очищение храма от идолов и разрушение капищ в окрестностях Иерусалима, в Вефиле и городах Самарии. Вслед за этим, опять-таки в 18-й год правления Иосии, была совершена Пасха Господу. Все эти события вряд ли могли произойти в короткий промежуток между 1-м и 14-м нисана, что говорит в пользу исчисления времени правления начиная с осени; б) согл. Иезекиилю, исчисляющему годы плена с того времени, когда в 597 г. до Р.Х. в Вавилон был уведен -> Иехония, падение Иерусалима произошло в 587 или в 586 г. до Р.Х.; 25-й год плена - это 14-й год от падения Иерусалима, следовательно, падение Иерусалима приходится на 12-й год плена (см. Иез 40:1; ср. Иез 33:21 и табл. ниже). Год падения Иерусалима был, согл. 4 Цар 25:2, 11-м годом правления царя Седекии. А т.к. вавил. хроника сообщает, что Седекия начал править во втором адаре 597 г. до Р.Х., то падение города в 4-й месяц (4 Цар 25:3.4; Иер 39:2; Иер 52:6) могло приходиться на 11-й год его правления только в гражд. год (начинавшийся с месяца тишри), в свящ. же год (начинавшийся с нисана) оно приходилось бы на 12-й год его правления (следует иметь в виду, что время от фактич. вступления на престол до даты офиц. начала первого года правления не учитывалось). Библ. сведения о дате падения Иерусалима согласуются друг с другом только в том случае, если время правления Седекии исчислялось с осени (см. расхождения относит. даты падения Иерусалима - в 587 или 586 г. до Р.Х.);
3) время правления царей отсчитывалось с осени, в то время как счет месяцев в году производился с весны до весны;
4) первым свидет-вом об исчислении года правления с осени являются сведения о строит-ве -> храма, продолжавшемся с зифа (2-й месяц) 4-го года правления Соломона до була (8-й месяц) 11-го года, т.е. семь лет (3 Цар 6:1.37.38). В случае же исчисления времени строит-ва по свящ. календарю результат равнялся бы восьми годам. Т.о., время правления Соломона исчислялось уже по гражд. календарю.

III. Порядок проведения полевых работ описан в т.н. "Гезерском календаре" (ок. X в. до Р.Х.). Сельскохоз. год начинался с осени; при этом два месяца отводилось на сбор урожая оливок, два - на сев зерновых культур, два - на поздний сев, один - на теребление льна, один - на сбор урожая ячменя, один - на сбор урожая пшеницы и праздник Пятидесятницы, два - на подрезание виноградной лозы, один - на сбор летних фруктов.

IV. РАЗДЕЛЕНИЕ ГОДА НА МЕСЯЦЫ:
1) в месяце АВИВ, или НИСАН, было 30 дней (в европ. календаре он соответствует периоду с середины марта до середины апреля). В память об исходе израильтян из Египта Господь определил для них этот месяц как первый месяц года (Исх 12:1.2; Исх 13:4). После вавил. плена название "авив" ("месяц колосьев") было заменено на "нисан" (Неем 2:1; Есф 3:7). В первый день этого месяца, как и в первый день всех других месяцев года, отмечался праздник Новомесячия (-> Луна). Вечером 14-го нисана праздновалась -> Пасха (Исх 12:18.19; Исх 13:3-10) как начало праздника Опресноков, продолжавшегося с 15-го по 21-й день месяца (Лев 23:6). 16-го совершалось принесение Господу первых (-> Первородство, II,3) весенних плодов (Лев 23:10-14). Ранние или поздние дожди (-> Дождь) приводили к подъему воды в Иордане (Ис Нав 3:15; 1 Пар 12:15). Начинался сбор урожая: льна (Ис Нав 2:6) и ячменя на прибрежных равнинах, ячменя и пшеницы - в долине Иордана. Затем наступал засушливый период;
2) в месяце ЗИФ, или ИЯР, было 29 дней (середина апреля - середина мая). Во время этого "месяца цветов" (3 Цар 6:1.37), в 14-й день, праздновалась т.н. малая Пасха для тех, кто не смог по к.-л. причинам принять участие в праздновании настоящей Пасхи (Числ 9:10-12). Повсеместно шла уборка ячменя (Руф 1:22) и пшеницы (Руф 2:23), чему не могли помешать редкие в этот период дожди;
3) в месяце СИВАН было 30 дней (середина мая - середина июня) (Есф 8:9). В шестой день этого месяца праздновалась -> Пятидесятница (Лев 23:15-21), или праздник Седмиц (Втор 16:9-11), называвшийся также праздником Жатвы (Исх 23:16.19). Начинался сбор урожая яблок и ранних смокв (инжира). Цветение олеандра возвещало о начале лета. До октября прекращались дожди. Преобладал сев.-зап. ветер;
4) в месяце ТАММУЗ (середина июня - середина июля) было 29 дней (Зах 8:19). В 17-й день таммуза соблюдался пост в память о разбитии Моисеем скрижалей завета (Исх 32:19). Жители горных областей приступали к жатве пшеницы. Созревание первого винограда совпадало с наступлением летней жары;
5) в месяце АВ (середина июля - середина августа) было 30 дней (Езд 7:9). В 9-й день этого месяца соблюдался пост в память о разрушении Навузарданом храма (4 Цар 25:8.9; Зах 7:3.5; Зах 8:19). Начинался сбор урожая винограда, инжира и грецкого ореха. Летняя жара усиливалась;
6) в месяце ЭЛУЛ (середина августа - середина сентября) было 29 дней (Неем 6:15). Это время позднего сбора винограда, гранатов, миндаля, фиников и олив. Все еще стояла летняя жара;
7) месяц АФАНИМ (возм., месяц "постоянно текущих ручьев", т.е. наводнений), или ТИШРИ, (середина сентября - середина октября) был свящ. праздничным месяцем; в нем было 30 дней (3 Цар 8:2). В 1-й день месяца отмечался праздник Труб (Лев 23:24 и след.; Числ 29:1), к-рый позднее стал праздником Нового года (Рош-Гашана). В 3-й день соблюдался пост в память об убийстве Годолии (4 Цар 25:25; Зах 7:5; Зах 8:19); 10-й день месяца был великим -> Днем очищения (Йом-Кипур; Лев 16:1; Лев 23:26-32). С 15-го по 21-й день отмечался -> праздник Кущей (Суккот), самый радостный, сопровождающийся многочисл. народными обрядами праздник израильтян. Он устраивался в знак благодарения за получ. урожай, а также в память о странствовании в пустыне (Лев 23:34 и след.). Поэтому в дни этого праздника израильтяне жили в специально сооруж. шалашах, или -> шатрах. Приносились в жертву Богу первые плоды винограда и масличных (Исх 23:16; Втор 16:13); 22-й день - "великий день" свящ. собрания (Лев 23:36; Числ 29:35; Неем 8:18; Ин 7:37). Наступало время сбора урожая оливок и фиников. Начинался сезон дождей, приступали к пахоте, севу и посадке различных культур (см. Притч 20:4; Екк 11:4);
8) в месяце БУЛ ("дождливый месяц"), или МАРХЕШВАН, (середина октября - середина ноября) было 29 или 30 дней. Это "месяц ростков" или, возм., "месяц дождей" (3 Цар 6:38). Производился сев ячменя и пшеницы, сбор урожая оливок в Северной Галилее, созревали зимние смоквы;
9) в месяце КИСЛЕВ (середина ноября - середина декабря) было 29 или 30 дней (Неем 1:1; Зах 7:1 - в Синод. пер. - "хаслев"). Начиная с 25-го дня кислева восемь дней праздновался праздник Обновления - очищения храма (Ин 10:22). Наступала зима, шли дожди, в горах выпадал снег; собирали зимние смоквы, начинала прорастать трава;
10) в месяце ТЕВЕТ (середина декабря - середина января) было 29 дней (Есф 2:16 - в Синод. пер. - "тебеф"). В 10-й день месяца соблюдался пост в память о начале осады Иерусалима Навуходоносором (4 Цар 25:1; Зах 8:19). В этот самый холодный месяц года, когда нередки были снег и град (Ис Нав 10:11), созревали апельсины, а долины пестрели цветущими ветреницей и маком;
11) в месяце ШЕВАТ (середина января - середина февраля) было 30 дней (Зах 1:7). Это время цветения миндаля и персиковых деревьев. Наступали теплые дни;
12) в месяце АДАР (середина февраля - середина марта) было 29 или 30 дней (Езд 6:15; Есф 3:7). В 14-й и 15-й дни месяца отмечался праздник -> Пурим в память об избавлении евреев (Есф 9:20-28). В это время гремели частые грозы и шли дожди с градом; начинался период поздних дождей, от к-рых зависел будущий урожай. Шел сбор урожая цитрусовых;
13) ВЕ-АДАР, т.е. второй адар, вводился только в високосный год.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).