Масть (мазь), умащать, помазание
I. Израильтяне высоко ценили благовония вообще и притирания в частн. (Pro 27:9; Ecc 7:1; Sol 1:2; Isa 39:2). Их использовали при повседневном уходе за телом (Rut 3:3; Amo 6:6; Mat 6:17) и волосами (Ecc 9:8), для очищения кожи, а также как ароматич. притирания (Est 2:12). Отказ от притираний был знаком траура или покаяния (Sa2 14:2; Dan 10:3). Помазание головы маслом в новозаветное время было знаком уважения к гостю (Luk 7:46); так, женщины неоднокр. помазывали Иисуса, выражая Ему свою любовь и благодарность (ср. Mat 26:6-13). Обычно М. служило оливковое масло с добавлением благовонных веществ, из к-рых в Библии упоминаются -> нард (Joh 12:3) и -> мирра (Sol 5:5). Библ. тексты (Mat 26:7; Mar 14:3.8) позволяют предположить, что во многих случаях речь идет о веществах прим. той же консистенции, что и совр. духи. -> Составляющий масти.
II: 1) мази применялись и в медицине. Для лечения ран использовали оливковое масло (елей) (Isa 1:6; Luk 10:34) и бальзам (Jer 8:22). Из Rev 3:18 известно о существовании -> глазной мази. Существовал обычай мазать маслом больных при совершении над ними молитвы, чтобы Господь даровал им исцеление (Mar 6:13; Иак 5:14 и след.; -> Исцеление больных). М. использовались также, когда тело покойного готовили к погребению (Ch2 16:14; Mat 26:12; Luk 23:56; Joh 12:3.7; Joh 19:40);
2) в Gen 50:2.26 говорится о практиковавшемся в Египте бальзамировании тела умершего; эта процедура занимала особое место в егип. культе мертвых. В Библии упоминается о бальзамировании тел Иакова и Иосифа, к-рое было произведено в Египте. Приготовлением тела к погребению занимались особые специалисты. Метод бальзамирования зависел от социального статуса умершего. Один из самых дорогих способов бальзамирования заключался в том, что из трупа извлекали мозг и внутренности, тело промывали вином, обрабатывали солью и специями и помещали на 70 дней в едкий натр; после этого пеленали узкими полотняными лентами (дл. до 500 м) и укладывали в деревянный саркофаг, украш. резьбой и росписью. Нек-рых покойников хоронили в нескольких саркофагах, вставл. один в другой; отдельные саркофаги могли быть металлич.
III: 1) в Библии говорится об обряде помазания, посредством к-рого человек освящался для определ. служения. Такого помазания удостаивались пророки, цари и священники. Бог повелел Илии помазать себе в преемники Елисея (Ki1 19:16). Аарон и его наследники на посту первосвященника помазывались свящ. елеем (Exo 28:41; Exo 30:30; Lev 8:12.30). Саул (Sa1 9:16), Давид (Sa1 16:1), Соломон (Ki1 1:34), Азаил Сирийский (3 Цар 19:15 и след.), Ииуй, Иоас (Ki2 11:12) были помазаны в цари. С помазанием может быть связан дар Св. Духа (ср. Sa1 10:1.6; Sa1 16:13). Исаия говорит о даровании ему Св. Духа именно как о Божьем помазании (Isa 61:1). Иисус Христос относил это место и к Себе (Luk 4:18). Он и есть Христос, -> Мессия, -> Помазанник; Он был помазан Св. -> Духом в пророки, священники и цари (Luk 4:18; Act 4:27; Act 10:38; Heb 1:9). Подобно Ему помазаны Духом и Его ученики (2 Кор 1:21 и след.; Jo1 2:20.27);
2) в Библии упоминается также о помазании предметов. Так, Иаков помазал камень, к-рый он поставил памятником (Gen 28:18; Gen 35:14). Миром для свящ. помазания, состоявшим из смирны, корицы, благовонного тростника и касии (Exo 30:23-25), помазывали жертвенник всесожжения, -> скинию и находившуюся в ней утварь (Exo 29:36; Exo 30:26; Exo 40:9-11).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||