Скиния
[евр. мишкан, откуда греч. скенэ - "обитель"].
I. ОБЪЕКТ И НАЗВАНИЕ
1) С. - это переносное святилище, в к-ром со времени дарования израильтянам Закона при горе Синай обитал Господь (Exo 25:8). Ее другие названия: жилище (Exo 26:1, в Синод. пер. - "скиния"), жилище или шатер Закона (Exo 38:21; Num 9:15, в Синод. пер. - "скиния откровения") и дом Господа (Exo 34:26). Наиб. употребительное ее название "скиния собрания" (Exo 40:34) дословно означает "шатер собрания", т.е. место откровения Господа, о к-ром Он говорит: "Где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою [c Моисеем]" (Exo 29:42);
2) от этой С. следует отличать другую С. собрания (Exo 33:7-11), т.е. временный шатер, к-рый Моисей поставил за пределами стана на период между поклонением израильтян золотому тельцу и возведением истинной С. собрания. Известно, что здесь Господь тоже открывался израильтянам, но ничего не говорится о том, что в этой С. совершались жертвоприношения и богослужения.
II. ПОВЕЛЕНИЕ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ СКИНИИ И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ
1) Повеление соорудить святилище Моисей получил от Господа, Который показал ему на горе "образ" С. (Exo 25:40; Act 7:44; Heb 8:5). Необходимый материал был собран посредством -> податей (I), т.е. налогообложение исчисленных лиц (Exo 38:25), и благодаря добровольным приношениям (-> Жертва) народа (Exo 35:4-29). Израильтяне приносили так много пожертвований, что Моисей распорядился прекратить приношения (Exo 36:5). Для изготовления С. Господь призвал и одарил необходимым мастерством Веселиила из колена Иуды и Аголиава из колена Дана, к-рые руководили работами и учили прочих работников (Exo 31:1-11; Exo 35:30-35; Exo 36:8);
2) спустя прим. полгода С. и необходимая утварь были изготовлены и доставлены Моисею (Exo 39:32-43), к-рый установил С. первого числа первого месяца второго года после исхода из Египта (Exo 40:17). В течение семи дней происходило освящение С., жертвенника и священников (Exo 29:37; Lev 8:33.35), а на восьмой день Аарон принес свою первую жертву, и слава Господня наполнила С. (Exo 40:34; Lev 9:1.23). Затем начальники Израилевы в течение 12 дней делали свои приношения в жертву освящения (Num 7).
III. ОПИСАНИЕ
1) описание С., ее утвари и одеяний священников дается в Библии дважды: в изложении повеления Господа (Exo 25, Exo 26, Exo 27, Exo 28, Exo 29, Exo 30) и в сообщении о сооружении С. (Exo 36, Exo 37, Exo 38, Exo 39, ). Указания Господа начинаются с самого главного и сокровенного, -> с ковчега завета и с его крышки, служащей образом -> престола благодати (Exo 25:10-22; Heb 4:16); затем следует описание различных деталей С. Ковчег завета стоял в Святом Святых, в самой сокровенной части С., находившейся на зап. стороне, к к-рой с востока примыкало Святое (святилище, внутренность самой С.); то и другое вместе и составляло собственно С., окруженную двором. Святое Святых представляло собой помещение в виде куба со стороной в 10 локтей (по 52,5 см; -> Меры длины, площади, объема и веса, I,1), помещение Святого было вдвое длиннее, но той же ширины и высоты. В Святом у сев. стороны стоял обложенный золотом стол для хлебов предложения, на юж. - -> светильник (менора), на зап., перед завесой, украшенной вышитыми -> изображениями херувимов, - -> жертвенник курения (ср. Ki1 6:22; Heb 9:3);
2) на каждой из двух продольных сторон С. имелось по 20 обложенных золотом брусьев из дерева -> ситтим (1); каждый брус был 10 локтей выс. и полтора локтя шир. (Exo 36:20). Эти брусья скреплялись вместе посредством пяти шестов, к-рые продевались сквозь кольца (Exo 36:31). На нижнем конце каждого бруса было по два шипа, к-рые укреплялись в двух серебряных подножиях, весом прим. по 35 кг. на зап. стороне С. устанавливалось шесть таких же брусьев и два особых угловых бруса. Ряд из пяти столбов с четырехцветной завесой отделял С. от двора, четыре столба внутри С. с соотв. завесой отделяли Святое Святых от Святого (Exo 36:35-38). В ткани завес основа, вероятно, состояла из крученого виссона (льна), в то время как для утка использовались нити из голубой, пурпуровой и червленой шерсти. Сверху С. покрывалась двумя ткаными и двумя кожаными покровами. Внутреннее, и самое красивое, покрывало состояло из десяти отдельных ковров той же работы, что и завесы, с вышитыми херувимами (Exo 26:1). Обе части этого покрывала, как и лежащего на нем покрывала из козьей шерсти, были соединены одна с другой с помощью пятидесяти петель и тако-го же количества крючков. Над обоими покрывалами из ткани лежали один покров из дубленых бараньих красных кож и покров из синих кож, которые с помощью вбитых в землю кольев и веревок натягивались под углом к деревянной стенке, чтобы в дождливый период вода могла стекать по ним;
3) прямоугольный -> двор С., соотв. ей по форме, ограждали 60 столбов, по двадцать с продольных сторон, дл. завес к-рых была сто локтей, и по десять на поперечных сторонах с завесами дл. 50 локтей (Exo 27:9). Столбы высотой в пять локтей стояли на подножиях и удерживались веревками и вбитыми в землю кольями (Num 4:32). Они были снабжены серебряными крючками и серебряными связями, на к-рых крепились белые завесы из крученого виссона, отделявшие всю С. от стана. Вход во двор прикрывала четырехцветная завеса шир. в 20 локтей;
4) во дворе помещался -> жертвенник всесожжения с его утварью (Exo 38:3), а между ним и С. - -> умывальник (Exo 40:6).
IV. СЛУЖЕНИЕ
Служение в С. отправляли -> священники и -> левиты (Exo 28:43; Exo 29:30; Num 4:3). Левиты были ответственны за принадлежности С.; они разбирали, переносили и собирали ее (Num 1:50); священники совершали жертвоприношения на жертвеннике всесожжения (Lev 6:5.7) и служили у жертвенника курения, у стола хлебов предложения и у золотого светильника (Exo 30:1-7; Lev 24:1-9). Но в Святое Святых, "во мрак, где Бог" (ср. Exo 20:21), мог входить только -> первосвященник раз в году, в великий -> День очищения (Lev 16), чтобы за завесой кровью жертвенного животного совершить очищение народа.
V. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ
Во время странствования по пустыне С. стояла посреди -> стана израильтян, вокруг нее располагались узким кругом левиты и священники (Num 3:23.29.35.38), следующий круг составляли колена Израилевы, по три с каждой стороны (Num 2). Над С. пребывало облако днем и подобие огня ночью ("столп облачный" и "столп огненный"): когда "столп" поднимался над С., это был знак отправляться в путь (Num 9:15-23). Во время передвижения С. несли левиты, двигавшиеся в середине перемещающегося стана (Num 10:11-28). В Ханаане С. сначала оставалась в стане в Галгале, а затем была установлена в Силоме (Jos 18:1). Не исключено, что здесь уже существовали постоянные здания, жилища священников и помещения для запасов. Разрушение Силома филистимлянами (Jer 7:12-14) после утраты ковчега завета (Sa1 4:11; Psa 77:60) было подтверждено в ходе раскопок. Но сама С., очевидно, была спасена: во времена Давида она вместе с жертвенником стояла в Гаваоне (Ch1 16:39; Ch1 21:29; Ch2 1:3). Между тем, Давид устроил в Иерусалиме другую С. (Sa2 6:17). После сооружения -> храма царем Соломоном С. и ее принадлежности были перенесены туда (Ki1 8:4).
VI. ЗНАЧЕНИЕ
1) С. была жилищем Господа (Exo 25:8), святилищем, в к-ром Он как Бог израильтян обитал в их среде (Exo 29:45). Обитание Бога в Своем народе началось, когда облако Его славы наполнило установленную С. (Exo 40:34). Но это общение святого Бога с грешным народом было возможно только потому, что священники и жертвоприношения осуществляли посредничество между Господом и израильтянами (Exo 28, Exo 29). Всем этим С. прообразно указывает на Первосвященника Христа и совершенное Им искупление (Heb 7:16; Heb 8:1; Heb 9:11), а также на Церковь, Его Тело (Eph 1:22), как на жилище Божье в Духе (Eph 2:19-22). Во Христе становится реальностью прообраз, данный в С., бывшей лишь тенью небесного (Heb 8:5) и устроенной по образу истинного святилища (Heb 9:24). С. и Церковь, к-рые не имеют на земле постоянного града (Heb 13:14; ср. Sa2 7:6; Luk 9:58), прообразуют окончательное воссоединение человечества с Богом, исполнение, когда об уготованном Богом новом Иерусалиме (ср. Heb 11:10) можно будет сказать: "се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Rev 21:3);
2) нек-рые предметы С. символически указывают на Христа: жертвенник (Heb 13:10-13), завеса (Mat 27:51; Heb 10:20). Можно привести и другие сравнения: светильник - Иисус, свет миру (Joh 8:12), стол хлебов предложения - Иисус, хлеб жизни (Joh 6:35). Фор-ма куба, к-рую имеет Святое Святых, наряду с числом десять (числом Божественного совершенства) воспринимается, как символ совершенства (ср. Job 11:7-9; Eph 3:18; Rev 21:16).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||