Послания Иоанна
ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ
I. ЦЕЛЬ ПОСЛАНИЯ
Уже в Ев. от Иоанна проводится различие между людьми, прочно связавшими свою судьбу с Христом, и людьми, к-рые, встретив Иисуса, оставили Его, ибо слова Господа показались им чрезмерно суровыми (Ин 6:66). Подобное явление наблюдалось и в Церкви: одновременно с ее ростом и проникновением в Слово Божье здесь отмечалось стремление к мирским благам. Задача Первого послания (-> Письмо) заключается в том, чтобы предостеречь Церковь от этой опасности и указать верующим на необходимость пребывания во Христе.
II. АВТОР
Заголовок послания и введение к нему, сравнение его содержания и стиля с Ев. от Иоанна, а также свидет-во ученика Иоанна Поликарпа Смирнского определенно указывают на авторство ап. Иоанна. По-видимому, Иоанн написал это послание (вероятно, как и Второе и Третье), будучи вполне зрелым человеком, так что Первое послание можно датировать концом I в. по Р.Х.
III. АДРЕСАТ
Отсутствие в Первом послании обычных для эпистолярного жанра обращения и заключения не позволяет сказать ч.-л. определенное о его адресате. Возм., послание было обращено к христианам тех церквей в Малой Азии, к-рым адресованы семь посланий книги Откровение (Откр 2 - Откр 3). В отличие от Второго и Третьего посланий, к-рые имеют форму письма (т.е. указан адресат и есть заключение), Первое послание можно, скорее, отнести к учительной и назидат. лит-ре. В то же время в нем также видна личная, искренняя любовь к читателям, к-рая ощущается не только в обращениях "возлюбленные" (1 Ин 2:7) или "дети" (1 Ин 2:12), но и в языке, тональности всего послания.
IV. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ
Причиной написания послания, видимо, стало широкое распространение взглядов, извращавших христ. понимание личности Христа, а тем самым и значение грядущего спасения. Кр. того, известно, что в Малую Азию, где Иоанн совершал апостольское служение, из Египта пришел иудеохристианин Керинф, утверждавший, что Иисус был обыкнов. человеком, на Которого при крещении сошел Спаситель, отделившийся от Него в момент Его крестной смерти (это учение получило название "докетизм").
V. СОДЕРЖАНИЕ
В послании подчеркивается необходимость обращения от мира и указывается на возможность обретения жизни с Богом во всей ее полноте и целостности только через рождение от Бога. Вера, дела, спасение, любовь к Богу, любовь к ближнему и надежда - все это неразрывно взаимосвязано. В этом живом единстве, согл. посланию, заключена суть нового человека, и если называется лишь одна из составляющих его частей, то одновр. подразумеваются и все остальные. О несовместимости любви к Богу и к миру автор говорит столь резко, что в начале своего послания ему приходится даже обосновывать подобный тон (1 Ин 1:1-4).
VI. КОМПОЗИЦИЯ
Первое соборное послание ап. Иоанна имеет 5 глав:
Введение: подлинность и достоверность благовествования (1 Ин 1:1-4):
1. Условия, необходимые для общения с Богом (1 Ин 1:5 - 1 Ин 2:17):
а) очищение от грехов (1 Ин 1:5 - 1 Ин 2:2);
б) единство веры и дел (1 Ин 2:3-11);
в) неприятие мира (1 Ин 2:12-17).
2. О постоянстве (1 Ин 2:18 - 1 Ин 3:24):
а) отпадение антихристов (1 Ин 2:18-23);
б) пребывание в правде (1 Ин 2:24-29);
в) пребывание в праведности (1 Ин 3:1-10);
г) пребывание в любви (1 Ин 3:12-18);
е) уверенность в спасении (1 Ин 3:19-24).
3. Сущность любви (1 Ин 4:1-21):
а) Дух, исповедающий Иисуса, и дух, отрицающий Его (1 Ин 4:1-6);
б) откровение Божьей любви в воплощении Христа (1 Ин 4:7-11);
в) значение нашей любви (1 Ин 4:12-15);
г) пребывание в любви Божьей (1 Ин 4:16-21).
4. Вера (1 Ин 5:1-21):
а) истинная вера и ее воздействие (1 Ин 5:1-5);
б) главное свидетельство нашей веры (1 Ин 5:6-12);
в) общение с Богом в вере (1 Ин 5:13-21).
VII. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
1) для того чтобы обрести новую жизнь в мире Божьем, человеку необходимо пережить -> возрождение. О том, пережил ли человек истинное возрождение, окружающие могут судить исключит. по внешним признакам. Поэтому внимание автора послания сосредоточено на том, как рождение от Бога воздействует на человека (1 Ин 3:9.14; 1 Ин 4:7; 1 Ин 5:1.4.18). Послание призвано укрепить возрожденного человека, к-рому следует всегда помнить о спасит. миссии Иисуса Христа и о ее воздействии на рожденного от Бога (1 Ин 2:1.2; 1 Ин 3:1.8.14; 1 Ин 4:9.10 и др.);
2) основу для новой жизни дает общение человека с Богом, явленным во Христе. Оно достигается и сохраняется очищением грехов, пагубная суть к-рых не всегда осознается человеком (1 Ин 1:5 - 1 Ин 2:2), и делами, согласующимися с верой (1 Ин 2:3-11). Выполнение этих условий способствует духовному созреванию и укреплению человека, если только он вновь не обратится к мирскому (1 Ин 2:12-17). Общение человека с Богом в любое время может быть разрушено, как показывает пример антихристов, не признающих Иисуса Христом (1 Ин 2:22) и тем самым отделяющих себя от Тела Христова (1 Ин 2:19). От отпадения может уберечь только постоянное пребывание в новой жизни, к-рой свойственны праведность, очищение от грехов, любовь и уверенность в спасении. Но обретение новой жизни - это не исключит. заслуга самого человека, а милостивое деяние Бога, Который хранит рожденных от Него, оберегая их от лукавого (1 Ин 5:18);
3) основой новой жизни является любовь, к-рая не может быть разделена на любовь к Богу и любовь к ближнему (1 Ин 4:20.21). В этой любви, к-рая обязат. должна подкрепляться делами (1 Ин 3:18), проявляется новая жизнь, дарованная Богом. В ней заключена духовная связь с Богом, Который есть любовь (1 Ин 4:16). Беря свое начало в Боге, любовь из вечности явилась миру и открылась нам в единородном Сыне, посланном для нашего спасения (1 Ин 4:9). Умозрительно познать Бога и любовь невозможно. Только через рождение от Бога можно причаститься Божьей любви и тем самым познать сущность Бога. Всякий, подобно антихристам, отрицающий пришествие Христа, отрицает тем самым и Божью любовь (1 Ин 4:2.3);
4) обретение этой любви и заложенного в ней спасения возможно через веру, к-рая дается исключит. через возрождение и к-рая живет только в любви (1 Ин 5:1). Верующий "побеждает мир" (1 Ин 5:4), и благодаря этому в нем может зародиться новая жизнь.
ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ
I. АДРЕСАТЫ
Заголовки обоих коротких посланий и их тесная связь с Первым посланием указывают на авторство ап. Иоанна, к-рый здесь, однако, называет себя "старцем" (2 Ин 1:1; 3 Ин 1:1). Эти послания адресованы "избранной госпоже" (предположит., некоей вдове) "и ее детям" (2 Ин 1:1), а также христианину Гаию, к-рый нигде более не упоминается (3 Ин 1:1). Адресатом Второго послания могла быть и церковь (в этом случае под "госпожей и ее детьми" аллегорич. подразумевается церковь). Объем каждого послания соответствует размеру одного листа папируса.
II. КОМПОЗИЦИЯ
1. Второе послание ап. Иоанна:
а) единство в истине (2 Ин 1:1-3);
б) любовь как хождение в истине (2 Ин 1:4-6);
в) распознавание обольстителя и антихриста (2 Ин 1:7);
г) предостережение от отпадения (2 Ин 1:8.9);
д) призыв остерегаться лжеучителей (2 Ин 1:10.11);
е) обещание посетить адресатов послания (2 Ин 1:12);
ж) заключит. приветствие (2 Ин 1:13).
2. Третье послание ап. Иоанна:
а) приветствие и благословение (3 Ин 1:1.2);
б) свидет-во о хождении Гаия в истине (3 Ин 1:3.4);
в) свидет-во о его деятельной любви (3 Ин 1:5.6);
г) кто любит, тот споспешник истины (3 Ин 1:7.8);
д) надменность Диотрефа (3 Ин 1:9.10);
е) Димитрий - пример человека, делающего добро (3 Ин 1:11.12);
ж) заключит. замечания и приветствия (3 Ин 1:13-15).
III. СОДЕРЖАНИЕ
В обоих посланиях описывается повседневная жизнь церкви и говорится о необходимости борьбы с лжеучителями, о к-рых упоминается в Первом послании. Подлинную общность Иоанн испытывает только с людьми, ходящими в истине (2 Ин 1:1-3; 3 Ин 1:3-8). Ходить в истине - значит проявлять любовь к ближнему и признавать мессианскую сущность Христа (2 Ин 1:7-9). Опасность, исходящая от тех, кто искажает данный в Свящ. Писании образ Христа, настолько велика, что Иоанн отвергает всякое общение с ними и запрещает даже приветствовать их (2 Ин 1:10.11). Такое отношение нельзя назвать излишне суровым: ведь приветствие означает готовность к разговору, в к-ром человек может оказаться беззащитным перед воздействием ложных идей. Носителем таких ложных идей был Диотреф, противник апостола (3 Ин 1:9.10), к-рый, по словам Иоанна, "принимал славу от людей" (см. Ин 5:41.42.44) и тем самым показывал, что он - не от истины. Сложившаяся внутри церкви ситуация была настолько серьезной, что апостол не дает никаких письм. наставлений, а обещает прибыть лично, чтобы навести должный порядок (3 Ин 1:10).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||