Скорбь
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Изначальное значение греч. слова тлипсис - "теснота", "притеснение". С. связана с бедствиями и притеснениями, в частн. с гонениями (1 Фес 1:6; 1 Фес 2:14), пребыванием в узах (Деян 20:23; Еф 3:13; Откр 2:10), поношениями (Евр 10:33), духовными борениями (2 Кор 7:5), болезнями, голодом. Павел противопоставляет С. -> покой (2 Кор 7:5), отраду, к-рую принесет Христос (2 Фес 1:7; ср. Евр 4:9-11); с Его приходом будет положен конец всякой С.
II. СКОРБЬ В БОЖЬЕМ ЗАМЫСЛЕ СПАСЕНИЯ
С. не было в первонач. сотвор. мире, где, по Божьему определению, все было "хорошо весьма" (Быт 1:31). Жизнь первых людей в -> раю ничем не была омрачена (Быт 2). С. не будет и в том мире, к-рый будет заново сотворен Богом по окончании времен (Ис 65:17; Ис 66:22; 2 Петр 3:13; Откр 21:1-7), где "отрет Бог всякую слезу" (Откр 7:16; Откр 21:4; ср. Ис 25:8; Ис 35:10). С. - это реалия павшего мира (Ин 16:33); ее порождают след. причины:
1) скорбь как следствие греха. Своим грехопадением человек привнес в жизнь все мыслимые С. (Быт 3:15), причем самым глубоким выражением С. стала смерть (Рим 6:23). Грехопадение следует понимать не только как произошедшее однажды историч. событие, проклятием тяготеющее над нашей жизнью, но и как событие, повторяющееся в жизни каждого человека (Быт 42:21; Ис 8:21.22). Человек должен познать, какие бедствия и страдания приносит то обстоят-во, что он оставил Бога (Иер 2:19). С. стала обратной стороной всей жизни человека (Екк 1:18), особенно его стремления к удовольствиям (Притч 23:29);
2) скорбь как следствие обращения к Богу. Обращение не означает, как часто думают люди, устранения или уменьшения С., напротив, оно часто знаменует собой ее приумножение (Мф 24:9; Деян 9:16). Это познали еще благочестивые люди ВЗ (2 Цар 4:9; Пс 33:20; Пс 72:1 и др.). В НЗ слова "С." или "теснота" применяются почти исключит. по отношению к страданиям, к-рые постигают христианина за его принадлежность Христу (2 Кор 1:4-11; 2 Кор 4:8; 1 Фес 1:6; Евр 10:33; Откр 2:9.10). Эта С., вызываемая обращением к Богу, была обусловлена не особенностями того времени, но духовными законами, действующими на протяжении всей истории. Как Иисусу "должно" было по воле Бога принять страдания (Мф 16:21; Лк 24:26-46), так и христианам "многими скорбями надлежит ... войти в Царствие Божие" (Деян 14:22). Этот духовный закон неотвратим, и Павел разъясняет его действие в своем Первом послании к Фессалоникийцам (1 Фес 3:3.4). То, что относится ко всем христианам - иначе они не чада Божьи, а отверженные (Евр 12:7.8), - в еще большей степени касается апостола (2 Кор 1:5). Он терпит С. не только за себя, но и за Церковь (Еф 3:13; Кол 1:24);
3) скорбь как знамение конца времен. С. христиан имеют эсхатологич. характер, они - указание на то, что "последнее время" наступило (1 Ин 2:18). Это последнее время характеризуется невиданным сгущением и вселенским размахом страдания, перед к-рым бледнеют все предшествующие С. (Мф 24:1; Мк 13:1). Именно в этом значении в Библии сказано о "великой скорби" (Мф 24:21; Мк 13:19; Откр 7:14). Она есть начало Божьего суда, к-рый явится "днем скорби" (Соф 1:15; ср. Рим 2:9), "ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью" (2 Фес 1:6).
III. СКОРБЬ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН
Всякая С. несет с собой соблазн отпадения от Бога (Мк 4:17; 1 Фес 3:3-5). Тем не менее она не бесполезна для верующего. Со С. ему открывается широкий горизонт веры, уходящий подчас и за смертную черту. С. не может отлучить верующего от любви Христовой (Рим 8:35), напротив, она должна привести к истинному соединению с Ним:
1) Господь посылает нам С., чтобы проверить и испытать нашу веру (2 Кор 8:2; 1 Петр 1:6; Иак 1:12), чтобы показать христианам, что надо "надеяться не на самих себя, но на Бога" (2 Кор 1:8). С. заставляет нас прибегать к молитве (Ис 26:16; Ион 2:2) и воспитывает в нас -> терпение (Рим 5:3; Рим 12:12; 2 Кор 1:6; 2 Фес 1:4). Кр. того, С. может служить распространению Евангелия (Деян 8:4; Деян 11:19) и способствовать тому, "чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби" (2 Кор 1:4);
2) в конечном итоге любую С. можно перенести, сознавая, что она ограничена во времени и должна смениться славой Божьей (2 Кор 4:17), обетов. верующим (2 Кор 4:18; Рим 8:17) и многократно превосходящей все, что человеку приходится испытать на земле (2 Кор 4:18). Христиане могут считать свою С. залогом этой цели (2 Фес 1:4.5), ибо Сам Бог, Спаситель от всякой С. (Иов 5:19; Иов 19:25), "отрет ... всякую слезу с очей их" (Откр 7:16);
3) С. не является препятствием для радости (2 Кор 7:4), как это может показаться безбожному уму, но соседствует с радостью, вызываемой Св. Духом (1 Фес 1:6). Если человек осознает это, то даже сама С., о к-рой говорит Павел (Рим 5:3), может стать предметом радости (2 Кор 8:2; Кол 1:24). Ибо то, что Иисус "победил мир" с его С. (Ин 16:33), является для веры познанной реальностью и достаточной причиной для радости.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||