Сон
I. В теплом климате Ближнего Востока не было больших проблем с ночлегом. Общепринято было спать на жестком ложе, бедные люди спали прямо на земле, подобное случалось и в пути (Gn 28:11). Часто спали на подстилке, к-рую на день скатывали. Там, где говорится о ношении постели, подразумевается именно такая подстилка (Mt 9:6; Jn 5:9). У богатых были настоящие -> кровати с тонкими матрасами, к-рые использовали как по одному, так и во множестве, укладывая один на другой. Существовали одеяла, чтобы укрываться (Jg 4:18, в Синод. пер. - "ковер"), но обычно для этого использовали плащ или верхнюю одежду (1S 19:13), к-рую по этой причине нельзя было удерживать в качестве залога дольше, чем до вечера (Ex 22:26.27; Dt 24:12.13).
II: 1) в С. видели не только здоровый отдых после тяжелой работы (Qo 5:11), но и воспринимали его как нечто угрожающее, полагая, что у С. есть общее со смертью. Спокойно и без опасений можно спать только потому, что Господь бодрствует (Ps 3:6; Ps 4:9; Pr 3:24). Господь - страж Израиля, неусыпный и недремлющий (Ps 120:3). Забота (Qo 5:11) или томление (Gn 31:40) похищают С., но ленивого его долгий С. приводит к несчастью (Pr 6:9-11; Pr 20:13; Pr 23:21). В решит. часы ученики оставляют Иисуса в одиночестве, потому что засыпают от усталости (Mt 26:36-46; Lc 9:32). В метафорич. значении звучит призыв к Церкви, предостерегающий ее от духовного С. и зовущий проснуться и бодрствовать (Mc 13:36; Rm 13:11; Ep 5:14; 1Th 5:6). -> Бодрствовать, просыпаться;
2) Господь не только охраняет спящих, Он посылает людям во С. Свои откровения и указания (Gn 28:12-16; Jb 4:13-17; Jb 33:15-18; Jr 31:26; Mt 1:20-24; -> Сновидение -> Видение). Кр. того, в отдельных случаях Бог наводит на человека особенно крепкий С., чтобы этим скрыть от него Свои действия, как это было в случае с Адамом (Gn 2:21), при откровении Аврааму (Gn 15:12), а также в истории с Саулом, к-рого Бог крепко усыпил, чтобы помочь Давиду (1S 26:12).
III. О С. в Библии часто говорится в метафорич. смысле. На тех, кто почитает Бога только внешне, а сердцем отстоит далеко от Него, Господь может навести дух усыпления (Is 29:10-14; Rm 11:8), так что их глаза становятся как бы закрытыми (Mt 13:15; Ac 28:27). О Божьем суде над народами сказано, что неблаговоление Господа погружает в С. и колесницу, и коня (Ps 75:7), что Он упоит вавилонян так, чтобы они заснули мертвым С. и больше не проснулись (Jr 51:39.57). Так С. превращается в символ духовной или физич. смерти, а в Ps 89:6, напротив, это образ быстрого течения жизни.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||