Церковь, собрание, община
1) в ВЗ для обозначения общины употребляются два слова - эда, к-рое обозначает израил. народ в целом, т.е. мужчин, женщин и детей, и кахал, под к-рым подразумевается избранный Богом народ Израиля, т.е. религ. община. В реальности все это было взаимосвязано и имело общее начало;
2) ветхозаветная община состояла из потомков Авраама. Местом обществ. богослужения сначала явл. -> скиния, а позднее, со времен Соломона, - храм. О принадлежности к Израилю свидет-вовало знамение завета -> обрезание. Тот, кто хотел вступить в общину богоизбр. народа, должен был, если для этого не существовало иных ограничений (Dt 23:2-9), подвергнуться обрезанию (Ex 12:48). -> Гражданство.
1) греч. слово экклесиа означает собрание членов общины, обладающих правом голоса. В Септуагинте этим словом часто обозначается ветхозаветная община в значении "народ Божий" (кахал);
2) в НЗ под словом экклесиа в первую очередь подразумевается Ц., т.е. сообщество людей (Ac 2:47; 1Co 15:9; Col 1:18.24), к-рые признают и исповедуют Иисуса Христа Сыном Божьим и Человеческим и, значит, - своим Спасителем и Господом (Mt 16:16-20; 1Co 1:2); Ц. - это община "святых и верных во Иисусе Христе" (Ep 1:1). Члены этой общины регулярно встречаются для совершения богослужений и поддерживают общение в повседневной жизни (Ac 2:44-47). Для того чтобы быть принятым в общину, необходимо пройти обряд -> крещения (Ac 2:41);
3) вначале первая христ. община в Иерусалиме была тесно связана с иуд. общиной. Но после побиения камнями Стефана и гонений на Иерусалимскую Ц. (Ac 8) обе общины разделились, и за пределами Иерусалима ученики объединялись в группы, к-рые организовывали и утверждали самостоятельные Ц. (Ac 15:41; Rm 16:4-24). Словом "Ц." стали также обозначать всех верующих, живущих "по всей Иудее, Галилее и Самарии" (Ac 9:31) и во всем мире. Вселенская Ц. и отдельные поместные Ц. считаются "телом Иисуса Христа"; ее членами являются отдельные верующие, а главой - Сам Христос (1Co 12:12; Ep 1:22-23);
4) Ц. росла и растет благодаря деят-сти апостолов и евангелистов (1Co 12:28; Ep 4:11; 2Tm 4:5). Руководят Ц. -> пресвитеры (Ac 14:23), к-рые также называются -> епископами (блюстителями) и -> пастырями (Ac 20:17.28; 1Tm 5:17). Наряду с ними упоминаются диаконы (Ph 1:1; 1Tm 3:8; -> Служитель). Женщины также бывали диакониссами церквей (Rm 16:1). Особые обязанности в общине возлагались на вдов (1Tm 5:9-16). Мужчины и женщины, наделенные даром -> пророчества, состояли в Ц. пророками и пророчицами (Ac 11:27; Ac 21:9-16; 1Co 11:4-16). Из других -> даров Св. Духа, используемых на благо Ц., следует отметить силу исцеления, чудотворение и др. (1Co 12:7-10). -> Должность;
5) в своих богослужениях первые Ц. во многом опирались на опыт синагог. К чтению Писания (т.е. ВЗ) прибавилось публичное чтение апостольских посланий (Col 4:16; 1Th 5:27). Упоминаются такие элементы богослужения, как проповедь (Ac 20:7), молитва (Ac 4:23-31; 1Co 14:15) и пост (Ac 13:2-3), песнопения (Ep 5:19), возложение рук (Ac 6:6; 1Tm 4:14), пророчество, хлебопреломление (Ac 2:46; 1Co 11:20-34), крещение и сбор пожертвований (1Co 16:1-4). Об устройстве Ц. -> Должность (II,A) -> Деяния апостолов (III);
6) сбор пожертвований в пользу Иерусалимской Ц., проводившийся в основанных ап. Павлом Ц. (1Co 16:3), свидет-вует о том, что, несмотря на независимость отдельных Ц., все они были "едины" между собой (Jn 17:21). Это позволило преодолеть даже весьма острые противоречия между иудеохристианами и обращенными язычниками. -> Апостольский собор.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||