Учитель
I. Каждый, кто передает к.-л. знания, является У. (ср. 1 Paralipomenon 25:8; Proverbiorum 5:13). В Библии У. названы в первую очередь люди, призванные открыть людям Божью волю и привести их к познанию истины (Моисей: Exodus 24:12; Захария: 2 Paralipomenon 26:5 и др.). В Danielis 12:3 восхваляются праведные У. (в Синод. пер. - "разумные"). У. же, к-рые уводят людей от Бога (Ieremiae 8:9), будут осуждены.
II. Книжники (=У. Писания) как особая социальная прослойка появились среди евреев лишь после вавил. плена. Одним из первых книжников был Ездра (Esdrae 7:11). Их основной задачей было толкование ВЗ и они препятствовали проникновению в мировоззрение и жизненный уклад евреев эллинистич. язычества. Книжники считали своей обязанностью предписывать евреям, как им следует поступать в каждом конкретном жизненном случае, чтобы не нарушить Писание. Тем самым они разработали свод казуистич. правил, ставший для народа тяжелейшим бременем. Именно это в первую очередь послужило причиной разногласий Иисуса с книжниками (Matthaeum 7:1; Matthaeum 23:23; Marcum 2:23 - Marcum 3:6 и пар.).
III. В НЗ упоминаются разные У.:
1) еврейские У. (Lucam 2:46; Ioannem 3:10);
2) Иоанн Креститель (Lucam 3:12);
3) все евреи (Romanos 2:20);
4) все христиане (Hebraeos 5:12);
5) Павел как У. язычников (1 Timotheum 2:7; 2 Timotheum 1:11);
6) христиане, занимающиеся учительством как особым церк. служением (-> Должность; Actus 13:1; 1 Corinthios 12:28; Ephesios 4:11);
7) но в первую очередь У. назван Иисус Христос.
IV. Иисус-Учитель:
1) Иисус не только проповедовал Благую Весть о Царстве Божьем и исцелял немощных; Он, подобно книжникам, учил в синагогах (Matthaeum 4:23; Matthaeum 9:35) и в храме (Matthaeum 26:55; Marcum 12:35). Он учил народ и Своих учеников (Matthaeum 5:1.2), как это делали и книжники (Marcum 2:18). Как и они, Он черпал материал для Своего учения в ВЗ (Matthaeum 5:21; Matthaeum 15:3; Matthaeum 22:37); подобно им, Он зачитывал отрывок из Свящ. Писания стоя, а излагал его сидя (Lucam 4:16; ср. также Matthaeum 5:1 о начале -> Нагорной проповеди). Наиб. часто встречаются такие формы обращения к Иисусу, как "Господь" и "Учитель" [греч. дидаскале, Matthaeum 8:19; Matthaeum 19:16 и др.] или -> "Равви", "Раввуни" (Marcum 10:51 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Ioannem 20:16). Никодим называет Его "Учителем, пришедшим от Бога" (Ioannem 3:2). У. Иисус признавался и в народе, и отчасти среди книжников (Matthaeum 22:16; Marcum 12:32). Евангелия свидет-вуют о том, что окружавшие оказывали Ему такое же почтение, как и книжникам. В первую очередь это относится к Его ученикам (Matthaeum 26:17; Marcum 4:35.36; Marcum 6:37; Marcum 11:1; Ioannem 4:8);
2) и все же деяния и учение Иисуса столь резко отличались от того, что делали и чему учили книжники, что у последних это вызывало сильное недовольство, переросшее со временем в непримиримую ненависть. Иисус не только не получил необходимого У. образования, но и учил народ, не будучи уполномочен на это к.-л. религ. инстанцией (Matthaeum 13:54; Ioannem 7:15 и др.). Он был последовательным противником всякой казуистики, сковывавшей человека цепями внешней законности. Иисус требовал от человека любить Бога и ближнего (Matthaeum 22:37.39), призывал повиноваться Божьей воле. Он прежде всего не поучал, а выступал провозвестником Царства Божиего, потому что уже "исполнилось время" (Marcum 1:15). Он учил с властью Св. Духа (Marcum 1:22; Matthaeum 7:29) и противопоставлял прежним толкованиям Свящ. Писания Свое собств.: "А Я говорю вам" (Matthaeum 5:21). Исключительность Его деяний и учения была обусловлена Его личностью - Он есть "путь и истина и жизнь" (Ioannem 14:6). Как Сын Божий и воплощ. Слово Божье, Иисус требовал от Своих учеников самоотречения, совершенного послушания (Matthaeum 16:24.25) и безусловного следования за Собой (Matthaeum 19:21). Его речи повергали слушателей в крайнее удивление и изумление (Matthaeum 7:28; Marcum 6:2; Ioannem 7:15). Учение Иисуса равнозначно Откровению. Он наделен исключит. авторитетом: "Один у вас Учитель - Христос" (Matthaeum 23:8). Ответом же книжников было: "Он богохульствует. Он повинен смерти!" (Marcum 14:64).
V. Учителя в раннехрист. Церкви:
1) по воле Иисуса Его ученики тоже учили народ еще при Его жизни (Marcum 6:30), а после Своего воскресения из мертвых Он заповедал им продолжать учительство (Matthaeum 28:20). Первоочередной задачей учеников Иисуса была проповедь спасения во Иисусе Христе. Апостолы проповедовали и учили о "покаянии перед Богом и о вере в Господа нашего Иисуса Христа" (Actus 20:20.21). Кр. того, благовествуя народу Израиля (Actus 9:20-22), они постоянно доказывали на основании Свящ. Писания, что Иисус - это обетов. Мессия (см. Ев. от Матфея). Их учение заключалось не столько в изложении фактов, относящихся к спасению, сколько в призыве принять Христа и примириться с Богом;
2) на У., наряду с апостолами, пророками и евангелистами, была возложена в Церкви особая миссия (-> Должность) (Actus 13:1): они должны были не только возвещать Благую Весть, но и разъяснять суть проповеди Христа, Его искупит. смерти и воскресения, так чтобы учение Христа проявлялось в жизни верующих. Обязанности У. тесно переплетаются с обязанностями -> пастыря (Ephesios 4:11), возвещаемое им учение основано на особом даре Св. Духа (1 Corinthios 12:28). У. должен постоянно пребывать в "учении" (Romanos 12:7; 2 Timotheum 4:2) и преподавать слово истины, "вразумляя бесчинных, утешая малодушных и поддерживая слабых" (1 Thessalonicenses 5:14; 2 Timotheum 2:15). Иаков, указывая на огромную ответственность, ложащуюся на плечи У., предостерегает от чрезмерного стремления к учительству (Iacobi 3:1); в Hebraeos 13:17 звучит призыв к повиновению У., к-рым однажды придется дать отчет Богу о вверенных им членах Церкви. Христиане должны помнить их слова и подражать их вере (Hebraeos 13:7). Ср. -> Увещание;
3) в Titum 2:3 говорится о том, что умудренные жизнью женщины должны советом, делом и собств. примером "учить добру" своих детей, внуков и других членов семьи. Но подобное учительство не имеет ничего общего с публичными выступлениями в Церкви, запрещ. им ап. Павлом (1 Corinthios 14:34; 1 Timotheum 2:12). Ср. -> Богослужение (V,3);
4) в Библии звучит настойчивое предостережение от влияния лжеучителей (2 Timotheum 4:3; 2 Petri 2:1), говорящих лишь то, что угодно их слушателям, и ставших ради "мзды неправедной" наследниками Валаама (2 Petri 2:15). Ср. -> Проповедь, проповедовать, проповедник.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||