Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Проповедь
Проповедь, проповедовать, проповедник. Новейшие исследования показывают, что в Библии слово "проповедь" означает нечто иное, чем то, что сегодня подразумевается под упорядоченной церк. П. Это понятие в совр. его понимании вообще не встречается в Библии, оно не было знакомо древней Церкви.
I. В ВЗ для передачи понятий "проповедь", "проповедовать","проповедник" использовались разные др.-евр. слова. Так, в псалмах и книгах пророков говорится о возвещении правды (Ps 21:32), Божьего града (Ps 86:3), мира (Is 52:7). В ВЗ часто используются такие выражения, как "славить и восхвалять Бога", "возвещать Божие имя, спасение, праведность, чудеса, славу, истину". Такого рода возвещение не было связано с опред. местом, временем или облечено в конкретные формы. -> Пророки осознавали себя "устами Божиими", призванными возвещать Божью волю и Его предначертания (Jr 15:19). Нередко библ. пророки испытывали глубокое волнение и были полностью поглощены данными им поручениями (Jr 20:7-9). Часто их пророчества были исполнены поэтич. вдохновения и находили выражение в соотв. лит. формах. В евр. текстах нередко встречаются типичные для -> поэтич. жанров приемы - вост. цветистость стиха, аллитерация (у Амоса, Исаии, Михея, Наума и др.). Эти мужи Божьи осознавали себя пророками и провозвестниками Всевышнего (Ps 104:1; Is 40:6; Jr 2:2; Jr 11:6; Jon 1:2; Jon 3:2; Mi 3:5; Za 1:14). Слова, переведенные в Ex 36:6; 2Ch 24:9; Dn 5:29; Os 5:8 как "объявлять", "возвещать", "провозглашать", "возглашать" или "проповедовать", обозначают возгласы, вопли, ликование, звуки набата. Пророк должен был возвещать только слово Господа, а не навязывать собственные идеи и мечтания, как это делали лжепророки (Jr 14:14; Jr 23:28). Поручая человеку быть Своим посланником, Господь Бог не принимал во внимание ни его возраст, ни сословную принадлежность, ни происхождение (Jr 1:6; Ez 3:1; Jon 1:2). От пророка не зависело, даст ли его проповедь плоды. Часто его деят-сть не приносила видимого успеха (-> Иеремия), но ему дано было знать, что Божье слово "не возвращается тщетным" (Is 55:11). Важно отметить, что ветхозаветная П. нередко (прежде всего у Иезекииля) сопровождалась символич. дей-ствиями. к-рые особенно запоминались слушателям: Jr 27:2 (возлож. на шею дерев. ярмо); Ez 12:1-7 (проломленная стена) и др. П. ПРОПОВЕДЬ В НЗ: 1) В НЗ встречается большое количество слов и выражений, обозначающих служение благовествования; отчасти это разнообразие сохраняется и в переводах. Ниже приводятся наиб. часто употребляемые греч. глаголы, обознач. П.: кэрюс-сейн - "публично, во всеуслышание объявлять" (Mc 1:45; Mc 5:20; Lc 8:39); эвангелидзейн - "возвещать Благую Весть", "благовествовать" (Mt 11:5; Ac 16:10; Rm 1:15; 1Co 1:17); дидаскейн - "учить" (подразумевается обстоят., длит. проповедь-наставление) (Mt 4:23; Mt 7:29; Mt 9:35; Mc 4:2); мартюрейн - "свидетельствовать", т.е. "распространять знания о Боге и о Христе на основании собственного опыта веры". Иисус, апостолы и древняя Церковь придавали свидет-ву огромное значение (Lc 4:22; Jn 1:15; Jn 1:2);
2) ПРОПОВЕДНИКИ В НЗ:
а) иудеи проповедовали Закон (Ac 15:21), т.е. по субботам в синагогах зачитывали и истолковывали тексты ВЗ (-> Училище). Эту богослужебную форму Иисус и апостолы использовали для П. Евангелия (Lc 4:16; Ac 13:14);
б) Иоанн Креститель проповедовал пришествие Мессии, и в пустыне прозвучал его призыв к покаянию (Mt 3:1; Mc 1:3; Lc 3:3). Приходивших к нему людей он пробуждал от духовного сна призывом: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Mt 3:2). Этот призыв, в к-ром соединились Закон и Евангелие, был услышан евр. народом. Многие покаялись в грехах и приняли крещение (Mc 1:5).Это крещение пробужденных явилось предвосхищением прощения грехов Мессией (Ac 13:23-25). Благовествование и крещение Иоанна были только указанием на грядущего Спасителя (Jn 1:29);
в) спасение в его полноте принес на землю Божий Сын Иисус Христос. В Его земной жизни благовествование было не только призывом, провозвещением грядущего, но и осуществлением самого спасения. Иисус был Вестником, Посланником Отца (Jn 17:3) и вместе с тем Сутью той Вести, к-рую Он нес (Lc 4:18.21; -> Вера, 11,2). К Своему народу Он явился как воплощенное Царство Божье (Mt 12:28; Lc 17:21; Jn 1:26). Иисус не делал докладов о сути и значении Царства Божьего, Он провозглашал наступление этого Царства всюду, где пребывал. Иисус вещал на горе (Mt 5, Mt 6, Mt 7),в домах и синагогах (Mt 4:23), на берегу моря (Mc 2:13), в городах и селениях, на рыночных площадях, в храме (Lc 20:1). Его П. принимали форму притчи, они изобиловали сравнениями, поучениями, призывами. Но главное заключалось не в речах Иисуса, а в самой Его жизни, в Его страданиях, смерти и воскресении; в Нем Царство Божье открылось во плоти. Умерший на кресте Спаситель принес весть спасения и тем, кто погиб при потопе во времена Ноя, так что и пребывающим в царстве мертвых всемогущее слово Иисуса открыло возможность спасения (1P 3:19). Превознесенный и воссевший одесную Бога Иисус продолжает говорить с нами через Своих посланцев. В П. Евангелия действует Сам Господь (Lc 10:16; Rm 10:14.17);
г) исцеленные Иисусом сами становились проповедниками великого Божьего подвига спасения (Mc 1:44.45; Mc 7:36). Одни рассказывали о сотворенных Иисусом чудесах по Его поручению, другие говорили об этом вопреки Его запрету. Этим запретом Иисус хотел показать, что для Него важнее убедить людей, а не поразить их чудесами;
д) Иисус посылал проповедовать Своих учеников и апостолов (Mc 6:12; Mt 10:7). Только призвание и направление Самим Господом дают полномочия на совершение про-поведнич. служения. Вначале апостолы проповедовали ту же весть, что Иоанн Креститель и Сам Иисус: "Приблизилось Царство Небесное" (Mt 10:7).Воскресший Господь повторил Свое повеление, послав учеников проповедовать и уполномочив их действовать от Его имени (Mt 28:18-20; Mc 16:15-18; Jn 20:21-23). Эти полномочия стали действенными через сошествие на учеников Святого -> Духа (Ac 1:8; Ac 2:1). С этого момента апостолы стали миссионерами и разошлись по всему миру. Одноврем. их Весть получила новое и окончат, содержание. Отныне они проповедовали Иисуса Христа как распятого, воскресшего и грядущего Гос-пода(1Co 1:23);
3) СОДЕРЖАНИЕ НОВОЗАВЕТНОГО БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ. Предметом новозаветной П. является Иисус Христос, но весть о Христе включает в себя несколько аспектов:
а) П. Царства Божьего, наступившего в Иисусе Христе (Mt 9:35), означает, что Христос - Господь (2Co 4:5), потому что Ему будет принадлежать "царство мира" (Ap 11:15). Цель Евангелия не только блаженство (-> Блаженный) отдельной личности, но и спасение человечества и всей Вселенной;
б) вместе с Царством Божьим проповедуется и примирение (2Co 5:18). Важнейшая часть этой П. - призыв к -> покаянию (Mt 3:2; Mt 4:17). Без него нет доступа в Царство Божье (Jn 3:3); в) за покаянием следует -> вера (He 6:1), из к-рой только и может возникнуть новая жизнь. Петр называет веру испытанной и драгоценной (1P 1:7), и Павел не устает проповедовать ее как единств, путь к спасению (Rm 1:16; Rm 3:22.28; Rm 4:3.5; Rm 9:33; Rm 10:9; 1Co 1:21; Ga 2:16);
г) призыву к вере сопутствует П. -> оправдания, к-рое Бог дарует верующему (2Co 3:9). Это оправдание, приобретенное страданиями Иисуса Христа (Rm 5:18), Бог дарует покаявшемуся и верующему грешнику (Rm 3:23-28; Rm 4:5; 2Co 3:9);
д) средоточием всего новозаветного благовествования является Иисус Христос, распятый и воскресший (Ac 9:20;Rm 14:24; 1Co 1:23; 1Co 15:14). П.по-каяния и веры (Ac 20:21) наделена действенной силой. Она есть "для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2Co 2:1); для одних Евангелие - соблазн и безумие, для других - Божья сила и Божья премудрость (1Co 1:23). Отчужденный от Бога мир воспринимает Весть о кресте как нечто возмутительное и раздражающее и, по наущению сатаны (Ap 12:13), преследует свидетелей Иисуса (Mt 5:10-12; Mt 10:22; 2Tm 3:11.12);
4) РОЛЬ ПРОПОВЕДНИКА В РАСПРОСТРАНЕНИИ НОВОЗАВЕТНОЙ ПРОПОВЕДИ:
а) Господь призывает и направляет проповедника Евангелия: "И как проповедовать, если не будут посланы?" (Rm 10:15; ср. Mc 3:14; Lc 4:18; Lc 9:2; Ac 26:16-18). Только такие проповедники уполномочены Господом и имеют необходимые для проповеди дарования. Тот, кто не был послан, но проповедует, лишь создает видимость, что имеет такое дарование. Истинный проповедник благовествует по "необходимой обязанности" (1Co 9:16);
б) проповедник Евангелия сам остается в тени, выдвигая на первый план Благую Весть (2Co 4:5). Горе ему, если он проповедует самого себя! Слово кэрюкс ("глашатай") встречается в НЗ очень редко (напр., в 2Tm 1:11; 1Tm 2:7; 2P 2:5), поскольку все внимание сосредоточено на вести, а не на вестнике. Благовестники нередко подвергаются опасностям: в мире врагов Евангелия они "как овцы среди волков" (Mt 10:16). Вестник может быть закован в кандалы, "но для слова Божия нет уз" (2Tm 2:9). Жизнь проповедника должна соответствовать его П., иначе он становится недостойным великой миссии (1Co 9:27; Rm 2:21). Несоответствие между жизнью и П. делает служение бесплодным; в) суть П. заключается не во вдохновенных человеч. словах, а в действии Духа, Который побуждает слушателей к принятию решения (1Co 2:4); г) проповедник благовествует не для того, чтобы угождать людям (Ga 1:10) или "льстить их слуху" (2Tm 4:3). Он несет людям всё, что может служить их временному и вечному спасению. Он проповедует Евангелие "во время и не во время", публично и каждому в отдельности, открыто неся людям весть о спасении (2Tm 4:2). При этом с любовью и готовностью к самопожертвованию проповедник вникает в нужды своих слушателей (1Co 9:19; 2Tm 2:15), прокладывая т.о. путь к их сердцам;
5) СЛУШАТЕЛИ. Цель П. - не в том, чтобы слушатели просто поняли сказанное и согласились с ним, а в том, чтобы они уверовали в Бога (2Co 2:4.5; Rm 10:10.17). Из веры произрастает -> послушание (Rm 1:5), к-рое Бог также "производит" в верующем (Ph 2:12.13; Ep 2:8-10). Поскольку вера произрастает из восприятия слова Божьего, то у веры и П. одно и то же содержание: Иисус Христос, распятый и воскресший Господь.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).