Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Проповедь
Проповедь, проповедовать, проповедник. Новейшие исследования показывают, что в Библии слово "проповедь" означает нечто иное, чем то, что сегодня подразумевается под упорядоченной церк. П. Это понятие в совр. его понимании вообще не встречается в Библии, оно не было знакомо древней Церкви.
I. В ВЗ для передачи понятий "проповедь", "проповедовать","проповедник" использовались разные др.-евр. слова. Так, в псалмах и книгах пророков говорится о возвещении правды (Psalmorum 21:32), Божьего града (Psalmorum 86:3), мира (Isaiae 52:7). В ВЗ часто используются такие выражения, как "славить и восхвалять Бога", "возвещать Божие имя, спасение, праведность, чудеса, славу, истину". Такого рода возвещение не было связано с опред. местом, временем или облечено в конкретные формы. -> Пророки осознавали себя "устами Божиими", призванными возвещать Божью волю и Его предначертания (Ieremiae 15:19). Нередко библ. пророки испытывали глубокое волнение и были полностью поглощены данными им поручениями (Ieremiae 20:7-9). Часто их пророчества были исполнены поэтич. вдохновения и находили выражение в соотв. лит. формах. В евр. текстах нередко встречаются типичные для -> поэтич. жанров приемы - вост. цветистость стиха, аллитерация (у Амоса, Исаии, Михея, Наума и др.). Эти мужи Божьи осознавали себя пророками и провозвестниками Всевышнего (Psalmorum 104:1; Isaiae 40:6; Ieremiae 2:2; Ieremiae 11:6; Ionae 1:2; Ionae 3:2; Michaeae 3:5; Zachariae 1:14). Слова, переведенные в Exodus 36:6; 2 Paralipomenon 24:9; Danielis 5:29; Osee 5:8 как "объявлять", "возвещать", "провозглашать", "возглашать" или "проповедовать", обозначают возгласы, вопли, ликование, звуки набата. Пророк должен был возвещать только слово Господа, а не навязывать собственные идеи и мечтания, как это делали лжепророки (Ieremiae 14:14; Ieremiae 23:28). Поручая человеку быть Своим посланником, Господь Бог не принимал во внимание ни его возраст, ни сословную принадлежность, ни происхождение (Ieremiae 1:6; Ezechielis 3:1; Ionae 1:2). От пророка не зависело, даст ли его проповедь плоды. Часто его деят-сть не приносила видимого успеха (-> Иеремия), но ему дано было знать, что Божье слово "не возвращается тщетным" (Isaiae 55:11). Важно отметить, что ветхозаветная П. нередко (прежде всего у Иезекииля) сопровождалась символич. дей-ствиями. к-рые особенно запоминались слушателям: Ieremiae 27:2 (возлож. на шею дерев. ярмо); Ezechielis 12:1-7 (проломленная стена) и др. П. ПРОПОВЕДЬ В НЗ: 1) В НЗ встречается большое количество слов и выражений, обозначающих служение благовествования; отчасти это разнообразие сохраняется и в переводах. Ниже приводятся наиб. часто употребляемые греч. глаголы, обознач. П.: кэрюс-сейн - "публично, во всеуслышание объявлять" (Marcum 1:45; Marcum 5:20; Lucam 8:39); эвангелидзейн - "возвещать Благую Весть", "благовествовать" (Matthaeum 11:5; Actus 16:10; Romanos 1:15; 1 Corinthios 1:17); дидаскейн - "учить" (подразумевается обстоят., длит. проповедь-наставление) (Matthaeum 4:23; Matthaeum 7:29; Matthaeum 9:35; Marcum 4:2); мартюрейн - "свидетельствовать", т.е. "распространять знания о Боге и о Христе на основании собственного опыта веры". Иисус, апостолы и древняя Церковь придавали свидет-ву огромное значение (Lucam 4:22; Ioannem 1:15; Ioannem 1:2);
2) ПРОПОВЕДНИКИ В НЗ:
а) иудеи проповедовали Закон (Actus 15:21), т.е. по субботам в синагогах зачитывали и истолковывали тексты ВЗ (-> Училище). Эту богослужебную форму Иисус и апостолы использовали для П. Евангелия (Lucam 4:16; Actus 13:14);
б) Иоанн Креститель проповедовал пришествие Мессии, и в пустыне прозвучал его призыв к покаянию (Matthaeum 3:1; Marcum 1:3; Lucam 3:3). Приходивших к нему людей он пробуждал от духовного сна призывом: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Matthaeum 3:2). Этот призыв, в к-ром соединились Закон и Евангелие, был услышан евр. народом. Многие покаялись в грехах и приняли крещение (Marcum 1:5).Это крещение пробужденных явилось предвосхищением прощения грехов Мессией (Actus 13:23-25). Благовествование и крещение Иоанна были только указанием на грядущего Спасителя (Ioannem 1:29);
в) спасение в его полноте принес на землю Божий Сын Иисус Христос. В Его земной жизни благовествование было не только призывом, провозвещением грядущего, но и осуществлением самого спасения. Иисус был Вестником, Посланником Отца (Ioannem 17:3) и вместе с тем Сутью той Вести, к-рую Он нес (Lucam 4:18.21; -> Вера, 11,2). К Своему народу Он явился как воплощенное Царство Божье (Matthaeum 12:28; Lucam 17:21; Ioannem 1:26). Иисус не делал докладов о сути и значении Царства Божьего, Он провозглашал наступление этого Царства всюду, где пребывал. Иисус вещал на горе (Matthaeum 5, Matthaeum 6, Matthaeum 7),в домах и синагогах (Matthaeum 4:23), на берегу моря (Marcum 2:13), в городах и селениях, на рыночных площадях, в храме (Lucam 20:1). Его П. принимали форму притчи, они изобиловали сравнениями, поучениями, призывами. Но главное заключалось не в речах Иисуса, а в самой Его жизни, в Его страданиях, смерти и воскресении; в Нем Царство Божье открылось во плоти. Умерший на кресте Спаситель принес весть спасения и тем, кто погиб при потопе во времена Ноя, так что и пребывающим в царстве мертвых всемогущее слово Иисуса открыло возможность спасения (1 Petri 3:19). Превознесенный и воссевший одесную Бога Иисус продолжает говорить с нами через Своих посланцев. В П. Евангелия действует Сам Господь (Lucam 10:16; Romanos 10:14.17);
г) исцеленные Иисусом сами становились проповедниками великого Божьего подвига спасения (Marcum 1:44.45; Marcum 7:36). Одни рассказывали о сотворенных Иисусом чудесах по Его поручению, другие говорили об этом вопреки Его запрету. Этим запретом Иисус хотел показать, что для Него важнее убедить людей, а не поразить их чудесами;
д) Иисус посылал проповедовать Своих учеников и апостолов (Marcum 6:12; Matthaeum 10:7). Только призвание и направление Самим Господом дают полномочия на совершение про-поведнич. служения. Вначале апостолы проповедовали ту же весть, что Иоанн Креститель и Сам Иисус: "Приблизилось Царство Небесное" (Matthaeum 10:7).Воскресший Господь повторил Свое повеление, послав учеников проповедовать и уполномочив их действовать от Его имени (Matthaeum 28:18-20; Marcum 16:15-18; Ioannem 20:21-23). Эти полномочия стали действенными через сошествие на учеников Святого -> Духа (Actus 1:8; Actus 2:1). С этого момента апостолы стали миссионерами и разошлись по всему миру. Одноврем. их Весть получила новое и окончат, содержание. Отныне они проповедовали Иисуса Христа как распятого, воскресшего и грядущего Гос-пода(1 Corinthios 1:23);
3) СОДЕРЖАНИЕ НОВОЗАВЕТНОГО БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ. Предметом новозаветной П. является Иисус Христос, но весть о Христе включает в себя несколько аспектов:
а) П. Царства Божьего, наступившего в Иисусе Христе (Matthaeum 9:35), означает, что Христос - Господь (2 Corinthios 4:5), потому что Ему будет принадлежать "царство мира" (Apocalipsys 11:15). Цель Евангелия не только блаженство (-> Блаженный) отдельной личности, но и спасение человечества и всей Вселенной;
б) вместе с Царством Божьим проповедуется и примирение (2 Corinthios 5:18). Важнейшая часть этой П. - призыв к -> покаянию (Matthaeum 3:2; Matthaeum 4:17). Без него нет доступа в Царство Божье (Ioannem 3:3); в) за покаянием следует -> вера (Hebraeos 6:1), из к-рой только и может возникнуть новая жизнь. Петр называет веру испытанной и драгоценной (1 Petri 1:7), и Павел не устает проповедовать ее как единств, путь к спасению (Romanos 1:16; Romanos 3:22.28; Romanos 4:3.5; Romanos 9:33; Romanos 10:9; 1 Corinthios 1:21; Galatas 2:16);
г) призыву к вере сопутствует П. -> оправдания, к-рое Бог дарует верующему (2 Corinthios 3:9). Это оправдание, приобретенное страданиями Иисуса Христа (Romanos 5:18), Бог дарует покаявшемуся и верующему грешнику (Romanos 3:23-28; Romanos 4:5; 2 Corinthios 3:9);
д) средоточием всего новозаветного благовествования является Иисус Христос, распятый и воскресший (Actus 9:20;Romanos 14:24; 1 Corinthios 1:23; 1 Corinthios 15:14). П.по-каяния и веры (Actus 20:21) наделена действенной силой. Она есть "для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2 Corinthios 2:1); для одних Евангелие - соблазн и безумие, для других - Божья сила и Божья премудрость (1 Corinthios 1:23). Отчужденный от Бога мир воспринимает Весть о кресте как нечто возмутительное и раздражающее и, по наущению сатаны (Apocalipsys 12:13), преследует свидетелей Иисуса (Matthaeum 5:10-12; Matthaeum 10:22; 2 Timotheum 3:11.12);
4) РОЛЬ ПРОПОВЕДНИКА В РАСПРОСТРАНЕНИИ НОВОЗАВЕТНОЙ ПРОПОВЕДИ:
а) Господь призывает и направляет проповедника Евангелия: "И как проповедовать, если не будут посланы?" (Romanos 10:15; ср. Marcum 3:14; Lucam 4:18; Lucam 9:2; Actus 26:16-18). Только такие проповедники уполномочены Господом и имеют необходимые для проповеди дарования. Тот, кто не был послан, но проповедует, лишь создает видимость, что имеет такое дарование. Истинный проповедник благовествует по "необходимой обязанности" (1 Corinthios 9:16);
б) проповедник Евангелия сам остается в тени, выдвигая на первый план Благую Весть (2 Corinthios 4:5). Горе ему, если он проповедует самого себя! Слово кэрюкс ("глашатай") встречается в НЗ очень редко (напр., в 2 Timotheum 1:11; 1 Timotheum 2:7; 2 Petri 2:5), поскольку все внимание сосредоточено на вести, а не на вестнике. Благовестники нередко подвергаются опасностям: в мире врагов Евангелия они "как овцы среди волков" (Matthaeum 10:16). Вестник может быть закован в кандалы, "но для слова Божия нет уз" (2 Timotheum 2:9). Жизнь проповедника должна соответствовать его П., иначе он становится недостойным великой миссии (1 Corinthios 9:27; Romanos 2:21). Несоответствие между жизнью и П. делает служение бесплодным; в) суть П. заключается не во вдохновенных человеч. словах, а в действии Духа, Который побуждает слушателей к принятию решения (1 Corinthios 2:4); г) проповедник благовествует не для того, чтобы угождать людям (Galatas 1:10) или "льстить их слуху" (2 Timotheum 4:3). Он несет людям всё, что может служить их временному и вечному спасению. Он проповедует Евангелие "во время и не во время", публично и каждому в отдельности, открыто неся людям весть о спасении (2 Timotheum 4:2). При этом с любовью и готовностью к самопожертвованию проповедник вникает в нужды своих слушателей (1 Corinthios 9:19; 2 Timotheum 2:15), прокладывая т.о. путь к их сердцам;
5) СЛУШАТЕЛИ. Цель П. - не в том, чтобы слушатели просто поняли сказанное и согласились с ним, а в том, чтобы они уверовали в Бога (2 Corinthios 2:4.5; Romanos 10:10.17). Из веры произрастает -> послушание (Romanos 1:5), к-рое Бог также "производит" в верующем (Philippenses 2:12.13; Ephesios 2:8-10). Поскольку вера произрастает из восприятия слова Божьего, то у веры и П. одно и то же содержание: Иисус Христос, распятый и воскресший Господь.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).