Библия-Центр
РУ

Библейский Словарь Вихлянцева

В.П. Вихлянцев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

язычники — все не Иудеи по происхождению (Пс 105.35; Гал 2.15), а также те, кто поклоняется не истинному Богу, а идолам (Пс 134.15; 1Кор 10.20; 1Фес 4.5), причём такими могут считаться и некоторые Иудеи, когда они отступают от Бога (Иез 20.32; 1Кор 12.2). Священное Писание везде называет «язычниками» только тех людей из других народов, которые окружали и как-то касались Иудеев, не зависимо от их отношения к ним. Это всегда потомки Иафета, сына Ноя, которые по его пророчеству (Быт 9.27) могли даже вселиться «в шатры Симовы», то есть присоединиться к народу Божию, что мы и видим в истории и о чём имеются некоторые указания в Библии. Характерно, что первое распространение официального «христианства» на Ближнем Востоке, на севере Африки и в Европе примерно совпало с ареалом распространения потомков Иафета. Даже сборище языческих народов, предпринявших попытку атаковать Израильтян и уничтоженное огнём с неба (Иез 38.2-6,22; 39.4), было целиком из потомков Иафета («северных народов»). Представители каких-то отдалённых народов (Азии, Австралии, Америки) никогда даже не упоминаются и, очевидно, не имеются в виду. Отсюда можно понять и слова Спасителя: «Любите врагов ваших» (Мф 5.44), ибо многие из враждебно настроенных язычников, живших рядом и понимавших Иудеев, могли в любое время обратиться к Богу и стать «прозелитами» или «пришельцами», то есть включёнными законом в их среду. Конечно, враги у Его учеников были и в среде самих Иудеев. Ап. Павел, говоря, что он в какой-то момент обратился к «язычникам» (Деян 13.46), на самом деле обратился к «прозелитам» и к живущим среди Иудеев язычникам, чтущим Бога (Деян 13.16,26). С другими язычниками, ничего не знающими о Боге и законе Евреев, он встречался только однажды, притом не по своей воле, в ареопаге, куда его буквально затащили и куда он более никогда не возвращался. Эти люди из ареопага не названы язычниками и там он не упомянул Писаний (но зато упомянул их стихотворцев). Поэтому совершенно не понятно, почему ап. Павел назван Апостолом «язычников». Такое название выглядит намеренным, искусственным. Для иллюстрации очень полезно сравнить две очень похожие речи ап. Павла — речь к этим «полным» или «дальним» язычникам в ареопаге с речью к Иудеям вперемешку с прозелитами в синагоге. Вот его речь перед афинянами в ареопаге. «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. (Деян 17.22-31,32). Далее его речь к собранию Иудеев, прозелитов и пришельцев в синагоге. «Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нём никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя…» При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. (Деян 13.26-33,42-43). В собрании «полных» («дальних») язычников ап. Павел не смог бы, да и не стал бы что-то доказывать из Писаний, как это он постоянно делал в синагогах. Отношение Евреев к окружающим их со всех сторон язычникам всегда было негативным, изоляционистским. Евреи, прямые потомки Авраама через Исаака и Иакова (Израиля), всегда жили компактно и совершенно обособленно. При входе в обетованную землю, заселённую языческими племенами (Хананеями, потомками Ханаана, сына Хама, который был проклят Ноем), закон повелевал им уничтожить или изгнать всех аборигенов с их истуканами и ни в коем случае с ними не смешиваться (Вт 7.1-2). Поэтому в продолжение всей своей истории их отношение к язычникам было сходно с отношением к собакам (ср. Мф 15.26). В этом смысле очень характерен поступок пророка Ионы, который скорее согласился быть утопленным, чем пойти к язычникам с проповедью, пусть даже и по повелению Бога. Евреи никогда не проповедовали и не проповедуют свою религию и не миссионерствуют по свету, а в последние «свободные» времена, когда таковые из их среды всё же появились, относятся к ним очень враждебно (например, к известной секте «Евреи за Иисуса»). Как сказано в Писании, они живут отдельно и среди народов не числятся (Чис 23.9). Но закон позволял им принимать в свою среду «прозелитов» и «пришельцев» и повелевал им, следовательно, относиться к таковым, как к братьям. Так же трепетно, как к своему закону и своей религии, они всегда относились и к Богу, Который, они верили, создал всё видимое и невидимое и всё держит в Своих руках. Из благоговения перед Ним они никогда не называли вслух Его имени, а заменяли его другим, потому что знали, что этот великий Бог избрал только их народ, чтобы Его имя пребывало среди них (Вт 7.6). Потому и Христос, рождённый по плоти в одном из колен Израилевых, пришёл только ради собственного народа, сынов Израиля, о чём Он ясно заявлял (Мф 15.24). Это же повторил и ап. Пётр (Деян 3.20, ср. Мф 1.21). Здесь особенно следует отметить, что в Новом Завете, состоящем наполовину из Посланий ап. Павла, произошла некая подозрительная трансформация понятий в отношении к язычникам. Самый наглядный пример — это Иол 2.32 -> (Деян 2.21) -> Рим 10.13. Если внимательно читать Иол 2.12-32, то становится совершенно очевидным, что речь идёт (как и во всех других подобных местах-ведь Писание не может противоречить самому себе) только о народе Божием, только о своих. В Деян 2.14-21 ап. Пётр в своём обращении к присутствующим (а присутствовали снова только свои — ст. 9-11) повторил те же слова (правда, в ст. 20 слово «страшный» заменено на «славный» и не ясно, самим ли ап. Петром или переписчиками). Но вот в Послании к Римлянам 10.11-13 мы видим полное преобразование ясных и точных слов и понятий. Здесь ап. Павел (или кто-то за него) узурпирует основополагающие принципы в пользу любых язычников. Он даже не вспоминает и никак не комментирует слова Христа о том, что Он пришёл ради Своих и тех, кого призовет Господь (Иол 2.32; Ин 6.44). Этим самым ап. Павел (или кто-то за него) предоставил широченную возможность язычникам самостоятельно решать вопросы спасения, «низводить небо на землю» (Достоевский). С возникновением официального языческого христианства язычники лихо подхватили имя Бога и понеслись по всему свету, призывая налево и направо «придти к Богу», «принять Христа в своё сердце» забывая, что придти к Богу может лишь тот, кого Он Сам привлечёт к Себе. Если они пытаются делать это за Бога, то забывают, что, для тех, кого Бог Сам не привлекает к Себе, Его имя закрыто и таковые, наверняка, понимают под именем «Бог» что-то другое, например, бога удачи, помогающего им устроиться в жизни, ведь богов и господ много (1Кор 8.5). Многих смущает и другое высказывание ап. Павла, что Бог есть также Бог «и язычников» (Рим 3.29). Но и в этом случае этот термин нужно понимать, как сказано в самом начале этой короткой статьи о язычниках. Никогда не следует смущаться отдельными разночтениями и непониманиями, нужно всегда держаться одной истины-слов Христа (повторяем, слова Божии не могут сами себе противоречить). Только в двух местах Нового Завета (Ин 10.16; 17.20) приведены собственные слова Господа, в которых можно усматривать намёк на других овец, кроме овец дома Израилева, но это опять же решают не сами овцы, ибо Новый Завет был заключён Богом только с домом Израилевым (Пс 147.8-9; Ис 42.6; Иер 31.31-34; Ам 3.2). Кто-то из язычников хочет веровать, что Бог присоединит его к Своему избранному народу и спасёт его от грядущего суда? Пусть смиренно ждёт и надеется, пока Бог сделает это (Рим 8.24-25; Евр 11). Это вера. Если же он сам начинает что-то делать для своего спасения, он наверняка останется с этой многочисленной толпой энтузиастов. Это религия. Язычники в Священном Писании в некоторых местах названы также «внешними» (см.), но в число внешних входят и неверные (ложные ученики и служители). (См. Адам, Бог, внешние, воля человеческая, Галилея, Павел Апостол, Писание, пришелец, прозелит, Церковь, церковь, человек).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).