Павел, Апостол — особо избранный Богом служитель для возвещения Евангелия во всём Еллинском рассеянии (см.) и язычникам (см.).
Хронология трудов, путешествий и служения ап. Павла после его обращения:
- 32 г. — обращение,
- 32–35 гг. — Дамаск и Аравия,
- 35 г. — посещение Иерусалима,
- 35–42 гг. — Тарс,
- 42–44 гг. — Антиохия (с Варнавою),
- 44 г. — посещение Иерусалима,
- 45–48 гг. — первое проповедническое путешествие (Деян 13.4 — 14.27),
Савл стал называться ап. Павлом (Деян 13.2,9,13),
- 50 г. — посещение Иерусалима,
- 50–53 гг. — второе проповедническое путешествие (Деян 15.36 — 18.22),
написание 1Фес; 2Фес,
- 53 г. — посещение Иерусалима,
- 54–57 гг. — третье проповедническое путешествие (Деян 18.23 — 21.8),
написание Гал; 1Кор; 2Кор; Рим,
- 58 г. — приход в Иерусалим, арест,
- 58–59 гг. — Кесария,
- 60 г. — переправка в Рим; написание Еф; Кол; Флм,
- 61–63 гг. — в Риме; написание Флп; 1Тим; Тит,
- 66–67 гг. — второе заключение; написание 2Тим; Евр; казнь.
Из
Деян 26.10 («подавал голос») заключают, что он был членом синедриона, следовательно, родился около 1 г. по РХ и был ко времени его призвания не моложе 30 лет. Его еврейское имя было Савл (испрошенный) (в оригинале — Саул, как первого израильского царя), а его имя Павел (маленький) было греческим и было дано ему, видимо, при рождении, как римскому гражданину (
Деян 22.28). Он родился в Тарсе, в Киликии (
Деян 21.39) и, надо полагать, получил хорошее начальное образование в этом же городе, славившемся своей учёностью. Позже он учился в Иерусалиме у наиболее известного в то время учителя — Гамалиила (
Деян 22.3) и сделался ревностным последователем фарисейского учения (
Деян 26.5). Принимая участие в гонениях на христианское учение (а может быть и возглавляя его) он невольно послужил, ещё не обращенный, распространению этого учения далеко за пределами Иерусалима. После же своего обращения на пути в Дамаск (
Деян 9.3-6), прозрения, крещения (
Деян 9.17-18) и удаления на некоторое время в Аравию (
Гал 1.17), ап. Павел сделался ревностным и неутомимым тружеником в деле возвещения благой вести. В
Деян 13.1 он назван пророком и учителем. Хотя ап. Павел и был высокообразованным человеком, он не от людей обучился всей своей истинной премудрости, но принял её непосредственно через откровение Иисуса Христа (
Деян 26.16;
1Кор 11.23-32;
Гал 1.11-12).
После своего обращения из иудаизма в христианство в 32 г. по РХ ап. Павел очень много потрудился в проповеди Евангелия. У всех, слушающих официальных церковных проповедников, определённо складывается впечатление, что он в своих проповеднических путешествиях обратил в христианство почти всю языческую Европу, дойдя, по некоторым источникам, чуть ли не до Испании. На самом деле ап. Павел проходил, по так называемому, «Еллинскому рассеянию» (
Ин 7.35) — местам жизни, рассеянных по многим странам Иудеев, и им одним нес благую весть, которую они могли понять, потому что каждую неделю читали и изучали Писание.
В богословской литературе и семинарских учебниках официальной
христианской (см.) религии за ним закрепилось звание «Апостол язычников», но «язычники» ап. Павла это вовсе не любые варвары с улиц городов Римской империи и, тем более, не народы других континентов, это всегда
прозелиты (см.), которые слышали, изучали и даже исполняли закон, которые, следовательно, понимали, о чём говорит ап. Павел, постоянно ссылавшийся в своих проповедях на самые важные места из Писания. В
Гал 3.13,14 он и себя причислил к этой семье «язычников». Другие народы, особенно вне мест распространения потомков
Иафета (см.), вряд ли понимали бы его (см.
человек).
Планировал ли он ходить к другим язычникам? Конечно нет! В ареопаг его затащили силой и очень скоро его оттуда прогнали, хотя там собрались очень образованные люди и большинство из них было явно из потомков Иафета (
Деян 17.16-33). О других просто и не стоит говорить.
Ап. Павел совершил три дальние похода с проповедями, которые описаны в Деяниях Апостолов и которые в современной религиозной литературе названы «миссионерскими путешествиями». Естественно, теперь, по примеру этих путешествий, устраиваются аналогичные, но уже организованные по всем правилам науки, поездки и евангелизационные мероприятия во всех странах мира.
Книга Деяний Апостолов была закончена Евангелистом Лукой около 62 г. в Риме, во время последнего заключения ап. Павла. В это время уже начались гонения на Христиан, рукописные документы постоянно уничтожались, поэтому все новозаветные писания сохранялись и передавались только в постоянно переписываемых (и не исключено, что иногда и по памяти) копиях. В
1Кор 5.9 есть ясное свидетельство того, что было по крайней мере ещё одно Послание ап. Павла, но оно было утрачено. Можно полагать, что были и другие.
До наших дней дошли лишь копии с копий всех Священных Писаний, датируемые самое раннее 4-м веком по РХ, а также многочисленные цитирования Евангелий и Посланий в трудах, так называемых «отцов церкви» этого же и последующих веков (см.
Библия, церковь).
Не будем забывать, что 4 в.-это век признания христианства римскими императорами и дальнейшего провозглашения его официальной государственной религией, принадлежность к которой была сделана для всех обязательной. Без сомнения, этим как раз и объясняется тот факт, что сохранёнными оказываются только документы четвёртого и более поздних веков. Ведь в государственном учреждении (церкви) хранение документов было налажено лучше, чем у частных лиц (отдельных верующих), да ещё в условиях жестоких гонений. Именно поэтому при собирании всех документов в одну книгу
Библию (см.) многие записи и фрагменты книг претерпели определённое редактирование, всегда намеренно подкрепляющее положение новой церкви.
Вот почему в Посланиях ап. Павла мы находим не только «нечто неудобовразумительное» (
2Пет 3.16), но и просто похожее уже не на проповедь, а на откровенное церковное строительство, создание доктрин новой религии (вряд ли они могли принадлежать перу ап. Павла). Отметим только несколько характерных моментов.
- В первой половине 1 в., всего через несколько лет после распятия, воскресения и вознесения Иисуса Христа, ещё не могло быть среди его последователей епископов (Флп 1.1; 1Тим 3.1-2; Тит 1.7).
- Не было ещё официальной практики «рукоположения» в особенности новыми священниками, которые появились, как и епископы только в официальной церкви (Деян 14.23; 1Тим 4.14; 2Тим 1.6).
- Только в официальной церкви могут назначаться пресвитеры, которые должны «начальствовать» (Деян 14.23; 20.17; Тим 5.17; Тит 1.5).
- Ещё никто никого не причислял к «лику святых», но в новозаветных писаниях подозрительно часто звучит этот термин (Мф 27.52; Лк 1.70; Деян 9.41; 26.10; 1Пет 3.5; Рим 12.13; 16.15; 1Кор 6.1,2; 2Кор 13.12; Еф 1.18; 3.8; 4.12; 6.18; Кол 1.12; 2Фес 1.10; Евр 13.24; От 5.8; 8.3,4; 13.10; 14.12; 16.6; 17.6; 18.24; 19.8; 20.8). Совершенно неуместным является также появление этого эпитета в заголовках всех книг Нового Завета (как и подобострастное приложение титула Апостол к именам Иакова и Иуды, см.).
Приложение к церкви характеристики «столп и утверждение истины» (
1Тим 3.15) прямо определяет её как «руководящую и направляющую силу общества». И повторять это много раз в Библии не пришлось. Одного раза было вполне достаточно, чтобы на века официальная церковь «законно» стала считать себя такой силой.
В
Деян 14.22 и подобных местах эдак незаметно подсовывается учение о «страдальческом пути» входа в Царствие Божие, такое любимое современной церковью. Не хватает только вериг и самоистязания и будет готов самостоятельный путь человека на небо. Какова тогда роль страданий Христа? Не мог так говорить Апостол Христов! Не мог он противоречить словам Христа: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (
Мк 10.15).
Об использовании постоянно термина
«церковь» см. соответствующую статью.
Не потому ли М. Лютер (как и многие другие) считал, что некоторые из Посланий ап. Павла вообще не могут принадлежать его перу (например, Послание Евреям)?
Вот описание всех проповеднических походов ап. Павла.
1-й поход.
Деян 13.5, синагоги в Саламине.
Деян 13.14, синагога в Антиохи. Здесь сказаны знаменательные слова, определяющие всё проповедование Евангелия Апостолом «язычников» Павлом: «Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего» (
Деян 13.26). «Боящиеся Бога между вами» — это так называемые прозелиты и
пришельцы (см.), обрезывавшиеся и жившие общинно с Иудеями и выполнявшие частично или полностью закон Моисеев. Из-за того, что некоторые Иудеи (в основном, конечно, начальствующие) не могли принять его проповеди и ап. Павел обратил свою проповедь к язычникам (
Деян 13.46), понимать это совсем буквально, конечно, не следует. Язычники, «которые были предуставлены» (
Деян 13.48) совершенно определённо не были любыми язычниками с улицы, но только те, которые могли понимать слова ап. Павла, которые в эти трудные времена были каким-то образом к такому пониманию подготовлены. Следовательно, ап. Павел, как и все другие Апостолы и Евангелисты, обращался только к своим и своих он никогда не оставлял. Больше того, он и прозелитов, и боящихся Бога использовал на пользу своим, как он признался в
Рим 11.14.
Далее.
Деян 14.1, снова синагога, Икония.
Деян 14.17, ап. Павел побит камнями. Кем? Конечно, Иудеями, больше никто не применял такой казни.
2-й поход.
Деян 15.41, Сирия и Киликия, церкви (точнее — общины), которые ап. Павел посетил раньше (15.36). Проходя по городам, заходили к «верным».
Деян 16.12-13, Филиппы, молитвенный дом Иудеев у реки (для омовений).
Деян 16.27-34 темничный страж, уверовавший при виде чуда (о том, из «каких» он был, ничего не сказано).
Деян 17.1-2, Фессалоника, синагога.
Деян 17.4, прозелиты.
Деян 17.10, Верия, синагога.
Деян 17.17, Афины, синагога, Иудеи и прозелиты и «встречающиеся» (непонятно, может быть, философы).
Деян 17.22,34, ареопаг, некоторые уверовали (возможно, из тех, кто чтил «неведомого Бога»).
Деян 18.1,4, Коринф, синагога.
Деян 18.6-7, переход к язычникам (прозелиту, жившему рядом с синагогой).
Деян 18.19, Ефес, синагога.
3-й поход.
Деян 19.1,8, Ефес, ученики, синагога.
Деян 19.9-10, там же, училище некоего Тирана, ученики (видимо, уже знакомые ап. Павлу), Иудеи и прозелиты.
Деян 20.6, Троада, ученики.
Не ходил ап. Павел к другим язычникам по причине абсолютной бесполезности этого. Только у современных
миссионеров (см.) и всяких гастролеров-проповедников всё так просто: «Придите, примите Христа в ваше сердце и вы станете другим человеком!» Что язычник знает о необходимости спасения? А вот стать сильнее и здоровее он постоянно хочет. Что он слышал о Боге? Об истинном Боге, а не о том, что «что-то есть, конечно, над нами». Это первое. Есть и второе. Как это может человек принять или не принять кого-то в своё сердце по своей воле? Человек вообще ничего не может делать в отношении Бога по своей воле (см.
воля человеческая)! Не стоит даже и слушать этих проповедников! Это всё неслыханный обман! По словам всех этих проповедников человек и вправду «кузнец своего счастья». Но это ложь. Сколько есть на свете несчастных, больных и калек. Разве они хотели «выковать» себе такое счастье? Могут ли они выйти из этого состояния по «своей воле»? Конечно нет (см.
Ин 9.1-3).
В Священном Писании ясно говорится: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец» (
Ин 6.44). Это говорит Сам Христос, но эти проповедники делают человека сильнее Его. Мыслимо ли такое? Далее, и сверх того, эти слова Спаситель говорит исключительно Своим! «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (
Мф 15.24). Не ходил Он с проповедью Царства Небесного даже в ближайшие страны, но говорил эти слова исключительно народу, из которого был рождён по плоти. Из
Лк 22.30 видно, что в Царстве Его совсем не видно язычников, но только (все) колена Израилевы, Иудеи, к которым причислены и прозелиты, то есть боящиеся Бога среди них! «Ибо не тот Иудей, кто
таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но
тот Иудей, кто внутренно
таков, и
то обрезание,
которое в сердце, по духу,
а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (
Рим 2.28-29).
Полагают, что Иосиф Флавий (иудейский военачальник, перешедший на сторону Римлян и впоследствии ставший известным еврейским историком), который прибыл в Рим в 63 г. и исхлопотал у Нерона, римского императора, через его супругу Поппею, освобождение для некоторых еврейских священников, добился также освобождения и для ап. Павла. После этого ап. Павел, возможно, совершил путешествие в Испанию (
Рим 15.24,28), хотя достоверных данных об этом нет. Подтверждение этому усматривается лишь в следующих словах послания
Климента (см.) к Коринфянам: «
научив весь мир праведности и дойдя до крайних границ на западе
» Некоторые места в Посланиях самого ап. Павла (
1Тим 1.3;
2Тим 4.13,20;
Тит 1.5;
3.12) говорят о том, что он совершал поездки после своего заключения в Риме, следовательно, пользовался свободой.
О кончине его известно только то, что он был обезглавлен мечом (как римский гражданин) одновременно с распятием ап. Петра в Риме. Некоторые полагают, что это произошло в 64 г., но если он пользовался свободой после своего первого заключения, как отмечено выше, то это скорее произошло в конце правления Нерона, то есть в 67 или 68 г. (См.
Библия,
миссионерство,
Новый Завет,
Писание,
Сергий Павел,
христианство,
Церковь,
церковь,
язычники).