Библия-Центр
РУ

Библейский Словарь Вихлянцева

В.П. Вихлянцев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

церковь — в Новом Завете означает отдельную общину (собрание) верующих. В настоящее время под этим словом понимается:

  • а) всемирно распространённая религиозная организация или отдельно каждая из более чем 200 различных современных «христианских» конфессий, течений, деноминаций, руководимая профессиональной религиозной иерархией по типу других земных религий;
  • б) местная община верующих, приход, включённые в эту иерархическую систему как низшая её структурная единица, во главе которой стоит назначенное лицо, и для проведения служб которой имеется специальное здание или помещение (по типу мирских организаций и клубов);
  • в) само церковное здание или молитвенный дом, при этом в Зах 11.13; Мф 27.6 этим словом в русской Библии ошибочно назван Иерусалимский храм.
Христианство как мировая религия и христианская церковь возникли и развились начиная с 4 в. по РХ из подражания язычников благополучным и счастливым первым общинам верующих во Христа из Иудеев и прозелитов. Описать это можно несколькими фразами, но понять и постигнуть наперекор мощнейшему стереотипу возможно далеко не всем. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 15.24). Удивительно, но эти ясные и однозначные слова Спасителя, кажется, никто просто не понимает или не видит. В другом месте Он говорит Своим Апостолам: «…в Царстве Моем… сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк 22.30). Где же прочие язычники? Их совсем не видно в Его Царстве. Ап. Павел добавляет, что Христос пришёл искупить (см.) подзаконных (Гал 4.5), то есть состоящих под властью Моисеева закона (см.), который является «детоводителем» ко Христу (Гал 3.24). Новый Завет был заключён только с домом Израилевым (Пс 147.8-9; Ис 42.6; Иер 31.31-34; Ам 3.2). Все Апостолы были верными сынами своего народа, народа сынов Израиля, единственного из народов, избранного Богом, народа, который «живет отдельно, и между народами не числится» (Чис 23.9). Они всеми силами стремились донести до своих соплеменников, живших как в самой Иудее, так и в далеком рассеянии, важнейшую для них, счастливейшую, благую спасительную весть об обещанном Мессии, Который наконец пришёл и совершил обещанное от века, возвещенное во всех Писаниях. Это же относится и к прозелитам, которые присоединялись к избранному народу и принимали закон. Итак, только свои. Особняком стоят явные язычники, как семья Корнилия (Деян 10), который не имел никакого отношения к еврейскому народу, но уважал его и боялся Бога. Таким Бог Сам посылает Ангела Своего и предлагает выслушать Слово и принять Христа. Известно, что «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф 3.9). Это Его воля. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня» (Ин 6.44). Избрание и призвание всегда проходит по длинному и трудному пути. Это относится как ко всему израильскому народу (это символ), так и к отдельной избранной личности (это воля Бога). И уж ничего в деле избрания не решает сам человек. После потопа и Вавилонской башни в земле Сеннаар Бог более 300 лет не входил в контакт с людьми. Но вот, Он призвал верного Авраама (из потомков Сима) и приказал ему выйти из своего родства и идти в землю, которая будет ему указана. Здесь всё знаменательно (выйти из родства и покориться, поверить Богу). Дети Авраама прошли долгий и трудный путь до этой земли и в этом пути Господь не оставлял их никогда. Ничего подобного нельзя сказать ни про какой другой народ, однако узурпаторов Божией любви и присвоения себе избрания в мире всегда было много. Наконец, когда пришла полнота времени, дети Авраама услышали благую весть и многие из них обратились (Деян 2.39). Понятие и ожидание Мессии было только у израильского народа. Ставши Христианами, они не перестали ходить в храм или в синагогу, но собирались также и отдельно (Деян 2.46). Это были счастливейшие люди, жизнь которых изменилась, и за которыми внимательно наблюдали окружающие (Деян 2.47). Христианами становились только свои, по Писанию. И никакого значения не имеет то, что эти Писания теперь читает и научно изучает весь мир. Писались-то они для избранного народа. Как известно, любое, даже самое значительное явление в жизни людей, после мощного всплеска постепенно затухает или становится обыденным. Описанное в книге «Деяния Апостолов» происходило в первые месяцы и годы после вознесения Христа в 29 г., но недолго длился чистый и счастливейший период, ибо уже к концу первого века по РХ в общины верующих вошли «волки в овечьей шкуре» (Деян 20.29), появились первые ереси и разделения, начали возникать и укрепляться первые зародыши современной церкви, присвоившей себе обетования, данные избранным. Многим окружающим нравились первые Христиане и они, не вникая в суть дела, чтобы быть такими же счастливыми, стали копировать их внешние действия. Так появилось почитание формы, идола. Стали появляться совершенно произвольные общины из любых людей, называвших себя христианами. Активные люди стали «раскручивать», говоря современным языком, новое учение, привнося в него много мирского, взятого из прежних языческих верований, знакомого и понятного окружающим, то есть широким массам, обращаясь снова к современным терминам — потребителям нового «продукта». После официального признания христианства императором Константином в 313 г. начали строиться пышные здания, служители стали одеваться в разукрашенные одежды, присваивать себе разные звания. В общем, появилось всё то, что сегодня можно видеть в разросшейся до вселенских масштабов церкви. Люди сделали эту религию по своим понятиям и воле, понятной и принятой всеми окружающими, произвольно присвоили ей имя Христа, но о том, что в ней нет и не может быть Самого Христа, они не желают даже и задумываться, несмотря на всю очевидность происходящего. Собственно, это и не входит в их цели. Известно, что любая деятельность в мире имеет под собой коммерческую основу (см. дело). А коммерция с новой религией оказалась просто сказочной! Воистину: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф 7.13), и это совершенно слепые люди, ведомые ослеплёнными. Малую группу верующих или даже отдельную семью (Рим 16.4; 1Кор 16.19) теперь церковью не называют. Монополия центральной власти не может допустить этого. Всякая, даже самая небольшая «церковь» уже при своём появлении считается частью общей организации, её представителем и должна пройти соответствующую регистрацию. Все современные церкви своей организационной структурой, формой и методами действий, а также в финансовом отношении и в вопросах служебного персонала, в точности повторяют окружающие их государственные и партийные учреждения. Это стоикий римский дух (см. Рим). Земную церковь в настоящее время в основном представляют три главные «христианские» религиозные структуры: католическая церковь (насчитывающая 450 млн. членов), протестантская (300 млн.) и православная (150 млн.), которые вместе с другими конфессиями и деноминациями теперь объединяют примерно треть населения земного шара. Каждая из этих церквей утверждает, что только она наивернейшим образом воспроизводит Христово учение, хотя с самого начала живёт только своей собственной традицией, учениями своих «святых», служебными книгами, требниками, «служениями» по расписанию, обязательными обрядами, такой же обязательной пропагандой и воспитательной деятельностью, строгой финансовой и кадровой практикой и пр., и пр. В любой современной церкви различаются две главные части: а) строго организованная руководящая верхушка, состоящая из обучаемых профессионалов, часто в форме и при званиях, и б) рядовые верующие (прихожане). Часть а) строго поддерживает и сохраняет установленные традиции, «служения», обряды, праздники и т.д., ограждая себя (вплоть до гарантированного судебного преследования) от любого вмешательства или критики. Часть б), наученная и опекаемая частью а), ничего не понимает, Священного Писания не читает (не говоря уж об изучении), считая достаточным хождения в церковь, исполнения обрядов и подчинения традициям. Это убийственное свойство идолопоклонства: полагаться на руководителей, не задумываться, куда они ведут, забывать, что ответственность человека — личная! Впрочем ведь и задача церкви, как её понимают все, вполне земная: приличие и видимость благочестия. Современное положение церкви и истинный характер её свидетельства невозможно понять без детального и критического изучения всей её истории, чего сейчас, по вполне понятным причинам, никто в церкви не делает. Характерно отметить, что в Новом Завете нигде церковью не называется всеобщая организация, но только отдельные общины и группы верующих. И в этот ранний период Христианства характер этих первых церквей (которые иногда называют «апостольской церковью», кладя начало заблуждению и неверной терминологии) коренным образом отличается от характера современной церкви. Тогда — смертельная опасность от мира и враждебного окружения других верований, теперь — дружба, легальность и кооперирование с миром; тогда — чистота, искренность, истинная любовь друг к другу, теперь — самодовольство, казенная вежливость, участие во всех мирских делах. В тот ранний период ещё не было известных нам новозаветных писаний, а когда они начали появляться (60–100 гг.), они не были широко распространены, передавались от общины к общине в отдельных экземплярах в виде писем (в дальнейшем — Посланий, Кол 4.16, см. Библия) или в пересказах. Христиане жили чистой верой, подкрепляемой наставлениями мудрых учителей, и молитвой. В среду первых верующих, конечно, очень скоро вошли разные человеческие пороки (Деян 5.1-2; 3Ин 9; 1Кор 5.1; 6.6-8), её начали терзать «волки в овечьей шкуре» снаружи и изнутри (Мф 7.15; Деян 20.29; 2Пет 2.1; 1Ин 4.1). Это обычное человеческое потребительское развитие любого нового процесса. Если он интересен и выгоден, значит будет успех-конечно, коммерческий (ибо основа любой нормальной человеческой деятельности есть коммерческая выгода)! Апостолы Христовы при полном отсутствии новозаветных писаний (точнее — в процессе их появления), в трудностях и переживаниях возвестили благую весть во всём мире (см.). За это сами Апостолы и все первые Христиане подвергались жесточайшим гонениям. И это не историческая черта, а неизменное свойство истинной веры (а не религии — см. 2Тим 3.12). Гонения на Христиан начались почти одновременно с возникновением Иерусалимской общины верующих (Деян 8.1; 12.1-3) и достигли наибольшего размаха при Нероне (54-68 гг.), который обвинил их в поджоге Рима в 64 г. Тысячи Христиан были тогда замучены, сожжены, растерзаны дикими зверями на аренах цирков. Ап. Павел был в это время вторично арестован (возможно, в Троаде, 2Тим 4.13), возвращён в Рим и казнён. После смерти Нерона гонения несколько утихли, но при Домициане (81-96 гг.) они разгорелись с новой силой. Число казнённых снова составляли тысячи. Ап. Иоанн, уже глубокий старец, был сослан на остров Патмос. При Траяне (98-117 гг.) среди прочих был распят Симон, брат Иисуса, епископ Иерусалимской общины, а Игнатий — епископ антиохийской общины был брошен диким зверям. Особенно свирепыми преследования были при Деции (249-251 гг.) и Валериане (253-260 гг.), которые распространились по всем провинциям империи. Киприан писал: «Мир обезлюдел …» Диоклетиан (284-305 гг.) ввёл систематическое, а не от случая к случаю, как раньше, преследование Христиан. За ними буквально охотились. Он поставил целью искоренить это название на земле. В римских катакомбах, протянувшихся на сотни километров под Римом, в которых пряталось огромное множество Христиан в течение всего древнего периода Христианства, найдено теперь до 7 млн могил. Несмотря на жестокие преследования извне и суровую борьбу верующих с ересями в своей среде (а возможно и благодаря им) в эти первые века Христианство хранило чистоту, которой оно (вернее — позднейшее формальное «христианство») уже не имело во все последующие века. В это время жили наиболее выдающиеся учителя или «отцы церкви», как они называются теперь в религиозной литературе. Поликарп (69-156 гг.), ученик ап. Иоанна, епископ Смирнской общины, сожжён заживо. Современная религиозная литература называет «епископами» учителей и наставников в первых общинах верующих, но пусть это не вводит в заблуждение читателя — они не были теми епископами, которые позже, после признания христианства официальной религией Римской империи, назначались из Рима. Игнатий (?-107 гг.), ученик ап. Иоанна, епископ антиохийской общины (упомянут выше). Папий (70-155 гг.), ученик ап. Иоанна, епископ Иерапольской общины, написал книгу «Объяснение бесед Господа», в которой собрал дополнительные свидетельства очевидцев о беседах Христа. Мученически погиб в Пергаме. Иустин Мученик (100-167 гг.), родом из Сихема. Обратившись ко Христу, много путешествовал в одеянии философа, учился сам и старался многих обратить в истинную веру. Написал книгу «Защита христианства». Ему же принадлежит одно из самых ранних описаний собраний верующих: «В воскресенье собирались все. Читали из посланий и пророков сколько позволяло время. Старший (ведущий) говорил наставления и увещания. Затем все вставали и молились. Раздавали хлеб и вино. Дьяконы несли их отсутствующим. Каждый по достатку жертвовал на бедных и старший уделял из этого вдовам, сиротам, пришельцам и заключённым». Он мученически погиб в Риме. Заметим, что слово «дьяконы» — служители, помощники, введено здесь позднейшими переводчиками и в то время оно не имело современного, официального значения. Ириней (130-200 гг.) из Смирны, ученик Поликарпа и Папия, епископ в Лионе. Известен своими книгами против гностицизма. Часто повторял: «Хорошо помню место, где сидел Поликарп, рассказывая о своих беседах с Иоанном обо всех делах и чудесах живого Слова, явившегося во плоти в точном соответствии со всеми Писаниями». Умер мученически. Ориген (185-254 гг.), наиболее одарённый из ранних учителей, писатель, путешественник. В его книгах цитируется более двух третей всего содержания Нового Завета. Долгое время жил в Александрии, где был казнён его отец Леонид. Едва сам избежал казни при Максиме, но при Деции был заключён в темницу и замучен. Тертуллиан (160-220 гг.) из Карфагена, юрист, язычник, после обращения самый выдающийся учитель римской церкви, пламенный защитник чистоты христианского учения, которому принадлежат слова: «Что общего у Иерусалима с Римом и у Церкви с Академией?» Евсевий (264-340 гг.), епископ в Кесарии, «отец истории церкви», написавший несколько исторических книг, имел большое влияние на императора Константина. Иоанн Златоуст (345-407 гг.) из Антиохии, непревзойдённый оратор и проповедник, патриарх Константинопольский, реформатор начавшей сильно богатеть церкви, изгнан, умер в ссылке. Он жил уже в официальный период церкви и носил титул, дарованный ему императором. Иероним (340-420 гг.), наиболее учёный из «отцов» римской церкви, перевёл Библию на латинский язык (Вульгата). Августин (354-430 гг.), епископ (теперь уже официальный) из Хиппо в северной Африке, писатель, основатель систематического богословия. Наиболее известными и влиятельными противниками Христианства из учёных были Цельс (2 в.), философ, платоник и мистик, автор книги «Правдивое слово», критикующей христианское учение, которая не дошла до нас и известна лишь из книги Оригена «Против Цельса»; и Порфирий (233-304 гг.), философ, неоплатоник, автор объёмного труда «Против христиан», сожжённого в 448 г. (сохранились лишь фрагменты). Церковь уже начала действовать как полноправная государственная структура. Ранний период Христианства характеризуется отсутствием знакомой нам организационной структуры. Специальных помещений для собраний или «богослужений» не было. Церковью (если употреблять это современное слово) являлось общество учеников (последователей) Христа, имевших по местам своих пресвитеров (старейшин) и епископов (блюстителей, наставников), вокруг которых они собирались для молитв, наставлений, преломления хлеба (совместной трапезы), и которые при необходимости шли за общину на смерть. Жила такая община в среде множества других верований, почти повсеместно — в окружении злобы и нападок. Такая церковь (община) вполне могла быть названа одним телом (1Кор 12). Вера и чистота жизни первых Христиан теперь представляются недосягаемыми и непостижимыми! Но при императоре Константине (303-337 гг.) отношение к Христианству резко изменилось, потому что он сам стал «христианином». Рассказывают, это случилось так. Накануне решающей битвы недалеко от Рима 27 октября 312 г. на закате Солнца он увидел ясное видение в виде креста и надпись: «Сим победишь» (или что-то вроде этого). Немедленно решив сражаться под «христианским» знаменем, он одержал полную победу. После этого Константин объявил себя «христианином». В 313 г. им был изДан эдикт, по которому всякому разрешалось исповедовать ту религию, которую он сам изберёт, но христианам он начал давать преимущества при назначении на государственные должности, освобождал их от налогов и службы в армии и т.д. Поскольку римская аристократия не соглашалась окончательно оставить свои языческие верования, он в 325 г. решил перенести столицу в город Византий, переименованный в 330 г. в Константинополь, который он хотел сделать столицей новой «христианской империи». (Теперь мы будем писать слово «христианский» с маленькой буквы!). По его приказу были изготовлены 50 больших Библий под наблюдением Евсевия, из которых, три дошли до наших дней (кодексы Александрийский, Синайский и Ватиканский). Никто не может теперь поручиться, насколько точно эти Библии передавали содержание Евангелий и Посланий Апостолов, которые до этого более двух веков передавались изустно или переписывались случайными людьми по предыдущим чьим-то записям (см. Библия, Павел Апостол). Специальным указом седьмой день недели (по-русски «воскресенье») был объявлен днём отдыха. Хотя первое церковное здание было построено ещё при императоре Севере (222-235 гг.), при Константине они стали появляться повсеместно. При нём были запрещены: рабство, гладиаторские бои, убийство нежелательных детей и распятие как вид казни. Широкие массы стали воспринимать христианство как новую «прогрессивную» религию и мораль. Но император Феодосий (378-398 гг.) нанес окончательный и смертельный удар всему тому, что ещё оставалось чистого в новом христианстве. От этого удара оно не оправилось и доныне. Он одним махом похоронил всё доброе, сделанное Константином. Специальным указом при Феодосии христианство было сделано государственной религией, а обращение всех в христианство — обязательным. Более того, все другие религии были «запрещены» и толпы новых «христиан» начали громить старые языческие храмы. Став государственной, церковь и христианство совершенно преобразились. Римский дух всё подчинил себе. Появились священники (по примеру бывшего Иерусалимского храма и храмов языческих божеств). Епископы и пресвитеры из старейшин и наставников превратились в религиозных чиновников, назначаемых теперь «сверху» (а не свыше, как раньше) и подотчётных высшим властям. Богато украшенные храмы, театрализованные «богослужения», пышные наряды и приёмы затмили всё виденное раньше при дворе, а церковная иерархия стала соперничать с императорской. Император Лев 1 (440-461 гг.) запретил священникам жениться и это положение («целибат») сохраняется в католической церкви доныне. Готы, вандалы и гунны, наводнившие Римскую империю, массами обращались в христианство, но «обращение» это, конечно, было формальным и приводило лишь к смешению старого язычества с новым христианством. Этот синтез создал и укрепил современную церковь. Вместе с наплывом «обращенных», но не возрождённых варваров, в христианские обычаи и обряды вошло много языческого: поклонение мёртвым (святым и мощам), поклонение деве Марии и предметам (кресту и иконам), церковные «таинства» и исповедь. От культа бога-Солнца пришли нимбы вокруг голов «святых» на их изображениях, выбритый круг на затылке римских священников (тонзура) и мелкие круглые хлебцы (просфоры). Даже праздник рождения этого бога-Солнца был преобразован в Рождество Христово, до сих пор с великим веселием отмечаемое во всём мире. Святые предметы, святая вода, посты по расписанию, эпитимии (самонаказания), заученные молитвы на всякий случай и т.д. и т.п. были заимствованы из язычества безо всякого изменения. Только совершенно слепые люди не могут видеть и понимать этого, но кто видит, тот ужасается, как силен сатана! Римская империя была всегда терпима к всевозможным религиям, наполнявшим ее, но она требовала, чтобы они были ей лояльны. Разумеется, новая государственная религия не должна быть противницей имперского духа и она очень скоро покорилась ему. Так началось пленение христианской церкви (вернее того, что теперь называлось этим словом) Римской империей, дух которой вполне пронизал её и она оказалась совершенно приземлённой. Она стала навсегда одной из земных религий, правда, одной из самых преуспевающих! Многие верующие, видя разложение и упадок (то есть богатство и самовозвеличение) церкви, бежали в пустыни, в уединённые места. Так возникло монашество. Первым монахом был Антоний (250-350 гг.) из Египта, за которым вскоре последовали многие другие из Малой Азии и Европы. Вначале монахи жили поодиночке, но потом стали селиться вместе. Появились монастыри со своими правилами, уставами, иерархией, и когда они стали богатеть, их жизнь стала отмечаться аморальностью и хищничеством. Постепенно они вошли в официальную церковную структуру. И этот процесс прошёл всё по тому же человеческому кругу-от чистого к нечистому. Первый «папа римский» появился в 6 в. Утверждение, что ап. Пётр был первым епископом в Риме, не имеет никаких оснований (см. Лин). Хотя после Константина церковь стала организацией, получившей возможность влиять на ход государственных и политических дел, римский епископ вначале, в связи с этим, никак не выделялся. В 4 в. епископы пяти главных центров империи — Рима, Константинополя, Антиохии, Иерусалима и Александрии были провозглашены патриархами с равными полномочиями, но после раскола империи в 395 г. соперничество между римским и константинопольским патриархами за влияние на весь «христианский мир» стало заметным. Иннокентий 1 (402-417 гг.) притязал на роль главы всей церкви и настаивал на своём праве руководить жизнью других общин (церквей). Примерно в это время появилась книга Августина «Город Божий», в которой он рисовал соединённое, духовное христианское царство на Земле. Но влияние этой книги оказалось противоположным. Усилилось стремление подчинить все церкви одному руководству (конечно, римскому). Тогда земная церковь стала и формально превращаться в церковную римскую империю. Лев 1 (440-461гг.) считается уже папой. В 445 г. он получил от императора Валентина соответствующее официальное признание. Неподчинение себе он объявил грехом и ввёл смертную казнь за ересь. В 476 г. Рим пал и западная часть империи теперь представляла раздробленные мелкие царства, среди которых фигура папы стала заметно выделяться. Он имел реальную власть над церквами Италии, Испании, Франции и Англии. Под владычеством папы оказались земли, а затем и армия. В 7 в. возник ислам. Его распространение было подобно пожару в сухой степи. Войска мусульман проникли в Испанию и на Балканы. Была очень большая опасность, что они захватят всю Европу, но в битве под Турсом (во Франции) в 732 г. их войска были наголову разбиты, и захват Европы прекратился. Папа Лев 3 (795-816 гг.) под покровительством Карла Великого, короля Франции, официально образовал «священную римскую империю» (которую через 1000 лет — в 1806 г. «отменил» Наполеон). Папа Николай 1 (858-867 гг.) был первым, который носил корону. Он издал декрет об отлучении патриарха константинопольского Фотия, который в свою очередь отлучил его. Период от Николая 1 до Льва 9 (продолжительностью около 200 лет) называется в истории «полночью в тёмном царстве». В церкви (во всей структуре, далеко не только в папской резиденции или в среде высших церковных чинов) воцарились подкуп, насилие, разврат. У папы Сергея 3 (904-911 гг.) была любовница Марозия. Она со своей матерью и сестрой превратила папский дворец в притон. Следующие папы поставлялись по их воле и страстям. Папу Иоанна 10 (914-928 гг.) Марозия самолично задушила и возвела на папский престол Льва 6 (928-929 гг.). За ним последовал Стефан 7 (929-931 гг.), затем — Иоанн 11 (931-936 гг.), который был её сыном. Следующие четыре папы также были её сыновьями. Её внук, папа Иоанн 12 (955-963 гг.) был повинен во всех возможных преступлениях, и, наконец, был убит разъярённым мужем в момент прелюбодеяния с его женой. Папа Бонифаций 7 (984-985 гг.) убил папу Иоанна 14 (983-984 гг.) и купил своё папство за украденные деньги. Епископ Орлеанский, говоря об Иоанне 12, Льве 3 и Бонифации 7, называл их «чудовищами и преступниками, погрязшими в злодеяниях, антихристами, сидящими в храме». С папы Бенедикта 8 (1012-1024 гг.) папство начали официально покупать. Папа Бенедикт 9 (1033-1045 гг.) был посажен на папство за деньги родителей в возрасте 12 лет. Он впоследствии настолько погряз в преступлениях и разврате, что народ выгнал его из Рима. Несмотря на продолжающуюся вражду двух центров — Рима и Константинополя за власть и ужасающее разложение Рима, церковь оставалась внешне (организационно) единой и все первые соборы были общими. Всего соборов было семь:
  1. в 325 г. в Никее (арианство, символ веры),
  2. в 381 г. в Константинополе (арианство, Троица),
  3. в 431 г. в Ефесе (несторианство),
  4. в 451 в Халкидоне (монофизитство, отмена решений «разбойничьего» собора монофизитов в 449 г. в Ефесе),
  5. в 553 г. в Константинополе (монофизитство),
  6. в 680 г. в Константинополе (монофелитство),
  7. в 787 г. в Никее (иконоборчество, узаконение поклонения иконам).
На соборе в 869 г. в Константинополе произошёл раскол, поэтому православная церковь до сих пор признает только предыдущие семь соборов. В дальнейшем соборы проходили отдельно. Однако окончательное официальное разделение церквей произошло только в 1054 г. С тех пор восточное крыло церкви («православное»), пронизанное больше мистическим и созерцательным духом, играло очень пассивную роль в мировой истории, в то время как западное («католическое», то есть всемирное), пронизанное завоевательным и учительным духом, играло весьма активную роль. Начиная с папы Григория 7 (1073-1085 гг.) возникло стремление очистить папство от коррупции и покупки практически всех постов епископов и священников. В то же время продолжалась упорная борьба папского престола с европейскими императорами за власть друг над другом. Папа Урбан 2 (1088-1099 гг.) организовал первый крестовый поход для освобождения Святой земли и Иерусалима от мусульман. Всего крестовых походов было семь:
  1. 1095-1099 гг. (захват Иерусалима),
  2. 1147-1149 гг. (задержал падение Иерусалима),
  3. 1189-1191 гг. (не достиг Иерусалима),
  4. 1201-1204 гг. (захват и разграбление Константинополя),
  5. 1228-1229 гг. (захват Иерусалима),
  6. 1248-1254 гг. (неудачный),
  7. 1270-1272 гг. (сошёл на нет).
Папа Иннокентий 3 (1198-1216 гг.) считается одним из самых могущественных пап. Его воле подчинялись практически все европейские монархи. Он объявил себя «наместником (викарием) Христа», высшей властью в церкви и в мире. Впервые ввёл понятие «папской непогрешимости», которое не отменено (!) и до сих пор. Запретил мирянам читать Библию. Учредил инквизицию. Организовал избиение еретиков. По количеству пролитой крови его считали зверем, воскресшим Нероном. Инквизиция была одним из самых страшных деяний папства. Во имя Христа и под руководством «викариев Христа» за 500 лет были замучены, убиты, сожжены десятки тысяч невинных людей во всех странах Европы. Папа Бонифаций 8 (1294-1303 гг.) своей буллой провозгласил, что «спасение невозможно без полного подчинения папе римскому». Данте, посетивший Ватикан в это время, назвал его «самой низкой частью ада». В отместку за ужасное избиение альбигойцев, Филипп, король Франции, в 1305 г. перенёс папскую резиденцию в Авиньон, где она находилась до 1377 г. После возвращения резиденции в Рим ещё 40 лет (до 1417 г.) были одновременно два папы — в Риме и в Авиньоне, где они продолжали избирать сами себя. Папа Иоанн 23 (1410-1415 гг.) ещё кардиналом в Болонье имел на счету 200 соблазнённых женщин, а став папой (купив этот титул), он продолжал насиловать девиц и монахинь, открыто продавал должности кардиналов и отвергал будущую жизнь. Папа Пий 2 (1458-1464 гг.) проповедовал способы соблазнения женщин, а молодым людям рекомендовал (и даже готов был демонстрировать) способы самоудовлетворения. Папа Павел 2 (1464-1471 гг.) наполнил свой дом наложницами. Папа Секст 4 (1471-1484 гг.) впервые провозгласил искупление от чистилища с помощью денег. Был замешан в убийстве Лоренцо Медичи. Назначил восемь своих племянников кардиналами ещё в детском возрасте. Богатством превосходил самые знатные семьи Рима. Папа Иннокентий 8 (1484-1492 гг.) имел 16 незаконных детей (хотя целибат оставался неукоснительным требованием для католических священников). Папа Юлиус 2 (1503-1513 гг.) самолично командовал армиями в нескольких походах. Ввёл индульгенции. В его правление М. Лютер посетил Ватикан и был испуган тем, что там увидел. Папа Лев 10 (1513-1521 гг.), при котором начался процесс Реформации, был назначен архиепископом в 8 лет и кардиналом — в 13 лет. Позже он имел ещё 27 различных церковных должностей, которые давали ему огромные доходы. В середине 16 в. был изобретён и организован орден иезуитов — ещё более страшный орган папской власти, чем инквизиция. Его целью было, используя любые средства, подавлять и подчинять папской воле всякого, от простолюдина до короля. Его задачей было работать над душами. Возник этот орден как противодействие Реформации. Его дух и методы (в основном тайные) вскоре прочно вошли в образ мышления и действия других мирских организаций, партий, правительств. Иезуитство является достойным выражением характера этого последнего времени и всех его организаций. Папа Клемент 11 (1700-1721 гг.) снова издал указ о запрещении чтения Библии. «Непогрешимые» Клемент 13 (1758-1769 гг.) и Клемент 14 (1769-1774 гг.) запретили навсегда орден иезуитов, а «непогрешимые» Пий 6 (1775-1799 гг.) и Пий 7 (1800-1820 гг.) снова восстановили этот орден и снова запретили чтение Библии. Папа Лев 12 (1821-1829 гг.) проклял все религиозные свободы, Библейские общества и всякие переводы Библии (папа Григорий 9 запрещал даже владение Библией). Папа Пий 9 (1846-1878 гг.) проклял отделение церкви от государства. Папство, став политической силой и стремясь всё в мире подчинить себе, не могло не вызвать широкую оппозицию уже в средние века, которую оно всегда называло ересью, с которой вело жестокую борьбу. Альбигойцы, вальденсы (целые народные течения), Джон Виклиф, Ян Гус, Савонарола (отдельные выдающиеся личности) задолго до Реформации боролись против засилия папства в жизни общин и в самом мышлении верующих. Анабаптисты — отдельные группы христиан под разными названиями, но всегда отвергавшие крещение детей, церковную иерархию, формальные обряды, запрещение читать и изучать Библию и т.п., появлялись ещё в средние века, но историческим началом Реформации является 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер, католический священник из Виттенберга, вывесил на двери своего костела знаменитые 95 тезисов, направленные в основном против индульгенций. Ещё будучи преподавателем в Виттенбергском университете, который он сам окончил, М. Лютер начал читать проповеди, предназначенные для изучения Священного Писания, на которые стекались толпы слушающих. (Заметим, что позже активные самозваные «проповедники» стали называть проповедь «возвещением благой вести», «евангелизацией» и т.п., возводя себя, следовательно, в сан «апостолов» и кладя начало ещё одной лжи.) Теперь же М. Лютер пошёл на открытый разрыв с папством. Папа Лев 10 отлучил его и грозил смертью, но М.Лютер публично сжёг его буллу 10 декабря 1520 г. В 1521 г. он был вызван Карлом 5, королём Священной римской империи (в которую тогда входили Германия, Испания, Австрия и Нидерланды), в суд в Вормсе, где он произнёс свои знаменитые слова: «В этом я стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!» На суде по настоянию папского посланника он был проклят, но смертный приговор ему не был вынесен, так как у него уже было много друзей и приверженцев из высшей знати. Один из них скрыл его в своём замке на год, и за это время М. Лютер перевёл Библию на немецкий язык (см. Библия). К 1540 г. весь север Германии стал лютеранским. Папа Павел 3 (1534-1549 гг.) дал войска Карлу 5 и принудил его начать войну против «протестантов». Она продолжалась с 1546 г. до 1555 г. и закончилась победой последних. Известными последователями М. Лютера были Цвингли (1484-1531 гг.) и Кальвин (1509-1564 гг.). Его учение вскоре проникло во все страны Европы, порождая всё новые церкви и течения, общим для которых было: отход от католицизма, икон, индульгенций, целибата и пр., и признание Священного Писания единственным авторитетом. Движение это породило в 16-17 веках множество войн. В среде самих протестантов начались свои гонения. Кальвин, епископ Женевы, казнил за «ересь» Сельвестра. В Голландии кальвинисты казнили по тем же мотивам нескольких арминиан. В Германии король Эдуард 6 казнил двух католиков. В Америке три квакера были повешены пуританами за расхождения в учениях и ещё 20 — за «колдовство». Но к 1700 г. эти жуткие факты гонений среди тех, кто восстал за полную свободу вероисповедования, прекратились. И всё же, несмотря на глубину и размах изменений, происшедших в реформированных церквах, Реформация принципиально не изменила пленённого положения церкви, не вывела её из мира, из духовной римской империи, но лишь значительно преобразовала её внешние формы в духе и в согласии с требованиями культуры и морали общества в целом. Более того, протестантство в определённом смысле нагрешило ещё больше, чем католичество, сочтя себя достойным пропаганды, «проповеди» Евангелия, подменяя Апостолов, лицемерно ставя их в положение не выполнивших наказа Господа возвестить Евангелие во всём мире (см.). Пленённая церковь везде продолжала оставаться сопряжённой с государственным и экономическим устройством наций, этическим и «освятительным» придатком цивилизованных народов. Она не стала «не от мира сего», просто всё стало выглядеть несколько пристойнее и приемлемее для ставшего просвещеннее общества! Другими словами, и реформированным, «христианство» не перестало быть религией, самозваной и самоорганизованной. Многие полагают, что семь церквей, упомянутые в От 2-3, символически обозначают семь периодов в истории земной церкви. Но это даже не похоже на истину. Невозможно, например, указать такой момент, когда земная церковь из мёртвого состояния (Сардис) перешла в состояние, к которому Господь не сделал ни одного замечания (Филадельфия). Очевидно, все эти послания относятся одновременно ко всем земным церквам в любое время («Дух говорит церквам…» — эти слова стоят в посланиях отдельным церквам, но обращены вместе с текстом каждого послания ко всем, следовательно, все послания обращены одновременно ко всем церквам). Хотя каждая из этих церквей является своего рода светильником, и духов (Ангелов) этих церквей Господь держит в Своей руке, Сам Он находится где-то между ними (От 1.13; 2.1; 3.20, ср. Ин 2.24), взывая к Своим избранным: «Имеющий ухо да слышит…», «побеждающему дам…», «что имеете, держите…», «кто соблюдает дела Мои до конца…», «которые не осквернили одежд…», «кто услышит голос Мой и отворит…», и ясно, что таковыми (избранными) являются лишь единицы, и то не во всех этих церквах (Мф 7.14; Лк 13.24). Важно отметить, что в этой пророческой (От 1.1) книге после третьей главы, после окончания предупреждений земным церквам, о церквах более не говорится. Везде далее упоминаются только отдельные верующие, а в конце говорится о соединении Агнца с женой, приготовившей себя для Него (От 19.6-9). И жена Его это вовсе не церковь, как об этом трещит официальная «христианская» пропаганда, это-пусть каждый истинно верующий сам догадается, кто (вот подсказка-см. 1Кор 11.3; Еф 5.32, и вместо «муж» и «Церковь» поставьте правильное слово!). После падения Римской империи и заката её внешней славы дух её не исчез, но в важнейших институтах (государственность, суд, армия, мораль, финансы, философия, верования) со временем прочно укоренился во всех развитых странах Европы и Америки, став стержнем последующей цивилизации. Не изменилась до сих пор и роль оримляненной христианской церкви. Она сделалась основной религией всех цивилизованных стран. Борьба церкви с государством за власть в средние века, отделение церкви от государства и государственный атеизм в последние века — все эти понятия показывают, как прочно церковь срослась за годы своего плена с земным своим государством, его обществом и культурой. (См. Рим). С течением времени церковь самым глубинным образом увязла во всех делах мира и доказательством тому является полное согласие всех современных христиан с тем, что именно такой она и должна быть — духовной прослойкой всего человеческого общества, родной и необходимой частью этого общества, хранительницей его «лучших традиций», очистительницей всего общества, пекущейся о «заблудших» (от лона церкви) его членах. В некоторых европейских странах имеется церковный налог, взимаемый со всех граждан, из которого выплачивается жалованье и пенсии священникам. Они, следовательно, стали государственными служащими. Сейчас почти невозможно открыть чьи-либо глаза на это вселенское заблуждение. С кафедры (на словах) мы слышим отработанную программу ограниченного и хорошо подобранного количества мест из Библии (хотя всё Писание богодухновенно — 2Тим 3.16), а в практической жизни мы видим широкое участие церкви в борьбе за мир, в классовой борьбе («теология освобождения» — южная Америка), просто в войне (Северная Ирландия, Ливан), в профсоюзном движении (религиозно-профсоюзные общества в США), в движении по защите окружающей среды (спасем мир!), в политике (христианско-демократические партии во многих развитых странах) и т.д. и т.п. Идеи равенства, гуманизма, эмансипации широко входят в церковь, в религиозное мышление. Все как будто забыли, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4.4; 1Ин 2.15-16). Одним из вопиющих показателей извращённости духа, по-видимому, является начало рукоположения женщин во епископы, то есть рукоположения женщин в мужчин (ничего удивительного — в мире ведь уже состоялись первые венчания в церкви мужчины с мужчиной)! Земная церковь уже давно и повсеместно считает своей задачей улучшение общественной морали и нравов. Она теперь уже предлагает христианство как средство, например, для исцеления от алкоголизма, наркомании, преступности. Она восхваляет технический и научный прогресс и для удовлетворения насущных нужд человека готова «свести небо на землю». Человек незаметно стал в церкви как и в мире само-идолом и само-кумиром. Весёлые церковные праздники, юбилеи и дни рождения, привлечение молодежи в церковь, развлечения в самих зданиях церквей, всяческие внешние благословения стали пределом мечтаний «верующих», заслонив собой даже мысли об истинной вере, о будущей жизни, об искуплении и спасении. В проповедях, в речах и печатных произведениях стала всё чаще являться успокоительная мысль: «Все прекрасно, весь мир спасётся!» (устроится, улучшится), хотя Священное Писание ясно говорит, что весь мир погибнет. Земная церковь уже давно не учит, что только потерявший душу в этой жизни ради будущей, обретет её (Ин 12.25). Современная церковь (община), не только в больших городах, но по их примеру и в любом отдалённом уголке, теперь не является одним телом (1Кор 12), живущим общей жизнью, а её молитвенный дом, «храм», как и везде, является религиозным клубом, в который иногда ненадолго заходят «христиане», чтобы «отдохнуть душой и духовно подкрепиться». Поэтому христианская церковь больше не понимает и не принимает многих ясных и строгих слов Священного Писания, например, о положении женщины в церкви (1Кор 14.34; 1Тим 2.12), о признании в прегрешениях друг перед другом (Иак 5.16), о приоритете пользы других (1Кор 10.24), о публичном обличении в общине (1Тим 5.20) и др. Учёные богословы успокаивают: «Это было приемлемо в 1 в., а теперь — 20й!» Земная церковь больше не учит об отделённости от мира — 2Кор 6.14-18. Напротив, она говорит о «высокой гражданственности» своих членов и призывает к нему! Ещё немного и земная церковь сольется с каким-нибудь гуманистическим или социальным движением или сделает весь мир «христианским»! Действительно: «Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк 18.8). О, горе людям, как же страшно они обмануты! В наиболее «развитых» и богатых странах Запада в настоящее время религиозное книгопечатание, печатание всяких религиозных брошюр, плакатов, значков, украшений и т.д. переживает просто невиданный расцвет, только вся эта продукция слишком сладкая, веселая и пропагандистская, чтобы быть истинной, а их многочисленные религиозные учебные заведения исполнены голого практицизма. В России христианство появилось в конце 10 в., когда князь киевский Владимир, детально рассмотрев иудаизм, магометанство и христианское учение, решил остановиться на последнем. Он женился на дочери византийского царя и был тронут обрядом венчания. Для этого венчания он, язычник, должен был креститься и после этого он решил крестить «всю Русь». Летом 988 г. весь Киев был загнан в Днепр и было приказано уничтожить все изображения бывших идолов. После этого Киевскую Русь наводнили священники из Византии, началось строительство храмов. Русь тоже стала «христианской». Православие в России с самого начала строго держалось того порядка богослужения, обрядов и традиций, которые были переняты из Византии, хотя со временем в самой Византии накопилось много изменений. В 17 в. патриарх московский Никон решил привести церковные служебные книги и все обряды в соответствие с практикуемыми в остальных восточных церквах (в основном — в Греции), что привело к так называемому «расколу». Раскольников, не соглашавшихся с реформами, начали преследовать, изгонять, сжигать. Но старообрядческое течение сохранилось и живо до сих пор. До 15 в. русская церковь управлялась из Константинополя, позже стала независимой, но внутри страны она всегда была подчинена царской власти. Пётр 1 для управления церковью в 1721 г. учредил Синод во главе с президентом (позже — оберпрокурором), назначаемым императором. В конце 19 в. на юге Украины и на Кавказе появились баптистские, молоканские, штундистские, меннонитские, пятидесятнические общины верующих реформатского толка, а в Петрограде в это же время зародилось евангельское движение. После революции православная церковь в России, как и все другие деноминации, была почти полностью разгромлена, а остатки совершенно подчинены монополизировавшему все сферы человеческой деятельности атеистическому государству (партии). И, что бы там ни говорили состоявшие на службе в «определённых органах» «служители» православной, баптистской (официально разрешенной снова после войны) и других церквей, состояние их (этих церквей) все эти последние десятилетия представляло собой очень жалкое зрелище. Совершенно подавленные и полностью контролируемые и направляемые властями, они самостоятельно не делали ни шагу, не производили ни одного назначения. С тех пор, как в 1927 г. митрополит Сергий в «своём» декрете написал: «Ваши (то есть атеистов) радости — наши радости» (ср. 3Ц 22.4), это стало основой отношений государства с церковью (церквами). (См. Библия, Вавилон, вера, дело, диакон, диаконисса, епископ, ересь, женщина, Иафет, идолопоклонство, мир, миссионерство, молитва, народ, Николаиты, отлучение, Павел Апостол, Писание, плен, предание, религия, Рим, священник, синагога, слово Божие, храм, Христиане, христианство, хула, Церковь, язычники).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).