Всякий знакомый с Евангелием знает притчи Иисуса о краеугольном камне, с которым Он сравнивает Самого Себя, подразумевая под домом то мессианское Царство, которое Он принёс в мир. Павел говорит о Христе, как о краеугольном камне, на котором основана Церковь. Как видно, такое напоминание было уместно во все времена, не исключая и первохристианской эпохи.
Казалось бы, всякому христианину эта истина должна быть вполне очевидна. И всё же уже во времена Павла всё было не так просто. Почему же так? Может быть, из-за той религиозности, которая пронизывала тогда жизнь если не всей Церкви, то, по крайней мере, её еврейской составляющей? Но ведь речь идёт, собственно, даже не о религии и не о религиозности, а о неких спорах и конфликтах в Коринфской церкви, возможно, угрожавших даже самому её существованию. Конечно, в коринфской церкви должно было быть немало евреев (еврейская община Коринфа была одной из крупнейших в Римской империи), а у евреев, как известно, отношения с недавними язычниками складывались в церковных общинах не всегда просто. Однако склонность к спорам и распрям проявляли, можно думать, все, независимо от своего происхождения.
Какого рода были эти споры и распри, точно сказать трудно; ясно лишь, что церковная община разделилась на некие своего рода богословские партии, претендовавшие если не на исключительность, то, по крайней мере, на приоритет. Вот в этих-то условиях и приходится апостолу напоминать о том единственном основании Церкви, замену которому искать не приходится. И дело тут не просто в том, что спорить о приоритетах при том, Кто является истинным главой Церкви, как минимум, смешно. Дело ещё и в том, что такое Церковь, от чего зависит её жизнь.
Споры о первенстве, о приоритетах, даже об ортодоксальности тех или иных взглядов обычно начинаются тогда, когда спорящие в пылу своих споров забывают о своём Главе и начинают думать, что судьба Церкви действительно зависит от исхода их дискуссии, иногда весьма бурной. Быть может, в некоторых случаях так бы оно и было, будь Церковь обычной религиозной организацией, судьбу которой определяют её лидеры и признанные авторитеты.
Но в том-то и дело, что Церковь — не религиозная организация, а тело Христово. И определить её судьбу может лишь её Глава. А лидеры и авторитеты могут определить, самое большее, лишь судьбу тех или иных «церковных», а точнее, околоцерковных структур и институтов. И апостол призывает своих единоверцев не забывать об этом. И не превращать тело Христово в дискуссионный клуб, в котором каждый претендует на главенство, забыв об истинном Главе.