В Книге Исайи несколько упоминаний о Мессии — и среди них есть одно, где Мессия и народ Божий как бы отождествляются. Такое отождествление может показаться странным, особенно на фоне проповедей, где тот же самый народ упрекается в несоответствии собственному призванию. Между тем именно тут, как нигде, виден способ осуществления Богом Своих планов. В самом деле: народ Божий и Мессия в планах Божьих нераздельны. Согласно традиционным раввинистическим представлениям, и Мессия, и народ были задуманы Богом ещё до сотворения мира.
Очевидно в таком случае, что и тот, и другой должны были появится, так же, как и то, что рождение Мессии неизбежно должно было быть связано с народом Божьим и включено в его историю. Более того: именно Мессия становится Израилем: ведь именно Он является целью и смыслом самого существования народа. С другой стороны, и Мессия может родиться только в народе Божьем, так, что Он действительно становится духовным центром народа и средоточием его истории. В этом смысле можно было бы сказать, что Мессия и есть Израиль.
Вопрос в другом: всегда ли Израиль является Мессией? Речь не о популярных в современном иудаизме концепциях коллективного мессианства, а о том, как народ исполняет свою историческую и духовную роль, связанную с приготовлением к приходу Мессии и к Его встрече. Вот тут-то и оказывается, что Божий замысел и реальность падшей истории — вещи разные. Народ, имея в виду его земную историю, далеко не всегда оказывается на высоте соответствия той задаче, которая на него возложена Богом.
Означает ли это, что план Божий окажется нереализованным? Очевидно, нет. Бог в любом случае осуществит свой замысел — вопрос лишь в том, какой ценой. Цена же определяется мерой полноты участия народа в его осуществлении. Каким будет земной путь Мессии, во многом зависит от духовного состояния народа. В свою очередь и судьба народа, духовная и историческая, определяется мерой его участия в осуществлении мессианского замысла. Можно подумать, что сегодня всё сказанное уже не актуально: Мессия пришёл, и всё произошло так, как произошло. На самом деле, однако, процесс ещё не завершён: ведь он завершится лишь тогда, когда Мессия вернётся во славе. Стало быть, время выбирать ещё есть.