Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 49:1-26

Поделиться
Слушайте Меня, острова,
  и внимайте, народы дальние:
Господь призвал Меня от чрева,
  от утробы матери Моей называл имя Мое;
и соделал уста Мои как острый меч;
  тенью руки Своей покрывал Меня,
и соделал Меня стрелою изостренною;
  в колчане Своем хранил Меня;
и сказал Мне: Ты раб Мой,
  Израиль, в Тебе Я прославлюсь.
А Я сказал: напрасно Я трудился,
  ни на что и вотще истощал силу Свою.
Но Мое право у Господа,
  и награда Моя у Бога Моего.
И ныне говорит Господь,
  образовавший Меня от чрева в раба Себе,
чтобы обратить к Нему Иакова
  и чтобы Израиль собрался к Нему;
Я почтен в очах Господа,
  и Бог Мой — сила Моя.
И Он сказал:
мало того, что Ты будешь рабом Моим
  для восстановления колен Иаковлевых
  и для возвращения остатков Израиля,
но Я сделаю Тебя светом народов,
  чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
Так говорит Господь,
  Искупитель Израиля, Святый Его,
презираемому всеми, поносимому народом,
  рабу властелинов:
цари увидят, и встанут;
  князья поклонятся
ради Господа, Который верен,
  ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.
Так говорит Господь:
во время благоприятное Я услышал Тебя,
  и в день спасения помог Тебе;
и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя
  заветом народа,
чтобы восстановить землю,
  чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные,
сказать узникам: "выходите",
  и тем, которые во тьме: "покажитесь".
Они при дорогах будут пасти,
  и по всем холмам будут пажити их;
10 
не будут терпеть голода и жажды,
  и не поразит их зной и солнце;
ибо Милующий их будет вести их
  и приведет их к источникам вод.
11 
И все горы Мои сделаю путем,
  и дороги Мои будут подняты.
12 
Вот, одни придут издалека;
  и вот, одни от севера и моря,
  а другие из земли Синим.
13 
Радуйтесь, небеса, и веселись, земля,
  и восклицайте, горы, от радости;
ибо утешил Господь народ Свой
  и помиловал страдальцев Своих.
14 
А Сион говорил: "оставил меня Господь,
  и Бог мой забыл меня!"
15 
Забудет ли женщина грудное дитя свое,
  чтобы не пожалеть сына чрева своего?
но если бы и она забыла,
  то Я не забуду тебя.
16 
Вот, Я начертал тебя на дланях Моих;
  стены твои всегда предо Мною.
17 
Сыновья твои поспешат к тебе,
  а разорители и опустошители твои уйдут от тебя.
18 
Возведи очи твои и посмотри вокруг —
  все они собираются, идут к тебе.
Живу Я! говорит Господь —
  всеми ими ты облечешься, как убранством,
  и нарядишься ими, как невеста.
19 
Ибо развалины твои и пустыни твои,
  и разоренная земля твоя
будут теперь слишком тесны для жителей,
  и поглощавшие тебя удалятся от тебя.
20 
Дети, которые будут у тебя после потери прежних,
  будут говорить вслух тебе:
"тесно для меня место;
  уступи мне, чтобы я мог жить".
21 
И ты скажешь в сердце твоем:
  "кто мне родил их?
я была бездетна и бесплодна,
  отведена в плен и удалена;
  кто же возрастил их?
вот, я оставалась одинокою;
  где же они были?"
22 
Так говорит Господь Бог:
  вот, Я подниму руку Мою к народам,
  и выставлю знамя Мое племенам,
и принесут сыновей твоих на руках
  и дочерей твоих на плечах.
23 
И будут цари питателями твоими,
  и царицы их кормилицами твоими;
лицом до земли будут кланяться тебе
  и лизать прах ног твоих,
и узнаешь, что Я Господь,
  что надеющиеся на Меня не постыдятся.
24 
Может ли быть отнята у сильного добыча,
  и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?
25 
Да! так говорит Господь:
и плененные сильным будут отняты,
  и добыча тирана будет избавлена;
потому что Я буду состязаться с противниками твоими
  и сыновей твоих Я спасу;
26 
и притеснителей твоих накормлю собственною их плотью,
  и они будут упоены кровью своею, как молодым вином;
и всякая плоть узнает,
  что Я Господь, Спаситель твой
  и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.
Свернуть

Перед нами одно из центральных мест пророчества Исаии. Его смысл толкования Отцов Церкви раскрывают нам как пророчество о грядущем Спасителе, названном здесь Святым Израилевым. Но характер повествования может навести на мысль, что речь идёт только о земном торжестве Израиля, и такое прочтение, должно быть, в немалой степени затруднило для части народа возможность узнать Мессию во время Его прихода к людям. А между тем, придя на землю, Мессия не только явил Собой Отца Небесного, но и воплотил в Своём человеческом облике черты наиболее близких к Богу сынов израильского народа, сконцентрировал суть их духовных путей.

Но пути, указанные Израилю - это не пути только одного народа, пройдя по ним, Израиль показал ориентиры для всех народов. И теперь всё человечество может стать многочисленным и многообразным народом Божьим, приняв Того, Кто спустя несколько веков явится в Израиле.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Ис 49:1-6
Слушайте Меня, острова,
  и внимайте, народы дальние:
Господь призвал Меня от чрева,
  от утробы матери Моей называл имя Мое;
и соделал уста Мои как острый меч;
  тенью руки Своей покрывал Меня,
и соделал Меня стрелою изостренною;
  в колчане Своем хранил Меня;
и сказал Мне: Ты раб Мой,
  Израиль, в Тебе Я прославлюсь.
А Я сказал: напрасно Я трудился,
  ни на что и вотще истощал силу Свою.
Но Мое право у Господа,
  и награда Моя у Бога Моего.
И ныне говорит Господь,
  образовавший Меня от чрева в раба Себе,
чтобы обратить к Нему Иакова
  и чтобы Израиль собрался к Нему;
Я почтен в очах Господа,
  и Бог Мой — сила Моя.
И Он сказал:
мало того, что Ты будешь рабом Моим
  для восстановления колен Иаковлевых
  и для возвращения остатков Израиля,
но Я сделаю Тебя светом народов,
  чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
Свернуть
О своём призвании и о своём пророческом служении пророк говорит как о чём-то таком, что Бог задумал ещё до его рождения. Неудивительно, что в христианской традиции это самосвидетельство Исайи приобрело мессианское звучание...  Читать далее

О своём призвании и о своём пророческом служении пророк говорит как о чём-то таком, что Бог задумал ещё до его рождения. Неудивительно, что в христианской традиции это самосвидетельство Исайи приобрело мессианское звучание: слова пророка нетрудно было соотнести как с тем, что говорит о Себе Сам Иисус, так и с тем, что говорят о Мессии другие пророки, и прежде всего Исайя Иерусалимский.

Здесь отражена важная закономерность духовной жизни. Духовная жизнь — это система отношений, связывающая человека с Богом и с другими людьми. Такие отношения образуют своего рода духовную ткань, внутри которой человек и живёт духовной жизнью. Жизнью, которая, как всякая жизнь, меняет человека, ею живущего. И которая всегда, в любом случае представляет собой процесс, направляемый Богом. Вопрос лишь в том, насколько Бог в этом процессе участвует.

В какой мере Он входит в духовную жизнь человека, а в какой управляет ею извне. Тут уже всё зависит от самого человека. Не случайно же столько говорится о том, что человек, если он хочет богообщения, должен сам впустить Бога в свою жизнь. Тут не аллегория, а вполне конкретная истина духовной жизни. Весь вопрос заключается в том, будет ли Бог управлять нашей жизнью извне, соприкасаясь с ней лишь как внешняя по отношению к ней сила, или наша жизнь станет частью Его жизни. Как ни шокирующе это звучит, речь идёт именно о таком включении. Конечно, Богу наша жизнь сама по себе не нужна, Он вполне может без нас обойтись. Но Он любит нас, и в этом всё дело.

Он понимает, что это нам нужна Его жизнь. И Он готов её с нами разделить. Но если мы начинаем жить общей жизнью с Богом, то и оказывается, что мы становимся неотъемлемой частью чего-то такого, что было задумано и начало осуществляться задолго до нашего появления на свет. И чем больше в нашей общей с Богом жизни Божьей составляющей, тем больше преобладает в ней нечто сверхчеловеческое. Нечто такое, что, не вмещаясь целиком в рамки человеческой природы, всё же с ней соединяется и определяет её существование.

Так Бог входит в человека и в человеческую жизнь. Неудивительно, что в первую очередь всё сказанное оказалось возможным отнести ко Христу: в Нём это вхождение дошло до завершения, до полноты. Но и всякий человек, постольку, поскольку он впускает Бога в свою жизнь, тоже в этом процессе участвует. Настолько, насколько вмещает. И Исайя, как всякий пророк, не исключение. Он, как и все другие пророки, лишь предваряет то, что в полноте будет явлено миру во Христе.

Свернуть
 
На Ис 49:1-6
Слушайте Меня, острова,
  и внимайте, народы дальние:
Господь призвал Меня от чрева,
  от утробы матери Моей называл имя Мое;
и соделал уста Мои как острый меч;
  тенью руки Своей покрывал Меня,
и соделал Меня стрелою изостренною;
  в колчане Своем хранил Меня;
и сказал Мне: Ты раб Мой,
  Израиль, в Тебе Я прославлюсь.
А Я сказал: напрасно Я трудился,
  ни на что и вотще истощал силу Свою.
Но Мое право у Господа,
  и награда Моя у Бога Моего.
И ныне говорит Господь,
  образовавший Меня от чрева в раба Себе,
чтобы обратить к Нему Иакова
  и чтобы Израиль собрался к Нему;
Я почтен в очах Господа,
  и Бог Мой — сила Моя.
И Он сказал:
мало того, что Ты будешь рабом Моим
  для восстановления колен Иаковлевых
  и для возвращения остатков Израиля,
но Я сделаю Тебя светом народов,
  чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
Свернуть
Говоря о своём пророческом служении, Исайя произносит горькие слова: я трудился напрасно, и силы свои истратил...  Читать далее

Говоря о своём пророческом служении, Исайя произносит горькие слова: я трудился напрасно, и силы свои истратил попусту. Что же так разочаровало пророка? На первый взгляд кажется, что его служение, наоборот, было вполне успешным. Он стал фактически пророком первой алии, той первой репатриации, того возвращения евреев из плена на землю отцов, которое всеми — и теми, кто отправился в Иудею, и теми, кто предпочёл остаться в Вавилоне — воспринималось, как торжество народа Божия, как начало благословенных времён, которые увенчаются скорым приходом Мессии.

Исайя заговорил о скором конце плена ещё тогда, когда Вавилонская империя казалась незыблемой, и когда то, о чём он говорил, действительно произошло, пророк стал настоящим народным героем. Но его это не радовало, и его собственные слова позволяют понять, почему. Он говорит о том, что Бог сделал его собирателем народа, тем, через кого Он хочет не только собрать, но и духовно обновить народ. Бог хочет, чтобы сам яхвизм стал другим, чтобы свидетельство о Нём прозвучало бы по всей земле, чтобы Его народ (значительная часть которого осталась в общинах к тому времени уже довольно обширной и многочисленной диаспоры) стал бы Его свидетелем для всех, ищущих истины и духовной жизни.

Народ же между тем вовсе не соответствовал поставленной задаче. Была эйфория от указа Кира Великого о возвращении, были интенсивные, почти лихорадочные мессианские ожидания, но уже проявлялась и замкнутость общины, и некоторое презрение к язычникам, и самоизоляция, объяснявшаяся требованием строгого соблюдения ритуальной чистоты. Словом, проявились уже все те черты, которые впоследствии расцветут пышным цветом, породив худшие образцы фарисейской религиозности.

Ни о каком свидетельстве язычникам при таких условиях не могло быть и речи, не потому, что не хватало миссионеров (иудейская миссия была довольно активной на протяжении последующих столетий), а потому, что миссионеры эти свидетельствовали о себе, о своём народе, о своей традиции, — словом, о чём угодно, но только не о том главном, что было необходимо для духовной жизни: о живом богообщении и о том, как его обрести.

Делалось это не со зла и не потому, что миссионеры считали тех, к кому обращались, недостойными. Они просто были абсолютно уверены, что пока те, к кому они обращаются, не станут такими же иудеями во всех отношениях, как они сами, никакое богообщение для них невозможно. Так провалилась миссия среди язычников, которую Бог хотел организовать через Свой народ, расселившийся по всему тогдашнему цивилизованному миру, ещё до прихода Христа. Её пришлось отложить до христианских времён и возложить на Церковь.

Свернуть
 
На Ис 49:1-6
Слушайте Меня, острова,
  и внимайте, народы дальние:
Господь призвал Меня от чрева,
  от утробы матери Моей называл имя Мое;
и соделал уста Мои как острый меч;
  тенью руки Своей покрывал Меня,
и соделал Меня стрелою изостренною;
  в колчане Своем хранил Меня;
и сказал Мне: Ты раб Мой,
  Израиль, в Тебе Я прославлюсь.
А Я сказал: напрасно Я трудился,
  ни на что и вотще истощал силу Свою.
Но Мое право у Господа,
  и награда Моя у Бога Моего.
И ныне говорит Господь,
  образовавший Меня от чрева в раба Себе,
чтобы обратить к Нему Иакова
  и чтобы Израиль собрался к Нему;
Я почтен в очах Господа,
  и Бог Мой — сила Моя.
И Он сказал:
мало того, что Ты будешь рабом Моим
  для восстановления колен Иаковлевых
  и для возвращения остатков Израиля,
но Я сделаю Тебя светом народов,
  чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
Свернуть
В эти дни, последние дни перед Пасхальным Триденствием, Церковь предлагает нам чтения, в которых говорится о тайне искупительных страданий Сына Божия — Отрока Господня, Мессии...  Читать далее

В эти дни Церковь предлагает нам чтения, в которых говорится о тайне искупительных страданий Сына Божия — Отрока Господня, Мессии. Пророк Исаия говорит от лица Мессии: «Напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою, но награда Моя у Бога Моего». Награда Его — в том, что Он станет светом для народов, принесёт спасение всем людям. Иисус говорит, что Бог прославит Его — Сына Человеческого. Он говорит это, зная, что через несколько часов Его ждёт распятие... Слава Иисуса — это Его победа над смертью, Его воскресение. Но победа возможна только ценой Его Крови.

Свернуть
 
На Ис 49:4
А Я сказал: напрасно Я трудился,
  ни на что и вотще истощал силу Свою.
Но Мое право у Господа,
  и награда Моя у Бога Моего.
Свернуть
Пророк Исайя вкладывает в уста Мессии слова о поражении, о том, что дело Мессии оканчивается провалом. Но именно так выглядит с человеческой точки зрения евангельская история...  Читать далее

Пророк Исайя вкладывает в уста Мессии слова о поражении, о том, что дело Мессии оканчивается провалом. Но именно так выглядит с человеческой точки зрения евангельская история. Христос проповедует удивительные вещи, привлекает к Себе учеников... Но слово Его отвергнуто, ученики разбегаются, а Сам Он погибает позорной смертью рабов и бандитов. Все те, кто исцелялся и воскресал, кто пользовался дарами Христа, остаются где-то за кадром, и все Его труды уходят в песок. И то же самое мы век за веком наблюдаем в истории Его учеников. Все, что они пытаются построить, рушится и становится добычей всепожирающего времени. Но это с человеческой точки зрения. Пророк Исайя прозревает самое главное: во Христе Сам Бог входит в мир, и поэтому происходит чудо. Мессия, миссия Которого провалилась, воскрес — и потому победил. Так побеждает Бог.

Люди ждут и ищут не такой победы. Люди полагают, что Христос должен торжественно войти в Иерусалим, всех посрамить и воцариться. А Он умирает на Кресте. И для нас важно поэтому перестать думать о том, как надо, как все должно происходить, а пойти вслед за Господом Иисусом — не ради отвлеченных плодов спасения, а ради Него Самого.

Свернуть
 
На Ис 49:6-10
И Он сказал:
мало того, что Ты будешь рабом Моим
  для восстановления колен Иаковлевых
  и для возвращения остатков Израиля,
но Я сделаю Тебя светом народов,
  чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
Так говорит Господь,
  Искупитель Израиля, Святый Его,
презираемому всеми, поносимому народом,
  рабу властелинов:
цари увидят, и встанут;
  князья поклонятся
ради Господа, Который верен,
  ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.
Так говорит Господь:
во время благоприятное Я услышал Тебя,
  и в день спасения помог Тебе;
и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя
  заветом народа,
чтобы восстановить землю,
  чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные,
сказать узникам: "выходите",
  и тем, которые во тьме: "покажитесь".
Они при дорогах будут пасти,
  и по всем холмам будут пажити их;
10 
не будут терпеть голода и жажды,
  и не поразит их зной и солнце;
ибо Милующий их будет вести их
  и приведет их к источникам вод.
Свернуть
Читаемое нами сегодня пророчество Второисайи по форме представляет слова Бога, обращенные к Мессии. На первый...  Читать далее

Читаемое нами сегодня пророчество Второисайи по форме представляет слова Бога, обращенные к Мессии. На первый взгляд, оно содержит самые характерные для мессианских пророчеств вещи о благословении и спасении, которое совершит Бог через Отрока Своего. Однако два момента обращают на себя внимание. Во-первых, Господь обращается к «презираемому всеми, рабу властелинов», говоря: «Цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя». В глазах фарисеев и книжников позорная казнь, которую претерпел Христос на Кресте, свидетельствовала о том, что Он не может быть Мессией. Они склонны были понимать слова о славе буквально, а слова пророков (как в сегодняшнем чтении) об уничижении Мессии — иносказательно. Однако Второйисайя указывает, что слава Мессии приходит к Нему именно в уничижении.

Во-вторых, исключительно важны слова: «...сделаю Тебя заветом народа». Это не косноязычность или неудачный перевод, но форма строгого выражения смысла. Господь не говорит: «Через Тебя Я заключу завет с людьми», - так что мы не можем думать о Мессии только как о посреднике между Богом и людьми, каким был Моисей. Господь не говорит даже: «Ты заключишь завет», - что было бы вполне точно. Слова: «...сделаю Тебя заветом народов...» - выражают великую тайну: Новый завет заключается в Самом Христе. Важно сопоставить с этим пророчеством слова Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза... Пребудьте во Мне, и Я в вас», - и слова апостола Павла: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Быть участником Нового завета значит быть полностью вместе с Иисусом.

Свернуть
 
На Ис 49:8-15
Так говорит Господь:
во время благоприятное Я услышал Тебя,
  и в день спасения помог Тебе;
и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя
  заветом народа,
чтобы восстановить землю,
  чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные,
сказать узникам: "выходите",
  и тем, которые во тьме: "покажитесь".
Они при дорогах будут пасти,
  и по всем холмам будут пажити их;
10 
не будут терпеть голода и жажды,
  и не поразит их зной и солнце;
ибо Милующий их будет вести их
  и приведет их к источникам вод.
11 
И все горы Мои сделаю путем,
  и дороги Мои будут подняты.
12 
Вот, одни придут издалека;
  и вот, одни от севера и моря,
  а другие из земли Синим.
13 
Радуйтесь, небеса, и веселись, земля,
  и восклицайте, горы, от радости;
ибо утешил Господь народ Свой
  и помиловал страдальцев Своих.
14 
А Сион говорил: "оставил меня Господь,
  и Бог мой забыл меня!"
15 
Забудет ли женщина грудное дитя свое,
  чтобы не пожалеть сына чрева своего?
но если бы и она забыла,
  то Я не забуду тебя.
Свернуть
На день Божий в Библии смотрят по-разному. Для кого-то это прежде всего день Суда — и это, конечно, верно. Для кого-то день Божий — день торжества яхвизма, торжества того правоверия, которое не оставляет никаких шансов неверным...  Читать далее

На день Божий в Библии смотрят по-разному. Для кого-то это прежде всего день Суда — и это, конечно, верно. Для кого-то день Божий — день торжества яхвизма, торжества того правоверия, которое не оставляет никаких шансов неверным. А Исайя день Божий видит прежде всего как день прощения и милосердия Божия.

Что, впрочем, не отменяет и других его интерпретаций. Не случайно ведь речь идёт именно о дне Яхве, о дне Господнем. Это прежде всего день торжества Яхве. Торжества Бога. Не яхвизма как религии и не правоверия как понимают его люди, а Самого Бога. А Его торжество может оказаться совсем не похожим на то, каким мы его себе представляем.

Ведь для нас торжество — это победа. Победа над врагом. Или, по крайней мере, над противником. А для Бога торжество — это спасение. Спасение всех, кого можно спасти. Конечно, тех, кто твёрдо и последовательно говорит Богу «нет», спасти невозможно. Но, к счастью для грешника, довольно часто его «нет» Богу только кажется ему окончательным. Конечно, и в этом случае человек, вставший (пусть и не окончательно) на путь греха, скорее всего успеет наломать дров прежде, чем переосмыслит свою позицию и раскается.

Бог готов принять его даже несмотря на эти наломанные им дрова. Именно потому, что хочет спасти всех, кого возможно. И именно поэтому день Божий становится днём милосердия в первую очередь. Конечно, и днём Суда тоже. Конечно, иногда этот Суд (если речь идёт не об отдельном человеке, а о целом народе) затягивается на годы и даже на десятилетия, как было в случае Вавилонского плена. Но это не наказание и не месть.

Это путь покаяния. Путь осмысления того, что произошло. Путь раскаяния и обращения. Его надо пройти не ради Бога, а ради самого человека. Если, конечно, человек этот хочет спастись. Изменить свою жизнь. Духовно обновиться. Но когда путь пройден, Бог принимает тех, кто его прошёл. Будь то отдельный человек или целый народ. И они — отдельный ли человек, или целый народ — понимают: путь завершён. Они дома. И даже если речь идёт лишь о промежуточном этапе — всё равно чувство возвращения домой в день милосердия Божия переживается очень ярко. И пророк тоже его переживает. Он-то видит пройденный путь так ясно, как никто другой из его современников.

Свернуть
 
На Ис 49:8-15
Так говорит Господь:
во время благоприятное Я услышал Тебя,
  и в день спасения помог Тебе;
и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя
  заветом народа,
чтобы восстановить землю,
  чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные,
сказать узникам: "выходите",
  и тем, которые во тьме: "покажитесь".
Они при дорогах будут пасти,
  и по всем холмам будут пажити их;
10 
не будут терпеть голода и жажды,
  и не поразит их зной и солнце;
ибо Милующий их будет вести их
  и приведет их к источникам вод.
11 
И все горы Мои сделаю путем,
  и дороги Мои будут подняты.
12 
Вот, одни придут издалека;
  и вот, одни от севера и моря,
  а другие из земли Синим.
13 
Радуйтесь, небеса, и веселись, земля,
  и восклицайте, горы, от радости;
ибо утешил Господь народ Свой
  и помиловал страдальцев Своих.
14 
А Сион говорил: "оставил меня Господь,
  и Бог мой забыл меня!"
15 
Забудет ли женщина грудное дитя свое,
  чтобы не пожалеть сына чрева своего?
но если бы и она забыла,
  то Я не забуду тебя.
Свернуть
Тема возвращения народа Божия на землю отцов, собирания народа — одна из центральных тем проповеди Исайи...  Читать далее

Тема возвращения народа Божия на землю отцов, собирания народа — одна из центральных тем проповеди Исайи Вавилонского. Ничего удивительного тут нет: Исайя Вавилонский жил в конце эпохи плена, незадолго до завоевания Вавилонии Киром Великим, который и издал указ, разрешавший евреям вернуться в Иерусалим, восстановить город и Храм. Но возвращение народа из плена для пророка — не только восстановление исторической справедливости. Для него это, прежде всего, знак прощения Богом народу всех совершённых грехов, знак восстановления того союза, который был нарушен народом в допленный период, приведя его и его страну к национальной катастрофе.

Возвращение народа на землю отцов было не просто восстановлением прежнего состояния, пусть и в улучшенном варианте, это было не возвращение в прошлое, пусть и духовно облагороженное, а шаг в будущее, в новую эпоху, которая, конечно, связана с прежней, но не повторяет её ни в каком виде, пусть даже изменённом и, так сказать, оптимизированном. Потому-то так и напоминают проповеди Исайи о возвращении его же и его предшественников пророчества о мессианском Царстве, о преображающейся силой дыхания Божьего земле.

Дело не только в том, что пророческая картина истории народа Божия предполагала приход Мессии, как следующую духовную веху этой истории после окончания времени испытаний (а плен всеми пророками понимался, именно как время испытаний), дело ещё и в том, что, когда некие события происходят при прямом участии Бога, когда они являются, как говорят теологи, провиденциальными, Его участие в этих событиях всегда обнаруживает и Его присутствие там, где они совершаются. Тогда и мир, по крайней мере, постольку, поскольку он оказывается в провиденциальные события вовлечён, становится Царством.

Ведь Царство Божие — не какой-то другой, особый мир или какое-нибудь иное, трансцендентное измерение нашего мира. Это всё тот же наш, так нам хорошо знакомый мир, но изменённый дыханием Божьим и весь пронизанный сиянием Его присутствия. Стоит только обнаружиться этому дыханию, проблескам этого присутствия — как мир становится иным, не просто просторным и сияющим, но и — самое главное — послушным Богу, готовым принять всякое Его определение и всякое воздействие. Он становится таким, каким задумал его Бог и каким он снова станет после возвращения Спасителя во славе и того преображения, отблески которого видел Исайя.

Свернуть
 
На Ис 49:14-15
14 
А Сион говорил: "оставил меня Господь,
  и Бог мой забыл меня!"
15 
Забудет ли женщина грудное дитя свое,
  чтобы не пожалеть сына чрева своего?
но если бы и она забыла,
  то Я не забуду тебя.
Свернуть
В каком состоянии человек обычно говорит, что Бог забыл его? Ну конечно, обычно это состояние тяжкого греха. Кажется, что если я забыл о Господе, то и Ему незачем обо мне помнить. В сегодняшнем ветхозаветном чтении...  Читать далее

В каком состоянии человек обычно говорит, что Бог забыл его? Ну конечно, обычно это состояние тяжкого греха. Кажется, что если я забыл о Господе, то и Ему незачем обо мне помнить. В сегодняшнем ветхозаветном чтении Господь говорит, что для Него невозможно забыть о Своём народе. Он помнит о нас просто потому, что любит — без условий, без объяснений.

Каждый из нас сам выбирает жизнь или смерть, свободу в Боге или ложную свободу греха. Но мы знаем, что на самом деле всякий грех делает человека рабом. Те, кто в сегодняшнем чтении назван узниками и сидящими во тьме, сами сделали свой выбор. Но Господь сегодня не напоминает об этом. Он говорит просто: «Выходите! Покажитесь! Настал день спасения!» Он слышит голос тех, кто взывает к Нему о спасении, и милует и спасает, потому что Он Бог милующий. Этот отрывок — песнь Самого Господа, Который радуется, избавляя и утешая Свой народ.

Свернуть
 
На Ис 49:15
15 
Забудет ли женщина грудное дитя свое,
  чтобы не пожалеть сына чрева своего?
но если бы и она забыла,
  то Я не забуду тебя.
Свернуть
В контексте пророчества о спасении, которое Бог совершит во Христе, записывает Второисайя (неизвестный нам по имени автор второй половины книги пророка Исайи) эти потрясающие слова. Они обращены ко всем и каждому, независимо ни от чего. Как часто мы впадаем в отчаяние и ропщем, обижаемся на Бога, потому что нам кажется, что Он бросил нас на произвол судьбы. И дело не только в том, что...  Читать далее

В контексте пророчества о спасении, которое Бог совершит во Христе, записывает Второисайя (неизвестный нам по имени автор второй половины книги пророка Исайи) эти потрясающие слова. Они обращены ко всем и каждому, независимо ни от чего. Как часто мы впадаем в отчаяние и ропщем, обижаемся на Бога, потому что нам кажется, что Он бросил нас на произвол судьбы. И дело не только в том, что мы не замечаем Его благодеяний, не замечаем всех Его бесценных даров: свет и воздух, пищу и работу, силы жизни и саму жизнь. Они нам, конечно, даны, и мы, конечно, недостаточно благодарны Богу за них.

Но мы нуждаемся в гораздо большем: в Его сострадании, в Его защите, в том, чтобы Он избавил нас от мрачной перспективы смерти. Именно поэтому так важно для нас, что Господь никогда не забудет нас, и память Его и Его сострадание превосходят даже материнскую любовь, иными словами — превосходят все, что мы знаем в этом мире как любовь и память. Просто поразительно, насколько надежной становится жизнь, если положиться на истину этого обещания Божьего. Даже в самом страшном, в страдании и смерти появляется надежда, если мы поверим этим словам. Эта нажеда особенна сильна в день Воскресения.

Свернуть
 
На Ис 48:17-49:4
17 
Так говорит Господь,
  Искупитель твой, Святый Израилев:
Я Господь, Бог твой,
  научающий тебя полезному,
  ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
18 
О, если бы ты внимал заповедям Моим!
  тогда мир твой был бы как река,
  и правда твоя — как волны морские.
19 
И семя твое было бы как песок,
  и происходящие из чресл твоих — как песчинки:
не изгладилось бы, не истребилось бы
  имя его предо Мною.
20 
Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев,
  со гласом радости возвещайте и проповедуйте это,
распространяйте эту весть до пределов земли;
  говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова".
21 
И не жаждут они в пустынях, чрез которые
  Он ведет их: Он источает им воду из камня;
  рассекает скалу, и льются воды.
22 
Нечестивым же нет мира, говорит Господь.
Слушайте Меня, острова,
  и внимайте, народы дальние:
Господь призвал Меня от чрева,
  от утробы матери Моей называл имя Мое;
и соделал уста Мои как острый меч;
  тенью руки Своей покрывал Меня,
и соделал Меня стрелою изостренною;
  в колчане Своем хранил Меня;
и сказал Мне: Ты раб Мой,
  Израиль, в Тебе Я прославлюсь.
А Я сказал: напрасно Я трудился,
  ни на что и вотще истощал силу Свою.
Но Мое право у Господа,
  и награда Моя у Бога Моего.
Свернуть
В Книге Исайи несколько упоминаний о Мессии — и среди них есть одно, где Мессия и народ Божий как бы отождествляются. Такое отождествление может показаться...  Читать далее

В Книге Исайи несколько упоминаний о Мессии — и среди них есть одно, где Мессия и народ Божий как бы отождествляются. Такое отождествление может показаться странным, особенно на фоне проповедей, где тот же самый народ упрекается в несоответствии собственному призванию. Между тем именно тут, как нигде, виден способ осуществления Богом Своих планов. В самом деле: народ Божий и Мессия в планах Божьих нераздельны. Согласно традиционным раввинистическим представлениям, и Мессия, и народ были задуманы Богом ещё до сотворения мира.

Очевидно в таком случае, что и тот, и другой должны были появится, так же, как и то, что рождение Мессии неизбежно должно было быть связано с народом Божьим и включено в его историю. Более того: именно Мессия становится Израилем: ведь именно Он является целью и смыслом самого существования народа. С другой стороны, и Мессия может родиться только в народе Божьем, так, что Он действительно становится духовным центром народа и средоточием его истории. В этом смысле можно было бы сказать, что Мессия и есть Израиль.

Вопрос в другом: всегда ли Израиль является Мессией? Речь не о популярных в современном иудаизме концепциях коллективного мессианства, а о том, как народ исполняет свою историческую и духовную роль, связанную с приготовлением к приходу Мессии и к Его встрече. Вот тут-то и оказывается, что Божий замысел и реальность падшей истории — вещи разные. Народ, имея в виду его земную историю, далеко не всегда оказывается на высоте соответствия той задаче, которая на него возложена Богом.

Означает ли это, что план Божий окажется нереализованным? Очевидно, нет. Бог в любом случае осуществит свой замысел — вопрос лишь в том, какой ценой. Цена же определяется мерой полноты участия народа в его осуществлении. Каким будет земной путь Мессии, во многом зависит от духовного состояния народа. В свою очередь и судьба народа, духовная и историческая, определяется мерой его участия в осуществлении мессианского замысла. Можно подумать, что сегодня всё сказанное уже не актуально: Мессия пришёл, и всё произошло так, как произошло. На самом деле, однако, процесс ещё не завершён: ведь он завершится лишь тогда, когда Мессия вернётся во славе. Стало быть, время выбирать ещё есть.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).