Библия-Центр
РУ

Новость дня на 4 Ноября 2020

Что может и чего не может правитель, пусть даже абсолютный монарх, глава великой державы своего времени? Читая некоторые главы из Книги Даниила, порой кажется, что он не может почти ничего. Или, по крайней мере, не может сделать главного: принять то решение, которое ему в конкретной ситуации кажется единственно правильным. Так и Дарий: он не хочет смерти Даниила, он рад был бы изменить принятое им прежде решение и отменить изданный им же указ, но не в силах сделать этого: принятые в Персидской империи законы были неотменяемы, и даже царь не мог тут ничего поделать.

Трудно сегодня сказать с уверенностью, было ли так на самом деле, или перед нами одна из многочисленных легенд о Персидской империи и её правителях. Но в данном случае это неважно: как бы ни было, автор книги подметил одну характерную особенность положения правителя, стоящего во главе любого государства, живущего по законам непреображённого мира: он не властен ни над собой, ни над ситуациями, в которых оказывается как правитель. И дело тут не в сакральности законов или власти и не в том, что, как гласит известная поговорка, «свита делает короля».

Конечно, и о сакральности законов в известном смысле и в известные эпохи можно говорить, и влияние окружения на правителя — реальность, с которой любому правителю приходится считаться. Но и то, и другое, и ещё многое, с чем сталкивается любой властитель, в конечном счёте, представляет собой не что иное, как то, что можно было бы назвать логикой власти. Конечно, от конкретного человека зависит многое. И всё же авторы всех библейских книг единодушны: хорошей власти в падшем мире не бывает, бывает лишь плохая или очень плохая. И не потому, что все её представители непременно и изначально злонамеренны, а потому, что любое государство всегда было и остаётся машиной, механизмом, который или функционирует по присущим ему законам, или не функционирует вовсе. И чем сложнее и масштабнее механизм, тем больше проявляется в нём то зло, в котором, по слову Евангелия, лежит мир.

Для автора Книг Самуила теократия лучше монархии, даже выборной, какой она была во времена Саула и Давида, не только потому, что у власти при этом оказываются лидеры-харизматики, ведомые Богом (в тех же книгах реальная теократия описана как институт и духовно, и политически неоднозначный), но ещё и (а может быть, даже в первую очередь) потому, что он позволяет избежать формирования государственного механизма.

Хотя, конечно, в падшем мире и теократия не панацея. Тора и для пророков, и для мудрецов — лучшее законодательство из всех возможных, но и она не сделает общество идеальным, она может сделать его лишь, по выражению Платона, «вторым после наилучшего». А в обществе обычном, в великой империи правителю порой остаётся лишь мучиться угрызениями совести и невозможностью помочь тому, кого он вовсе не считает виновным. И только эти угрызения совести сможет он представить Богу в день Суда как свидетельство своих лучших неосуществлённых намерений.


Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Продолжая тему противостояния правителей со служителем Божиим, автор Книги Даниила переносит действие во времена... 

 

Образ правителя-язычника в Книге Даниила раскрашен не одной лишь чёрной краской. Такой правитель — не всегда и не обязательно воплощение чистого зла, исчадие ада, в котором нет ничего человеческого. С одной стороны... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).