Современный читатель обычно воспринимает Декалог как своего рода моральный кодекс. Заповеди при таком прочтении оказываются просто пунктами этого кодекса, перечисляющими предписанные или, чаще, запрещённые Богом действия. И мало кто, читая Декалог, задумывается о том, почему Бог придаёт такое значение нравственности. Ответ кажется самоочевидным, и чаще всего упоминают два главных положения. Во-первых, считается (и не без оснований), что соблюдение заповедей позволяет не причинять вреда ближнему, когда приходится с этим ближним иметь дело. Впрочем, в таком случае указывают обычно на вторую часть Декалога, запрещающую убийство, кражу, клевету, разврат и прочие вещи, являющиеся несомненно безнравственными, а нередко и уголовно наказуемыми. О первой же его части, особенно о первых четырёх заповедях, при этом не упоминают: ведь они никак не связаны с межчеловеческими отношениями, описывая лишь отношения человека с Богом, которые современное языческое общество рассматривает, как личное дело каждого, не касающееся тех норм и ценностей, которые и называют обычно «общечеловеческими». Конечно, заповеди, запрещающие всё то, что считается нарушением общечеловеческих норм, и впрямь были известны многим задолго до Моисея, но назвать их общечеловеческими было бы всё же преувеличением: к сожалению, далеко не всё человечество им следовало, а те, кто всё же их исполнял, обычно ссылались на высшие силы, которые, как они считали, эти нормы санкционировали. Во-вторых, нередко говорится о самоценности нравственности, о том, что она украшает и облагораживает человека, и т.п. С этим трудно не согласиться, хорошим человеком быть несомненно лучше, чем плохим, хотя в нашем падшем мире быть хорошим не всегда выгодно. Но Бог устами Моисея объясняет необходимость соблюдения заповедей иначе: они нужны, чтобы человек не терял страха Божия и не грешил (ст. 20). Библия противопоставляет друг другу не нравственность и безнравственность, а грех и праведность. И ещё — грех и святость. И то, и другое в конечном счёте описывает и определяет отношения человека, во-первых, с Богом и, во-вторых, с другими людьми. Безнравственность страшна не тем, что она уродлива и отнюдь не красит человека, и даже не одним лишь тем, что причиняет зло ближним, но прежде всего тем, что вводит человека в грех, разрушая его отношения с Богом. А когда эти отношения оказываются разрушенными, безнравственность становится нормой, мешая их восстановлению: порочный круг замыкается. И Декалог не просто моральный кодекс, а описание пути, ведущего к Богу, так же, как и того, что мешает человеку этим путём идти.