Говоря о земном и небесном, созданном тем Словом, которое воплотилось в Иисусе Христе, Павел перечисляет «престолы, господства, начала и власти». Что же он имеет в виду? Более поздняя христианская традиция смотрит на эти названия как на имена «чинов ангельских», т.е. как на названия неких таинственных уровней ангельской иерархии. Но такое понимание слов апостола связано с...
Говоря о земном и небесном, созданном тем Словом, которое воплотилось в Иисусе Христе, Павел перечисляет «престолы, господства, начала и власти». Что же он имеет в виду? Более поздняя христианская традиция смотрит на эти названия как на имена «чинов ангельских», т.е. как на названия неких таинственных уровней ангельской иерархии. Но такое понимание слов апостола связано с развитием той области богословия, которая называется ангелологией. Средневековые теологи любили рассуждать об устройстве ангельского мира, хотя их опыт соприкосновения с этим миром едва ли превосходил тот, что отражён в Библии. Авторы же библейских книг говорят об ангелах не слишком много. Иное дело авторы гностических текстов, порой напоминающих позднейшие теософские сочинения.
Они как раз об ангелах и об ангельском мире говорили много и охотно, но в подавляющем большинстве случаев их красочные и пространные описания были плодом их собственной мистической и поэтической фантазии. Павлу, однако, гностическая теософия отнюдь не была близка: он ведь получил вполне традиционное раввинистическое образование у учителя, отнюдь не склонного к гностическим фантазиям. И едва ли в Павловых посланиях стоит искать какого-нибудь «учения» об ангельской иерархии. Но это вовсе не означает, что апостол был чужд всяких упоминаний реалий духовного мира.
Перечисляя «небесное и земное», он говорит и о них тоже. Правда, ни к какой «ангельской иерархии» и ни к каким гностическим построениям они отношения не имеют. Под «престолами» Павел, скорее всего, имеет в виду тот Престол славы, который так ярко описан в гл. 6 Книги Исайи, хотя упоминается он отнюдь не только там. В Книге Даниила есть красочное описание того, как к этому Престолу подводят Мессию, названного в тексте книги «Сыном Человеческим» (Дан. 7 : 13 – 14).
Если же вспомнить к тому же, что раввинистическая традиция евангельских времён говорит о Престоле славы, сотворённом прежде сотворения мира, слова Павла о «престолах» оказываются хорошо вписанными в контекст не только св. Писания, но и Предания своей эпохи. То же самое можно сказать и о «началах», но тут скорее приходится говорить о греческой философии, чем о раввинистической традиции. Под «началами» (точнее, под тем, что обозначает переводимое так соответствующее греческое слово) подразумеваются те первичные причины и движущие силы мироздания, которые делают его тем, что оно есть как в целом, так и в частностях.
Как видно, Павел, знакомый не только с раввинистической традицией, но и с греческой философией, осмыслил и то, и другое в свете нового, полученного им христианского откровения. Что же до «господств» и «властей», то тут речь идёт, скорее всего, не о небесном, а о земном.
Оба слова относятся к реалиям, связанным с земной властью и с земными государствами: в первом случае речь может идти как о власти, так и о территории, на которую эта власть распространяется, во втором же скорее об источнике власти, который устанавливает некий государственный порядок там, где эта власть распространяется (таков смысл соответствующих греческих слов). Как видно, Павел соотносит Престол славы с земными престолами, а космические первопричины и начала — с источниками земной власти, иллюстрируя тем самым свои слова о воплотившемся Слове, Которым всё сотворено.