16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; |
Говоря о земном и небесном, созданном тем Словом, которое воплотилось в Иисусе Христе, Павел перечисляет «престолы, господства, начала и власти». Что же он имеет в виду? Более поздняя христианская традиция смотрит на эти названия как на имена «чинов ангельских», т.е. как на названия неких таинственных уровней ангельской иерархии. Но такое понимание слов апостола связано с развитием той области богословия, которая называется ангелологией. Средневековые теологи любили рассуждать об устройстве ангельского мира, хотя их опыт соприкосновения с этим миром едва ли превосходил тот, что отражён в Библии. Авторы же библейских книг говорят об ангелах не слишком много. Иное дело авторы гностических текстов, порой напоминающих позднейшие теософские сочинения.
Они как раз об ангелах и об ангельском мире говорили много и охотно, но в подавляющем большинстве случаев их красочные и пространные описания были плодом их собственной мистической и поэтической фантазии. Павлу, однако, гностическая теософия отнюдь не была близка: он ведь получил вполне традиционное раввинистическое образование у учителя, отнюдь не склонного к гностическим фантазиям. И едва ли в Павловых посланиях стоит искать какого-нибудь «учения» об ангельской иерархии. Но это вовсе не означает, что апостол был чужд всяких упоминаний реалий духовного мира.
Перечисляя «небесное и земное», он говорит и о них тоже. Правда, ни к какой «ангельской иерархии» и ни к каким гностическим построениям они отношения не имеют. Под «престолами» Павел, скорее всего, имеет в виду тот Престол славы, который так ярко описан в гл. 6 Книги Исайи, хотя упоминается он отнюдь не только там. В Книге Даниила есть красочное описание того, как к этому Престолу подводят Мессию, названного в тексте книги «Сыном Человеческим» (Дан. 7 : 13 – 14).
Если же вспомнить к тому же, что раввинистическая традиция евангельских времён говорит о Престоле славы, сотворённом прежде сотворения мира, слова Павла о «престолах» оказываются хорошо вписанными в контекст не только св. Писания, но и Предания своей эпохи. То же самое можно сказать и о «началах», но тут скорее приходится говорить о греческой философии, чем о раввинистической традиции. Под «началами» (точнее, под тем, что обозначает переводимое так соответствующее греческое слово) подразумеваются те первичные причины и движущие силы мироздания, которые делают его тем, что оно есть как в целом, так и в частностях.
Как видно, Павел, знакомый не только с раввинистической традицией, но и с греческой философией, осмыслил и то, и другое в свете нового, полученного им христианского откровения. Что же до «господств» и «властей», то тут речь идёт, скорее всего, не о небесном, а о земном.
Оба слова относятся к реалиям, связанным с земной властью и с земными государствами: в первом случае речь может идти как о власти, так и о территории, на которую эта власть распространяется, во втором же скорее об источнике власти, который устанавливает некий государственный порядок там, где эта власть распространяется (таков смысл соответствующих греческих слов). Как видно, Павел соотносит Престол славы с земными престолами, а космические первопричины и начала — с источниками земной власти, иллюстрируя тем самым свои слова о воплотившемся Слове, Которым всё сотворено.
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; |
Интересно: в каком смысле Павел говорит о том, что всё созданное создано ради Христа? Конечно, в его словах можно увидеть отражение тех традиционных иудейских мессианских представлений, которые говорят о Мессии как о Том, Кто был задуман Богом ещё до сотворения мира.
Если учесть, что так же смотрит традиционный иудаизм и на народ Божий (он тоже был задуман Богом ещё до сотворения мира), то нетрудно прийти к выводу о мире, сотворённом и существующем ради народа Божия и Мессии. Но апостол привносит в эти традиционные и, несомненно, хорошо ему знакомые представления нечто новое. Он говорит о Христе, что всё созданное было создано не только для Него, но и Им.
Конечно, вопрос о происхождении Мессии и в пророческой традиции решается неоднозначно, некоторые имена Мессии, встречающиеся, к примеру, у Исайи Иерусалимского, заставляют думать об особых отношениях Мессии с Богом, отношениях не только, выражаясь философским языком, экзистенциальных, но и онтологических. Но о божественности Мессии никто из пророков всё же не говорит, и иудаизм таких представлений не знает. Павел же, прямо говоря о том, что мир сотворён Христом, подразумевает, очевидно, именно это. Христос творит мир вместе с Отцом, потому он и оказывается сотворённым для Него, так же, как и для Самого Отца.
Но тогда и Мессия становится не только посланником Бога на земле, исполняющим Его волю. Он Сам становится богоявлением, привнося в мир ту же полноту Божию, которая свойственна Отцу. Образно говоря, после прихода Христа на земле Бога стало столько же, сколько Его всегда было на небесах. Потому-то и не нужны христианам никакие посредники между ними и Богом, между ними и Христом: ведь все мыслимые и немыслимые иерархии, все «престолы, господства, начала и власти», упомянутые Павлом, не могут дать миру больше, чем уже дал ему Христос.
Неудивительно, что и Царство вошло в мир со Христом и через Христа: ведь оно немыслимо в отрыве от той полноты Божией, которая и делает его тем, о чём говорят свидетели. И тогда становится понятно, что мир действительно был сотворён ради Христа и Царства. Ведь альтернативой такому развитию событий может быть лишь торжество греха и смерти. То, чего Бог допустить не хочет.
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; 17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит. 18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19 ибо благоугодно было
Отцу,
чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. |
Сегодняшний отрывок из Послания к Колоссянам — это самая сердцевина проповеди ап. Павла о Христе. Давайте попробуем прислушаться к тому, что он говорит, отбросив привычные представления, идущие от нашей веры или неверия. Итак, речь идет, несомненно, об Иисусе, потому что крест и воскресение, которые здесь упоминаются, — это факты Его земной биографии. Его первенство во всем и главенство в теле Церкви — признаки Мессии, Помазанника, Христа, обещанного в Ветхом Завете Спасителя. Но, кроме того, Павел утверждает, что Богосыновство Иисуса Христа означает Его предвечное рождение и предбытийное существование, что весь мир сотворен Им и для Него, что в Нем явлена вся полнота Божьего самораскрытия миру и что в Нем и через Него примиряются и соединяются мир Божий и мир тварный, Бог и человек. А теперь короткий вопрос, на который каждому необходимо ответить: «Верю ли я во все это?»
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, |
2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: |
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, 7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова, 8 который и известил нас о вашей любви в духе. |
9 Посему и мы с того дня, как
о сем
услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, 10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая
Ему,
принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, 12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, |
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; 17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит. 18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19 ибо благоугодно было
Отцу,
чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. |
21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, 22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его,
чтобы
представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, 23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем. |
Одним из основных соблазнов для новых христианских общин из язычников, наряду с нападками ревнителей закона, было увлечение «теориями» (греч. наблюдение, умозрение): космогонией, гармонией сфер и прочей теософией. Это было вполне естественно для эллинского мира, и многим в первом веке казалось, что любая религия должна содержать в своем вероучении псевдонаучные построения такого рода. Не была исключением и основанная по поручению апостола Павла община в Колоссах. В написанном в 63 году из римской тюрьмы послании апостол настойчиво призывает сосредоточиться на том, что на самом деле составляет существо возвещаемого им благовестия.
Христианская жизнь, пишет он, подразумевает, что мы стремимся к познанию воли живого Бога. Не труднопостижимое для человеческого разума мироустройство, а знание того, чего Творец хочет именно от тебя, — вот истинная премудрость и духовное разумение. Цель этого познания полагается в том, чтобы приносить плод во всяком благом деле. У апостола такое выражение почти всегда означает помощь нуждающимся, милостыню.
Призывая возрастать в познании личностного Бога, а не вообще «божественного» и «нематериального», апостол Павел ставит своих учеников на твердую библейскую почву, столь непривычную для эллинистического мира. Сила, укрепляющая человека и дающая ему жизнь, с точки зрения апостола, дается могуществом славы Бога, а не знанием тайн мироустройства. Характерные черты жизни в присутствии Истины, которые упоминает апостол, — деятельная любовь к людям, терпение, великодушие, радость и благодарность Творцу. И нельзя сказать, чтобы за две тысячи лет этот призыв апостола потерял актуальность.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, |
2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: |
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, 7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова, 8 который и известил нас о вашей любви в духе. |
9 Посему и мы с того дня, как
о сем
услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, 10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая
Ему,
принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, 12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, |
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; 17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит. 18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19 ибо благоугодно было
Отцу,
чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. |
21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, 22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его,
чтобы
представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, 23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем. |
Начиная своё послание церкви в Колоссах, Павел как бы заново повторяет те основополагающие истины, без которых нет и не может быть христианства в его изначальном смысле, связанном с опытом жизни Царства. Неудивительно, что центром его свидетельства оказывается образ Мессии-Христа, без Которого христианство как опыт Царства невозможно в принципе (ст. 9 – 17). И если согласно традиционным раввинистическим представлениям Мессия был задуман Богом ещё до сотворения мира, то для Павла Мессия становится Тем, без Кого мир немыслим, Тем, на Ком он держится и Кто составляет подлинное его основание (ст. 15 – 17). Такая трансформация традиционных представлений вполне логична: если Мессия вмещает всю полноту Царства (ст. 19), а Царство и есть единственная настоящая, подлинная реальность, благодаря которой и ради которой существует всё остальное, то и Сам Мессия вполне естественно становится тем основанием, на котором держится мироздание.
Но для христиан, главной задачей которых является приобщение к жизни Царства, а затем укоренение в ней, важнее всего оказывается открывшаяся с приходом в мир Христа возможность полного очищения от греха, без которого в Царство не войти (ст. 13 – 14). В прежние времена Бог очищал Свой народ от греха посредством очистительных жертвоприношений, но такое очищение не было полным: так можно было очиститься лишь от греха, совершённого невольно, по незнанию или под принуждением. На большее освящённой присутствием Божиим крови жертвенных животных не хватало. Теперь же у каждого ищущего Царства появилась возможность очиститься от любого греха, начав свою духовную жизнь сначала и посвятив её пути в Царство. Царство для апостола есть не что иное, как соединение неба и земли, Церковь для него оказывается в этом отношении не прообразом даже, а формой существования Царства в нашем, преображающемся, но ещё не преображённом мире (ст. 18 – 20); но не менее важным оказывается для Павла и то преодоление ищущими Царства собственной греховности, без которого в Царство не войти (ст. 21 – 23). Задача Церкви двуедина: она, с одной стороны, должна стать пространством Царства в преображающемся мире, будучи, с другой стороны, общиной спасающихся, сообществом людей, идущих путём Царства, но далеко ещё не достигших цели. Раскрытие полноты Царства в нашем преображающемся мире неотделимо от духовного становления его обитателей, а завершится этот процесс лишь в конце времён с возвращением Христа.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||