1 Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. 2 Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. 3 Истинно Он любит народ (Свой); все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим. 4 Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова. 5 И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми. |
6 Да живет Рувим и да не умирает, и (Симеон) да не будет малочислен! 7 Но об Иуде сказал сие: услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его. |
8 И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы, 9 который говорит об отце своем и матери своей: "я на них не смотрю", и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает. Ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, 10 учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой. 11 Благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять. |
12 О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, (Бог) покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его. 13 Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу, 14 вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны, 15 превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных, 16 и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее. Благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих. 17 Крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины. |
18 О Завулоне сказал: веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих. 19 Созывают они народ на гору, там заколают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке. |
20 О Гаде сказал: благословен распространивший Гада. Он покоится как лев и сокрушает и мышцу и голову. 21 Он избрал себе начаток земли, там почтен уделом от законодателя, и пришел с главами народа, и исполнил правду Господа и суды с Израилем. |
22 О Дане сказал: Дан молодой лев, который выбегает из Васана. |
23 О Неффалиме сказал: Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа; море и юг во владении его. |
24 Об Асире сказал: благословен между сынами Асир, он будет любим братьями своими, и окунет в елей ногу свою. 25 Железо и медь — запоры твои; как дни твои, будет умножаться богатство твое. |
26 Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках. 27 Прибежище (твое) Бог древний, и (ты) под мышцами вечными; Он прогонит врагов от лица твоего и скажет: "истребляй!" 28 Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит пред собою землю обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу. 29 Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их. |
Книга Второзакония завершается благословением Моисея, после которого следует заключительная сцена-эпилог. Это благословение напоминает благословение народа Иосифом, которое мы находим в заключительной части Книги Бытия. Такие параллели не случайны.
Изначально Книга Иисуса Навина, судя по преобладающему сегодня среди библеистов мнению, составляла единое целое с Пятикнижием, являясь шестой книгой Торы, какой она была создана во время Вавилонского плена. Тора перестала быть Шестикнижием, превратившись в Пятикнижие, лишь после реформы Эзры в середине V в. до н.э. Книга Бытия была изначально своего рода прологом к Торе, а Книга Иисуса Навина — её эпилогом. Таким образом оказывается, что благословение народа — точнее, двенадцати племён, из которых он состоит — звучит в самом конце пролога Торы и перед самым её эпилогом.
В первом случае благословляет народ Иосиф — ведь именно он сделал возможным переселение народа в Египет и спасение его от голодной смерти, а во втором — Моисей, духовный вождь, организатор и вдохновитель Исхода, при котором народ Египет покинул. Однако в обоих случаях благословение всегда конкретно, оно связано с особенностями каждого племени и его родоначальника. Ничего удивительного тут нет: благословение ведь означает не что иное, как дарование Богом народу или отдельному человеку той силы, которая, в первую очередь, должна позволить человеку стать самим собой, тем, кем и чем его задумал Бог.
Речь идёт, разумеется, о себе настоящем, о подлинном качестве и о подлинном призвании человека, а не о том, что человек нередко о себе воображает, считая себя вовсе не тем, что он есть на самом деле, и придумывая себе «призвание» сообразно собственной воображаемой картине себя и своей жизни. Стать же тем, кто человек есть на самом деле, можно лишь с Божьим участием: ведь на самом деле человек всегда таков, каким его задумал Бог.
Благословение поэтому и предполагает раскрытие Богом в человеке его наиболее характерной черты, которая сама по себе почти всегда амбивалентна и может быть с равным успехом использована как на благо, так и во зло. Бог хочет, чтобы каждый с Его помощью раскрыл в себе себя настоящего и использовал то лучшее, что дано ему Им. Так строится жизнь человека, и так же строится жизнь народа — ведь для Бога народ не масса, он состоит из отдельных людей, из которых Бог видит и знает каждого. Это данный Богом народу потенциал — а как он будет задействован, зависит от самого народа и от конкретных людей.
1 Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. 2 Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. 3 Истинно Он любит народ (Свой); все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим. 4 Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова. 5 И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми. |
6 Да живет Рувим и да не умирает, и (Симеон) да не будет малочислен! 7 Но об Иуде сказал сие: услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его. |
8 И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы, 9 который говорит об отце своем и матери своей: "я на них не смотрю", и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает. Ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, 10 учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой. 11 Благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять. |
12 О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, (Бог) покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его. 13 Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу, 14 вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны, 15 превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных, 16 и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее. Благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих. 17 Крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины. |
18 О Завулоне сказал: веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих. 19 Созывают они народ на гору, там заколают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке. |
20 О Гаде сказал: благословен распространивший Гада. Он покоится как лев и сокрушает и мышцу и голову. 21 Он избрал себе начаток земли, там почтен уделом от законодателя, и пришел с главами народа, и исполнил правду Господа и суды с Израилем. |
22 О Дане сказал: Дан молодой лев, который выбегает из Васана. |
23 О Неффалиме сказал: Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа; море и юг во владении его. |
24 Об Асире сказал: благословен между сынами Асир, он будет любим братьями своими, и окунет в елей ногу свою. 25 Железо и медь — запоры твои; как дни твои, будет умножаться богатство твое. |
26 Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках. 27 Прибежище (твое) Бог древний, и (ты) под мышцами вечными; Он прогонит врагов от лица твоего и скажет: "истребляй!" 28 Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит пред собою землю обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу. 29 Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их. |
Древние благословения двенадцати коленам, которые Моисей произносит перед смертью, раскрывают перед нами (на ветхозаветном языке) красоту замысла Божьего о нас. То, что благословения относятся как к отдельным коленам, так и ко всему Израилю, являет принцип единства-множественности, по которому Бог устроил мир. Этот же принцип работает и в отношении любого человеческого общества — семьи, общины, страны, Церкви. Каждый важен для Бога, у каждого есть свое служение, свои дары, свое благословение. Но и все мы вместе являемся предметом Его любви и благодатной заботы. Этот аспект очень важен и в практическом отношении. Например, верующий человек часто склонен либо полностью идентифицироваться с общим телом — с Церковью, либо же, наоборот, обособляться от Него. О важности личностного аспекта говорится в Мф. 6:6. А о ценности общения в Боге — последняя заповедь Христа: «Да будут все едины».
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||