Среди библеистов сегодня общепринятым является взгляд на Книгу Иисуса Навина как на шестую в той композиции, которая сегодня известна нам как Пятикнижие. Изначально Книга Иисуса Навина была...
Среди библеистов сегодня общепринятым является взгляд на Книгу Иисуса Навина как на шестую в той композиции, которая сегодня известна нам как Пятикнижие. Изначально Книга Иисуса Навина была в этой композиции шестой, а Пятикнижие было Шестикнижием — в таком виде оно существовало с момента написания этого текста в VI в. до н.э. во время Вавилонского плена до реформы Эзры в середине V в. до н.э. Первая глава книги как раз и свидетельствует со всей очевидностью, что она является продолжением Книги Второзакония: та книга завершается описанием благословения Моисеем Иисуса Навина как своего преемника и смерти первого, а эта начинается словами, которые Бог обращает к Иисусу Навину как к преемнику Моисея и завершителю начатого им дела.
Вожди приходят и уходят, а Бог остаётся тем же, и данная Им Тора тоже: не случайно Бог не просто призывает Иисуса Навина к твёрдости и мужеству, но и указывает ему на Книгу Торы («Книгу Закона») как на тот духовный фундамент, на котором Иисусу придётся строить своё служение и всю свою жизнь. Бог повторяет здесь то же, что уже было сказано в Книге Второзакония: Тора должна не сходить с губ («не отходить от уст») Божьего человека.
Дело, конечно, не просто в том, чтобы выучить текст Торы наизусть и повторять его непрестанно (хотя во времена Иисуса Навина и еврейского завоевания Палестины люди умели запоминать наизусть весьма и весьма объёмные тексты), дело в том, чтобы Тора служила постоянным напоминанием человеку о тех нормах, которым он должен следовать в повседневной жизни. Тора, её заповеди должны были, по замыслу Божьему, стать для человека внутренним духовно-нравственным императивом, полностью определяющим его жизнь.
Иисус Навин же в свою очередь напоминает о деле Божьем всему народу, в том числе и тем двум еврейским племенам, которые уже нашли свою землю к востоку от Иордана и лично не были заинтересованы в завоевании Палестины. Иисус Навин напоминает им об этом как о Божьем деле, а значит, как о деле для народа Божия общенациональном, в котором необходимо участвовать всем: ведь перед Богом народ представляет собой своего рода единое духовное тело, как говорили о нём учёные раввины послепленной эпохи. Только оставшись таким единым духовным телом, мог надеяться народ обрести землю, обещанную Богом ещё Аврааму.