1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: 2 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. 3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: 4 от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. 5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. 6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; 7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. 8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. 9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. |
10 И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал: 11 пройдите по стану и дайте повеление народу и скажите: заготовляйте себе пищу для пути, потому что, спустя три дня, вы пойдете за Иордан сей, дабы прийти взять землю, которую Господь Бог (отцов) ваших дает вам в наследие. |
12 А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал: 13 вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию; 14 жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им, 15 доколе Господь (Бог ваш) не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца. 16 Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем; 17 как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем; 18 всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен! |
Итак, настал день, к которому народ готовился сорок лет, наступил час вступления в обетованную землю. Господь много раз говорил людям: «не бойтесь!», но теперь призыв усиливается, ритмично повторяется пожелание быть твёрдым и мужественным.
В наше время многие ораторы и публицисты не перестают напоминать нам о том, что народ, водимый Моисеем, сорок лет скитался по пустыне для того, чтобы вымерли все носители рабской психологии. Это правда, но не вся, и более верным будет ответ, полученный не на вопрос «для чего», а на вопрос «почему». Как рассказывает Библия (Числ. 14), войти в землю народ мог бы и раньше, но не рискнул. Те, кто умер с пустыне, могли выбрать другую возможность, но не захотели этого сами. Но вот, Господь воздвиг новые поколения, закалившиеся в пустыне, и призвал на место Моисея Иисуса Навина.
У нового вождя то же имя, с которым в мир придёт Спаситель. Служение Навина неизмеримо скромнее, он не спас и не мог спасти от власти греха и смерти ни человечество, ни хотя бы свой народ, ему «всего лишь» довелось одержать ряд военных побед. И всё же не только за «жизненное пространство» и трофеи бились его воины. Они отвоевали тот земной плацдарм, на котором развернётся битва за наше спасение.
1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: 2 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. 3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: 4 от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. 5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. 6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; 7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. 8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. 9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. |
10 И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал: 11 пройдите по стану и дайте повеление народу и скажите: заготовляйте себе пищу для пути, потому что, спустя три дня, вы пойдете за Иордан сей, дабы прийти взять землю, которую Господь Бог (отцов) ваших дает вам в наследие. |
12 А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал: 13 вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию; 14 жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им, 15 доколе Господь (Бог ваш) не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца. 16 Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем; 17 как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем; 18 всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен! |
Среди библеистов сегодня общепринятым является взгляд на Книгу Иисуса Навина как на шестую в той композиции, которая сегодня известна нам как Пятикнижие. Изначально Книга Иисуса Навина была в этой композиции шестой, а Пятикнижие было Шестикнижием — в таком виде оно существовало с момента написания этого текста в VI в. до н.э. во время Вавилонского плена до реформы Эзры в середине V в. до н.э. Первая глава книги как раз и свидетельствует со всей очевидностью, что она является продолжением Книги Второзакония: та книга завершается описанием благословения Моисеем Иисуса Навина как своего преемника и смерти первого, а эта начинается словами, которые Бог обращает к Иисусу Навину как к преемнику Моисея и завершителю начатого им дела.
Вожди приходят и уходят, а Бог остаётся тем же, и данная Им Тора тоже: не случайно Бог не просто призывает Иисуса Навина к твёрдости и мужеству, но и указывает ему на Книгу Торы («Книгу Закона») как на тот духовный фундамент, на котором Иисусу придётся строить своё служение и всю свою жизнь. Бог повторяет здесь то же, что уже было сказано в Книге Второзакония: Тора должна не сходить с губ («не отходить от уст») Божьего человека.
Дело, конечно, не просто в том, чтобы выучить текст Торы наизусть и повторять его непрестанно (хотя во времена Иисуса Навина и еврейского завоевания Палестины люди умели запоминать наизусть весьма и весьма объёмные тексты), дело в том, чтобы Тора служила постоянным напоминанием человеку о тех нормах, которым он должен следовать в повседневной жизни. Тора, её заповеди должны были, по замыслу Божьему, стать для человека внутренним духовно-нравственным императивом, полностью определяющим его жизнь.
Иисус Навин же в свою очередь напоминает о деле Божьем всему народу, в том числе и тем двум еврейским племенам, которые уже нашли свою землю к востоку от Иордана и лично не были заинтересованы в завоевании Палестины. Иисус Навин напоминает им об этом как о Божьем деле, а значит, как о деле для народа Божия общенациональном, в котором необходимо участвовать всем: ведь перед Богом народ представляет собой своего рода единое духовное тело, как говорили о нём учёные раввины послепленной эпохи. Только оставшись таким единым духовным телом, мог надеяться народ обрести землю, обещанную Богом ещё Аврааму.
6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; |
На протяжении первой главы книги Иисуса Навина эти слова повторяются четыре раза. Но три раза их произносит Бог, а один раз – люди. В первом случае Бог говорит Иисусу Навину, что ему предстоит участие в исполнении Божьего обетования, то есть в деле, заведомо превосходящем человеческие возможности, и призывает его быть твердым и мужественным в своем согласии на это участие и в верности замыслу Божьему. Затем Бог говорит, что для того, чтобы Иисус Навин смог успешно и благоразумно следовать этим путем, ему надлежит твердо и мужественно непрерывно («день и ночь») читать книгу закона («да не отходит от уст твоих»), вникать в нее («поучаться») и исполнять все, что в ней написано. Здесь стоит сделать некоторое пояснение: на этом этапе созидания Богом Своего народа главным инструментом связи был именно закон; непрерывное погружение в книгу закона и было способом пребывания в постоянных отношениях с Богом, реализацией Его присутствия. И из этого вытекает третий призыв Бога к твердости и мужественности: они необходимы для сотрудничества с Богом, всегда находящимся рядом, всесильным, всевидящим и непредсказуемым.
8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. |
Иисус Навин — харизматический лидер народа Божиего, он сорок лет провел рядом с Моисеем, учась у него отношениям с Богом. Все эти сорок лет книга закона путешествует вместе с народом, и Иисус Навин, наверное, уже знает ее наизусть. И тем не менее, Господь считает нужным сказать ему те слова, которые мы сегодня прочитали.
Видимо, необходимо не просто знать Писание наизусть, нужно в нем поучаться, то есть, вникать в его смысл, пропитываться этим смыслом, чтобы Слово Божие стало не рядом лежащей книгой, а внутренним источником благоразумия (мудрости) и той силы, которая приносит успех в пути, — мужества и верности. И еще: всякая учеба направлена на практическое применение полученного знания. Так и здесь, чтение Писания бесполезно для того, кто воспринимает его «теоретически», а не пытается исполнить волю Божию.
8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. |
Иисус Навин — харизматический лидер народа Божиего, он сорок лет провел рядом с Моисеем, учась у него отношениям с Богом. Все эти сорок лет книга закона путешествует вместе с народом, и Иисус Навин, наверное, уже знает ее наизусть. И тем не менее, Господь считает нужным сказать ему те слова, которые мы сегодня прочитали.
Видимо, необходимо не просто знать Писание наизусть, нужно в нем поучаться, то есть, вникать в его смысл, пропитываться этим смыслом, чтобы Слово Божие стало не рядом лежащей книгой, а внутренним источником благоразумия (мудрости) и той силы, которая приносит успех в пути, — мужества и верности. И еще: всякая учеба направлена на практическое применение полученного знания. Так и здесь, чтение Писания бесполезно для того, кто воспринимает его «теоретически», а не пытается исполнить волю Божию.
9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. |
А всё-таки интересно: знакомо ли верующим чувство страха? А если знакомо, то почему? Казалось бы, если Бог рядом, бояться некого и нечего. Оно, конечно, так, но при соблюдении двух очень важных условий. Первое: рядом должен быть именно Бог. Именно Он, и только Он Сам. Можно, конечно, вообразить, что Он рядом, или убедить себя в том, что Он должен быть тут, просто обязан, иначе и быть не может. Эмоции, особенно эмоции религиозные, нередко бывают весьма убедительны, а теология может быть ещё убедительнее эмоций (хотя и не всегда). Вот только в случае реальной опасности не помогут ни эмоции, ни теология. Тут помочь может только Бог. Он и поможет, если будет соблюдено второе условие: чтобы помочь, Бог должен действительно быть рядом. Конечно, от такого никто бы не отказался. Но, как правило, желая видеть Бога рядом, мало кто задумывается о том, что Он будет с нами лишь на Своих условиях, а главное Его условие заключается в том, что, находясь рядом с нами, определять ход нашей жизни будет именно Он, и никто иной. А нам бы хотелось другого: жить по-своему, а Бога иметь рядом в качестве помощника в своих делах и в осуществлении своих замыслов. И тогда Он отходит в сторону, а на смену Ему приходят религиозные эмоции и теология. И, лишь когда наступает реальная опасность, мы забываем всё, на всё соглашаемся и зовём Его на помощь. Хорошо, если не слишком поздно.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||