Слова Павла о запрете женщинам «учить» во все времена вызывали вопросы. В самом деле: Бог ведь может дать некий особый дар как мужчине, так и женщине, а переживаемый женщинами опыт богообщения нередко бывает ярче и глубже опыта, переживаемого мужчинами.
Между тем, апостол говорит вовсе не о том, что женщина должна молчать о своём опыте богообщения или о связанных с ним переживаниях. Он говорит о том, что женщинам не стоит становится учителями в том смысле, в котором это слово понималось в первохристианской Церкви. Учительство в те времена было прежде всего служением, связанным с опытом осознания и осмысления внутренней Торы и с обучением пути внутренней Торы других. Собственно, такую же роль играли учителя-раввины и в традиционных синагогах.
В синагогах же христианских (а в те времена Церковь существовала в форме именно христианской синагоги) речь шла уже не просто об опыте внутренней Торы, но и об опыте становления человека во Христе как живой Торы и в этом смысле об опыте уподобления человека Христу, как ученика Учителю. Тут предполагалась очень интенсивная духовная жизнь и очень напряжённая аскетическая работа, не в смысле, конечно, умерщвления плоти, как нередко понимают аскезу сегодня, а в смысле духовного выстраивания своей жизни (как внутренней, так и внешней) и выращивания в себе того духовного стержня, без которого о внутренней Торе и о становлении человека во Христе как живой Торы говорить не приходится.
Такой путь очень непрост вообще, он требует от человека серьёзного, часто предельного напряжения физических и особенно психических сил даже сам по себе. А если ещё учить и наставлять других, притом так, как должно, удерживая всякий раз, в процессе всякого общения, с одним ли человеком или со многими, то состояние, которое позволит словам не быть духовно пустыми, напряжение может иногда становиться просто запредельным.
Женщины выносливее мужчин в ситуации продолжительных и неизменных нагрузок, но в короткой стрессовой ситуации женщины мужчинам, как правило, всё же уступают. Между тем, в служении учителя таких ситуаций бывает множество, вся его жизнь, в известном смысле, и состоит в основном из стрессовых ситуаций, хотя внешне она порой может казаться более-менее размеренной. Для женщины такой режим может оказаться непосильным скорее, чем для мужчины, а значит, от женщины скорее можно ожидать более-менее серьёзного психического срыва, если она захочет быть учителем настоящим, а не только по названию.
Альтернативой же (поскольку инстинкта самосохранения никто не отменял) легко может стать профанирование служения, когда человек остаётся учителем внешне, внутренне перестав им быть — что ничуть не лучше, а во многом и хуже срыва. Конечно, и мужчина, несущий служение учителя, не гарантирован ни от того, ни от другого, но у него всё же больше шансов на благополучный исход, из чего, по-видимому, и исходит апостол, запрещая женщинам нести в Церкви служение учителей.