Удачное разрешение истории с Лаваном не означало, что все испытания позади. Иакову предстояла, помимо встречи с Лаваном, ещё встреча с собственным братом, с Исавом, и неизвестно, которая из двух была для него опаснее...
Удачное разрешение истории с Лаваном не означало, что все испытания позади. Иакову предстояла, помимо встречи с Лаваном, ещё встреча с собственным братом, с Исавом, и неизвестно, которая из двух была для него опаснее. После всего, что натворил Иаков дома, ему вряд ли приходилось рассчитывать на тёплый приём. Он, конечно, прекрасно это понимал: подарки, посланные им вперёд и предназначенные брату, должны были если не загладить вину, то хотя бы положить начало примирению.
Причём посланные должны были засвидетельствовать, что Иаков больше ни на что не претендует, что он уважает Исава и готов признать его первенство. За время пребывания у Лавана Иаков очевидным образом изменился, и теперь он хочет засвидетельствовать это брату с тем, чтобы по возможности избежать конфликта. Опасность конфликта однако всё равно существовала: Иаков не мог знать заранее, как поведёт себя Исав при встрече. Вмешательство Божье в такой ситуации ему было необходимо, как никогда, может быть, даже ещё больше, чем прежде, когда он бежал от Лавана.
Оно и произошло — в самую ночь перед встречей с Исавом. Библейский рассказ о борьбе Иакова с Богом за благословение вызывает сегодня у читателя столько вопросов, что иногда переводчики даже интерпретируют её как борьбу с ангелом — предполагая, наверное, что ангела человек ещё иногда победить может, а Бога уж точно никогда и никак. Между тем многое станет понятнее, если исходить из того, что изначально о событии рассказывал именно сам Иаков, причём рассказывал как человек своей эпохи.
Благословение в его времена — не поддержка и не благоволение, а передача благословляемому силы, силы сверхъестественной, какой обладали, как думали тогда, все боги и духи. Силу эту можно было и отнять, более того: чтобы получить силу какого-нибудь бога или духа, его именно и надо было победить в единоборстве.
Иаков борется со своим Богом так же, как боролся бы с богом или духом любой его современник, боролся, чтобы получить силу, которая очень пригодилась бы ему на следующий день при встрече с братом. Скорее всего объективно речь тут должна была идти о переживаемом Иаковом бурном экстазе, одном из тех, какими в те времена (да и позже тоже) сопровождались иногда богоявления — во время такого экстаза немудрено было бы и бедро вывихнуть, как это случилось с Иаковом.
Вот только благословение оказалось не таким, как ожидал Иаков: вместо силы он получает новое имя — как когда-то при встрече с Богом его предок Авраам. Перемена имени и тогда, и теперь обозначала одно и то же: духовное обновление, своего рода инициацию, после которой человек становится другим. Иаков меняется внутренне — таково полученное им благословение. Не такое, какого он ждал, но абсолютно ему необходимое как вождю народа Божия.