Почему фарисеи просят Иисуса, чтобы Он заставил Своих учеников замолчать, когда те прославляли Его, как Мессию? Только ли из страха возможных политических последствий? Конечно, они могли опасаться эксцессов, а то и прямого восстания, хотя, конечно, в известном смысле время для него было уже упущено. Но всё же от иерусалимской толпы можно было ожидать всего, чего угодно, а римляне, не терпевшие в городе никаких беспорядков, всегда готовы были вмешаться, и их вмешательство всегда заканчивалось кровопролитием. Но дело, наверное, всё же не только в этих опасениях. Дело ещё и в том, что Иисус в глазах фарисеев был «неправильным» Мессией, совершенно несоответствующим их представлениям и концепциям. Они, конечно, ждали Мессию, но не такого. А этот всё делал не так, как они ожидали. Вначале Он отказывался предоставить им ожидаемые ими доказательства Своего мессианства, затем избегал возможности возглавить массовое народное движение, хотя такая возможность представлялась Ему несколько раз. А вот теперь Он, вроде бы, прямо говорит о Своём мессианстве, но опять не так, как должен был это сделать «настоящий» Мессия. В самом деле, не может же настоящий Мессия въехать в город верхом на осле?! Это уже даже не притча, это настоящая профанация торжественного въезда в город Мессии-победителя, Мессии, изгоняющего римлян, Мессии, устанавливающего Своё Царство, Мессии, Который будет править сильной рукой во имя Божие… И вдруг, вместо ожидаемого торжества, какая-то полуторжественная, полушутовская процессия, напоминающая въезд в город «короля» из рабов во время римских сатурналий… Было от чего прийти в замешательство. Неудивительно, что фарисеи, как люди глубоко религиозные, стали просить Иисуса прекратить то, что им казалось неуместной и недостойной комедией. А Иисус ответил им, что всё серьёзно. Серьёзно настолько, что им даже трудно себе это представить. Только развиваться события будут не так, как они ожидают.
1 "Гаий" -довольно распространенное имя.
Третье послание, как и второе, написано апостолом в городе Эфесе. Посланных им в языческие страны для проповеди Евангелия он поручает покровительству некоего Гайя, благочестивого христианина и щедрого благотворителя: они нуждаются в защите от местного епископа Диатрефа, их преследующего. Враждебно относясь к апостолу, Диатреф скрыл от общины его предыдущее послание. Это послание свидетельствует об укреплении епископской власти в поместных Церквах на рубеже двух первых столетий нашей эры; оно указывает на важность сохранения централизованной церковной власти, которая ограждает Церковь от заблуждений, и свидетельствует, что «анархические» тенденции возникли в христианстве очень рано. Они-то и открывали путь для раскольников, сектантов и лжеучителей.
1 Или: "старец".
1-4 Как ни обычны приветствия любви и обращения любви в писаниях великого апостола любви, но, по-видимому, Гаия был особенно любимым учеником его, на что может указывать усиленное выражение (ст. 1): «которого я люблю по истине» и неоднократное повторение обращения «возлюбленный» (ст. 1,2,5,11) к Гаию, которому апостол прежде всего посылает молитвенные благожелания (2), указывая затем (ст. 3-4) основание или причину своего апостольского благожелания Гаию и расположения своего к нему — в том, что он ходит в истине (ст. 3), а это для пастырской любви апостола к духовным чадам своим — высшая радость (ст. 4; Сн. 2 Ин 1:4).
Вопрос о подлинности и каноничности третьего послания апостола и евангелиста Иоанна вполне аналогичен и неразрывно связан с подобным вопросом о подлинности второго послания того же апостола. И по внешней, исторической засвидетельствованности 3-го послания Иоанна церковным преданием, и по внутреннему сходству мыслей и выражений этого послания с 1-м посланием Иоанновым и Евангелием Иоанна подлинность его не может подлежать сомнению. Кто был Гаий, к которому было написано это послание, с точностью неизвестно. В апостольских писаниях известно несколько лиц с этим именем (Деян 19:29; 20:4; Рим 16:23; 1 Кор 1:14), и один из них, именно коринфянин Гаий (Рим 16:23), отличался странноприимством, как и тот Гаий, которому адресовано 3-е послание Иоанна. Все же тожество этих двух лиц сомнительно: первоначальные читатели как первых двух посланий св. Иоанна, так и 3-го, по всей видимости, принадлежали к христианам малоазийских церквей. О каком-либо иерархическом положении Гаия в 3 Иоанна не говорится; вероятно, это был просто благочестивый истинный христианин мирского звания.
Третье послание написано, вероятно, одновременно со вторым и, конечно, также из Ефеса.
1 а) Или: пресвитер / старейшина от греч. пресбютерос.
1 б) Букв.: любимый; то же в ст. 2, 5 и 11.
1 в) Букв.: люблю тебя… в истине. Друг. возм. пер.: которого я поистине люблю.
Третье послание апостола Иоанна написано, по-видимому, как и два предыдущих, между 90 и 100 гг. по Р.Х. (о месте его написания также ничего неизвестно).
По всей вероятности, данное послание представляет собой краткое личное письмо апостола, в котором он призывает своего друга Гая поддерживать странствующих миссионеров, проповедующих Евангелие. Иоанн связывает эту просьбу с рассуждением о том, что подлинный христианин не должен превозноситься перед другими членами общины. Христианам следует во всем помогать друг другу, особенно в распространении Благой Вести Иисуса Христа.