Что имеет в виду Пётр, призывая адресатов своего послания «подтверждать своё призвание и избранность»? Что касается избранности, то тут апостол, как видно, придерживается вполне традиционного для своего времени взгляда на Мессию и на тот мессианский остаток, который и вырастает в новый народ, встречающий и принимающий Мессию. Согласно этим иудейским представлениям, Мессия, как и народ Божий, был задуман Богом ещё до создания мира. Конечно, замысел Божий касался не отдельных людей, а именно народа как целого, как народа-общины, общины верных, главной исторической задачей которой станет хранение полученного от Бога откровения вплоть до дня прихода Мессии, когда откровение это станет доступно каждому, принимающему Мессию. Что касается отдельных людей, тот тут многое определялось свободным выбором человека: ведь родиться евреем было ещё недостаточно, надо было реализовать в своей жизни то призвание, которое потенциально было дано каждому, рождённому евреем. Реализовать же духовное призвание без личного выбора, очевидно, совершенно невозможно, так что вопрос принадлежности к народу Божию определялся не только рождением, но и всей жизнью. Апостол же, как видно, переносит это традиционное представление на Церковь, что и не удивительно: ведь если евреем можно родиться, то христианами не рождаются, хотя Церковь, как и Сам Мессия, была, несомненно, задумана Богом ещё до создания мира. И всякий, к ней приобщающийся, приобщается к этому замыслу, становясь его частью, становясь избранником Божиим. Но в Церковь мало войти однажды, в ней ещё надо жить. Церковь — земное измерение Царства, и если в Царстве можно жить, лишь прилагая постоянные духовные усилия к тому, чтобы его не утратить, то тоже самое можно сказать и о жизни в Церкви, а иначе избрание легко потерять. Казалось бы, призвание от Бога — навсегда. Но ведь и призвание тоже лишь возможность, его ещё нужно раскрыть, раскрыть на протяжении всей своей жизни, иначе оно так и умрёт, не проявившись. И Пётр не устаёт об этом напоминать, быть может, потому, что уже в его времена в Церкви стали появляться люди, искренне считавшие, что их первый шаг на духовном пути и есть уже его благополучное и победоносное завершение, что спасение и полнота жизни в Царстве им гарантированы уже потому, что они доверились своему Спасителю и приняли крещение. А апостол, как видно, хочет развеять в них это заблуждение: ведь оно легко могло стоить им спасения. Спасения, которое легко потерять и очень трудно потом найти снова.