Еще до прихода Христа общепринятым было мнение о том, что в любви к Богу и к ближнему — вся суть «Торы и Пророков», как называли в те времена Священное Писание. Но в контексте христианского откровения понятие любви наполнилось иным, новым содержанием. Конечно, любовь (по крайней мере, в библейском смысле слова) и прежде означала в первую очередь такое отношение к человеку, которое предполагало желание ему только блага, и такое с ним взаимодействие, которое было бы ему во благо.
Библейская любовь имеет мало общего с симпатиями или антипатиями, с тем фактом, насколько по-человечески приятен или неприятен человеку его ближний, и даже с тем, как себя этот самый ближний ведёт: даже если он оказывается врагом, его нельзя ненавидеть, нельзя ему мстить или делать гадости, хотя, конечно, иногда приходится останавливать такого человека, если он пытается кому-то навредить, притом останавливать достаточно жёстко. Но даже в этом случае любовь к ближнему предполагает возможность дать ему новый шанс на восстановление нормальных отношений с теми, кому он был врагом, если только есть хоть какие-то основания надеяться, что такое восстановление возможно.
Всё это входило в представления о праведности и об отношении праведника к своим ближним, сложившиеся ещё в дохристианскую эпоху. И Павел настаивает на том, что всё сказанное остаётся в силе для христиан. Но он говорит и о большем. Прежде праведность была возможностью, которая могла быть или не быть реализована в жизни конкретного человека.
Этот самый конкретный человек мог и не дотягивать до полноты праведной жизни, но всё сделанное им на пути праведности тем не менее имело свой смысл. Если даже человек не мог явить полноты любви, он иногда мог всё же сказать о себе, что он продвинулся в нужном направлении, сумев достичь того-то и того-то. Павел же говорит: всё это прекрасно, но если не дойти до конца, не научиться выстраивать с ближними отношения любви, всё остальное ничего не стоит.
Ведь в Царстве возможны только отношения любви, если их нет, если человек не научился выстраивать такие отношения с ближними, в Царство ему не войти. Не потому, что кто-то хочет его наказать или пренебрегает его достижениями, а потому, что без такого навыка жить жизнью Царства невозможно. Потому и говорит апостол о любви, которая только одна и придаёт смысл всем остальным достижениям: ведь без любви человек всё равно останется вне Царства. Со всеми своими достижениями.