В словах Павла о письме или послании (соответствующее греческое слово допускает оба перевода) Христовом, написанном в сердце, нетрудно заметить аллюзии на пророческие книги и, в частности, на Книгу Иеремии, который, говоря о новом, мессианском союзе-завете, упоминает о том, что условия этого нового союза будут уже не на камне выбиты, как было с текстом Декалога (а Декалог и был, по сути, текстом, содержащим условия того союза, который народ заключил с Богом на Синае), а написаны в сердце каждого, став неотъемлемой частью и основой жизни человека в мессианском Царстве.
Именно эти слова Иеремии послужили основой для появившихся в послепленный период в иудаизме представлений о внутренней Торе, которая мыслилась не как какой-то новый текст, а как духовный стержень, который постепенно формируется в сердце человека, стремящегося следовать Торе и соблюдать заповеди, становясь духовной основой всей его жизни.
Как видно, в образе письма Христова, написанного в сердце, нетрудно найти связь как со словами Иеремии о Торе, написанной на «скрижалях сердца», так и с образом внутренней Торы, который Павлу, получившему традиционное раввинистическое образование, должен был быть хорошо знаком. Но эти традиционные представления апостол, как видно, переосмысливает в контексте того, что говорит Иисус о Торе, которую Он, по собственным Его словам, пришёл не разрушить, а довести до полноты.
Очевидно, Спаситель говорит в данном случае не о тексте Торы, который Он отнюдь не собирался ни изменять, ни дополнять (хотя Свои комментарии к некоторым заповедям Он дал), а о внутренней Торе, которую Он один только и мог явить во всей полноте. В самом деле, для того, чтобы соблюсти Тору до конца, стать совершенным праведником или, как тогда говорили, «живой Торой», нужно было полностью освободиться от власти греха. Само собой понятно, что, кроме Самого Христа, никто ничего подобного миру явить не мог.
Неудивительно, что и первое поколение христиан смотрит на своего Учителя, как на единственный в мире пример «живой Торы». Так же неудивительно и то, что сама возможность внутренней Торы, как основы духовной жизни, для христианина мыслимой только, как жизнь в Царстве, связывается у них с личностью воскресшего Спасителя. Обретение внутренней Торы в единстве со Христом, вхождение в Царство, где каждый становится «живой Торой» — такой видит апостол цель жизни христианина.