Обещания тем, кто пройдёт христианский путь до конца, выходят далеко за рамки традиционных представлений о посмертном воздаянии: речь идёт не о рае, а о Престоле славы, который...
Обещания тем, кто пройдёт христианский путь до конца, выходят далеко за рамки традиционных представлений о посмертном воздаянии: речь идёт не о рае, а о Престоле славы, который Иисус готов разделить с теми, кто сохранит верность Ему. Но пройти путь и сохранить верность оказывается на так просто, и обращение Иисуса к церкви Лаодикии — тому свидетельство. Причём оказывается, что самым страшным испытанием становятся не гонения и не лишения, а то безразличие, которое описывается словами Спасителя «ты ни холоден, ни горяч».
Казалось бы, человек, который не делает ничего плохого, уже одним этим должен бы быть до известной степени хорош, по крайней мере, по сравнению с тем, кто делает зло. Но вот оказывается, что всё не так просто. В самом деле: что означает быть, условно говоря, «хорошим, как все»? В сущности, это на самом деле означает быть «никаким, как все». Конечно, с точки зрения закона и даже общепринятой общественной морали быть «как все» хорошо.
Это вполне приемлемо, и общество с государством большего от человека в нормальном случае не требуют. Ну, быть может, кроме особых, экстремальных ситуаций, когда для спасения тех самых общества с государством требуется что-нибудь экстраординарное. А вот для Царства «как все» — мало. И даже не потому, что «все» способны как на хорошее, иногда (редко) даже очень хорошее, так и (куда чаще) на плохое и даже очень плохое.
А потому, что в духовном отношении «как все» на деле означает именно «никак». Ведь в духовном отношении «как-то» означает осознанный выбор — даже если выбирающий выбирает зло. Выбор — всегда момент осознания, а значит, и момент истины, хотя мера осознания и полноты истины может быть разной. А «как все», «никак», куда кривая вывезет — это отсутствие выбора. Нежелание выбирать. А значит, и нежелание осознавать.
Даже если человек осознанно выбирает зло (не в смысле какого-то идеального стремления к «чистому злу», а в смысле понимания того, что он выбирает), он всё же делает свой выбор, а значит, живёт хоть сколько-то осознанной жизнью. Но если тот же человек не делает ничего плохого просто потому, что он «как все», а «все» в данный момент ничего особенно плохого не делают, он не выбирает ничего, а значит, ничего и не осознаёт, существуя, так сказать, в режиме автопилота. Такой автоматизм и духовный путь, тем более духовный путь христианина, — вещи несовместимые. Потому-то и лучше быть холодным, если уж не получается быть горячим — лишь бы не оставаться никаким. Ведь быть никаким — прямой путь в никуда.