Сегодняшнее чтение предлагает нам один из мессианских гимнов Исайи Вавилонского (ст. 1 – 4), проповеди которого составляют вторую часть Книги Исайи. И первое, что бросается в глаза при чтении этого гимна, — разительный контраст того образа Мессии, который мы находим здесь, с образом, появляющимся у Иезекииля и у допленных пророков. Их Мессия — прежде всего царь и судья, облечённый властью свыше и потому правящий и судящий праведно, в соответствии с данной Богом Торой (Законом). Власть Его, по сути, ничем не отличается от власти любого земного правителя, кроме характера правления, целиком основанного на Торе, и помощи Божией, которую Мессия получает для того, чтобы Его правление и суд были подлинно справедливыми.
Исайя же Вавилонский называет Мессию не царём, а рабом или отроком (подростком), которые в еврейском тексте Библии обозначаются одним и тем же словом (ст. 1). В древнем Израиле рабство носило патриархальный характер, и положение раба в доме действительно не очень отличалось от положения несовершеннолетних детей, ещё не получивших никаких прав. И, уж конечно, ни раб, ни подросток никоим образом не могли претендовать на какую бы то ни было власть. Исайе Вавилонскому, как видно, образ Мессии открылся как образ Того, Кто не обладает земной властью и не претендует на неё (ст. 2). И всё же Мессия Исайи Вавилонского утверждает суд и Тору (Закон) (ст. 4). Но как можно делать это, не обладая земной властью?
Если бы Тора была только законодательством, такое, конечно, было бы невозможно. Но уже во время Вавилонского плена Тора была для верующих евреев не только законом, основанным на данных Богом заповедях, но и образом жизни, этому закону соответствующим, а также духовным состоянием, необходимым для того, чтобы такой образ жизни вести. В последнем случае говорили обычно о внутренней Торе, не менее важной, чем Тора внешняя, исполнение которой, разумеется, также считалось абсолютно необходимым. Для насаждения и утверждения внутренней Торы не нужно было быть ни правителем, ни судьёй, а в необходимости соблюдения Торы внешней во времена Исайи Вавилонского, проповедавшего в конце эпохи плена и вскоре после возвращения евреев из Вавилона на землю отцов, никто уже не сомневался. Первый шаг на пути к Царству был сделан: народ навсегда отринул язычество и утвердил внешнюю Тору как незыблемый закон своей жизни. Казалось, всё готово для встречи Мессии, осталось лишь войти в Царство. Но оказывается, что сделано ещё не всё, и Бог открывает через Своего пророка следующий этап пути: Мессия ожидает от Своих верных следования не только внешней, но и внутренней Торе во всей её полноте, ведь и Сам Он, придя в мир, действует, опираясь прежде всего именно на Тору внутреннюю. И лишь такое её исполнение открывает человеку путь в Царство.