Строго говоря, последователи религии закона, иудеи и мусульмане, продолжают придерживаться запрета на употребление свинины в пищу. Однако христиане, в самом деле, пренебрегают им. Тому есть несколько причин, в числе которых можно назвать одну сущностную и несколько исторических...
Строго говоря, последователи религии закона, иудеи и мусульмане, продолжают придерживаться
запрета на употребление свинины в пищу. Однако христиане, в самом деле, пренебрегают им. Тому
есть несколько причин, в числе которых можно назвать одну сущностную и несколько
исторических.
По существу: пищевые запреты (и целый ряд подобных им ограничений) Ветхого завета носили
временный характер и были отменены Новым заветом. В Ветхом завете эти запреты имели целью,
главным образом, оградить избранный народ от пагубного смешения с язычниками. Этой цели служил
целый комплекс представлений о ритуальной чистоте и запреты на смешение чего-нибудь с другим
чем-нибудь. В числе прочих, этой цели служил и запрет на употребление свинины. Актуальность
этих запретов утратилась в Новом завете в первую очередь в силу его универсальности,
открытости для всех народов. Кроме того, и это главное, Новый завет в поклонении Богу полагает
центр тяжести в духовной сфере, а не в ритуальной (даже если практическая жизнь христиан плохо
этому соответствует).
«Поклонение в духе и истине», о котором Господь Иисус Христос говорит в 4-й главе Евангелия от Иоанна, выходит далеко за рамки ритуальных
ограничений. Далее, Новый завет рассматривает нечистоту исключительно как результат греха,
считая, что «нет ничего, нечистого в себе самом», кроме греха. Поэтому слова Христа «ничто,
входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет
человека… Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы… всё это зло извнутрь
исходит и оскверняет человека» (Мк 7:15-23)
делают пищевые запреты бессмысленными. Подробное рассуждение о пищевых ритуалах мы находим
также у апостола Павла в 14-й главе послания к Римлянам,
где апостол формулирует взгляд на ритуальное благочестие вообще и пищевые запреты в частности
как на дело совести каждого человека.
Связанные с изложенным исторические причины отмены запрета на употребление свинины
проистекают из того, что уже через два десятилетия после Распятия и Воскресения Христа
заметную долю, если не большинство, в Церкви составляют христиане из язычников. Для них запрет
на поедание свинины ничем не обоснован, и они не наследуют ритуальную жизнь Ветхого завета.
Когда вхождение язычников в Церковь только начиналось, Господь показал в видении апостолу
Петру множество запрещенной иудеям пищи (надо полагать, свинину в том числе). Отказавшемуся от
всего этого Петру было сказано: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян 10:15).
После некоторого периода разногласий и споров о том, должны ли христиане из язычников
соблюдать ритуальные предписания Моисеева закона, на Соборе в Иерусалиме в 49 году апостолы
постановили: «угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего
необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать
другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян 15:28-29). Тем самым пищевые ограничения и целый ряд иных иудейских
ритуальных предписаний были формально признаны необязательными для христиан.