С практической точки зрения в притче о милосердном самарянине важнее всего различие между тем, что понимает под словом «ближний» книжник, спрашивающий Христа о жизни вечной, и Сам Господь. Книжник, вполне в духе обычного человеческого мышления, полагает ближним того человека, который находится к нам в определенном отношении. Он ожидает в ответ...
С практической точки зрения в притче о милосердном самарянине важнее всего различие между
тем, что понимает под словом «ближний» книжник, спрашивающий Христа о жизни вечной, и Сам
Господь. Книжник, вполне в духе обычного человеческого мышления, полагает ближним того
человека, который находится к нам в определенном отношении. Он ожидает в ответ слова, которое
было бы в одном ряду с понятиями «родственник, друг, сосед, единоплеменник, единоверец». О
необходимости помогать тем, кто рядом с нами, неоднократно говорит Священное Писание и Нового,
и, особенно, Ветхого Завета.
Нужно сказать, что позиция Ветхозаветного закона в этом вопросе весьма возвышенна, он
требует делать добро всем, от родни до беженцев, которых называет пришельцами в земле нашей. И
все же ветхозаветное сознание не отличается в этом от образа мыслей всех людей. Оно
предполагает наличие все более широких концентрических кругов людей, которые располагаются
ближе или дальше от тебя самого. В собственном смысле слова ближними человек, в том числе и
ветхозаветный, считает родных и друзей. К ним мы готовы относиться со всей
доброжелательностью, даже с любовью. «Не то же ли самое делают и язычники?», – спрашивает
Господь (Мф 5:47).
Впрочем, Ветхий Завет, по сравнению с языческими верованиями и нравами, существенно
расширяет этот круг. Не только родня и соседи, но и вполне посторонние единоплеменники должны
считаться ближними. Даже раб и бесправный пришелец – тоже люди, поэтому ты и к ним должен
относиться по-человечески, то есть как к своим ближним. Таким образом, Ветхий завет подводит
ответ на вопрос: «кто мой ближний» к предельному: «любой человек, оказавшийся рядом».
Господь же завершает притчу о милосердном самарянине ответным вопросом книжнику: «кто из
троих стал ближним попавшемуся разбойникам» (Лк 10:36). Синодальный перевод в этом стихе несколько приблизителен. Греческий же текст содержит не глагол «быть», но глагол «становиться,
рождаться, делаться». Господь говорит о том, что ты стал ближним человеку потому, что он
нуждается в твоей помощи.
Дело не в отношениях близости или родства, а в отношении потребности в другом человеке.
Мало того, Он подчеркнуто обращает понятие: не попавшийся разбойникам стал ближним одному из
трех путников — это было бы вполне в духе Ветхого завета; напротив, один из них стал
ближним ему. Таким образом, в центре определяющих понятие «ближний» кругов Господь ставит не
тебя, а другого, того, кто в тебе нуждается. Ближний, таким образом, не тот, кому ты хотел бы
что-то дать. Ближний – даже не тот, кому ты мог бы дать что-нибудь. Ближний – тот, кому ты
нужен.
И здесь важно вспомнить, как апостол Павел называет уверовавших «сограждане святым и свои
Богу» (Еф 2:19). Мы становимся ближними Богу потому, что
нуждаемся в Нем. И Он предлагает нам определять ближнего так, как Он Сам это делает, то есть
следовать Его путем, быть подобными Ему.