Девятой главой начинается совершенно новая часть книги пророка Захарии, отличающаяся от первых восьми глав и по стилю, и по историческим деталям, и, главное, по содержанию. Различия столь заметны...
Девятой главой начинается совершенно новая часть книги пророка Захарии, отличающаяся от первых восьми глав и по стилю, и по историческим деталям, и, главное, по содержанию. Различия столь заметны, что большинство исследователей относят вторую половину книги пророка Захарии к рубежу 5-4 вв. до Р.Х., более чем на век позже, чем первую половину книги. Как это нередко бывает в библейской письменности, автор второй части не известен по имени; принято называть его Второзахарией.
Вторая часть книги уже не касается восстановления Храма и возвращения иудеев из вавилонского плена. Напротив, в ней упоминаются «сыны Ионии», то есть греки, и говорится о новых опасностях, нависших над Святой землей. Вновь народы Палестины и соседних земель слышат в девятой главе слова о поражении, которое придет на них за их нравственные и религиозные преступления. Однако, в этих грозных предупреждениях слышится новый аспект, который не звучал у прежних пророков при всем универсализме их проповеди. В самом начале главы Господь говорит, что око Его взирает на всех людей, как и на все колена Израилевы. Поражение от новых завоевателей и избавление от них — в руке Господней, и она равно простерта на все народы. Спасительное действие Божие, о котором пророчествует Второзахария, охватывает, таким образом, всех людей, иудеев и язычников.
Гораздо важнее, впрочем, сущностное отличие мессианских пророчеств Второзахарии от слов большинства прежних пророков, включая и первого Захарию. Призывая Сион радоваться об избавлении, пророк говорит: «Се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице...». Только Второисайя так ясно говорил о кротости Мессии. Иудеи привыкли представлять себе Мессию-Царя как величественного вождя, который победит всех врагов Израиля и железной рукой приведет окрестные народы к вере. Но Второзахария видит Мессию иначе: сердце пророка знает, что насилие недостойно Помазанника Божьего и победа Его не может быть военной. Все прочие великие деятели человеческой истории, которые были перед глазами пророка: Навуходоносор и Кир, Дарий и, быть может, Александр Македонский, — объединяли людей, подавляя их духовную и политическую свободу, благополучие их царств держалось на силе оружия. Христос же, говорит пророк, возвестит народам мир.
Когда Мессия придет в Иерусалим верхом на кротком и безобидном «сельскохозяйственном» животном, военная мощь избранного народа потеряет смысл. Тогда, говорит пророк, истреблены будут кони и колесницы и сокрушится оружие. Мир, который несет Христос, будет единственным «оружием», и владычество Его будет по всей земле. В этом отвержении оружия и силы — принципиальное отличие Царства Христа от всех земных царств, которые не могут обходиться без того, что мы называем сегодня «силовыми структурами». Так в пророчество о Царстве будущего века входит новое измерение, так пророк предвидит слова Христа «Царство Мое не от мира сего» и «Царство небесное внутри вас».
И это Царство мира дается всем; особое обращение пророка к избранному народу только подчеркивает универсальный характер его проповеди. Пророк говорит, что сами люди, их сердца, их жизнь станут «оружием» Божьим. При этом важно, что Сам Господь будет защищать людей, и они смогут одолеть всякого противника. Но это не будет победой над людьми: пророк специально вновь подчеркивает, что будут истреблены пращные камни — еще один символ вооружений. Тогда народ исполнится необычной радостью, и будет «шуметь как бы от вина» и хлеб и вино будут «одушевлять язык» юношей и отроковиц. Весьма вероятно, что Второзахария, как и некоторые другие пророки, видит связь между спасением, достигнутым по кротости Мессии, и тем, что Дух Божий наполнит людей завета. Образы, которые использует пророк, тесно связаны с событиями Пятидесятницы, и едва ли можно считать это простым совпадением. В воцарении Христа, несущего примирение, пророк видит подлинное духовное обновление людей, и тогда, говорит он, явится невероятная благость и красота человечества. Трудно понять, говорит ли пророк это о Мессии или людях вообще; возможно, он не различает этого в данном случае. Важно, что в Царстве Мессии будет восстановлена та духовная красота людей, которая была утрачена с грехопадением.
Итак, на фоне новых завоеваний и борьбы пророк видит грядущее вхождение в мир новой, невиданной силы: силы примирения, силы кротости, силы, отвергающей оружие и насилие. Как молния, входит она в напряженную историю человечества, и озаряет ее новым светом истины. Но пророк, в отличие от большинства своих предшественников и современников, видит и другое: его пророчество о приходе Мессии исполнено трагической муки, потому что люди, призванные в Царство примирения, не откликнутся на призыв.