Историки, социологи, психологи, экономисты во все времена пытались понять, что же движет историей, что и как направляет исторический процесс. Библия говорит о Боге и о Божьем промысле как главной действующей силе истории. А что же человек? Может ли он участвовать в истории и как именно? Казалось бы, великие люди дают ответ на этот вопрос: ведь именно о них обычно и говорят, что они «делают историю».
Хотя, наверное, вернее было бы сказать, что это история делает их: ведь, в сущности, все великие люди становились великими не потому, что отличались выдающимися качествами — такие качества могли стать им помощниками в том, чтобы стать великими, а могли и не стать — а скорее, на обычный человеческий взгляд, случайно. Мало обладать свойствами и задатками великого человека, мало даже самой воли к победе и целеустремлённости — надо ещё оказаться в нужном месте в нужное время и вдобавок остаться в живых, чтобы стать великим человеком в обычном человеческом понимании этого слова.
История несёт своих великих людей, проявляя через них мощь и масштабность исторических процессов. Но проявлять и выявлять ещё не значит направлять. Чтобы делать историю, надо стать частью Божьего промысла. Казалось бы, от человека тут зависит не слишком много: в конце концов, Бог ведь Сам выбирает тех, кто Ему нужен для решения Его задач. Но есть одно непременное условие, без которого никакое участие в Божьем деле невозможно в принципе: покаяние.
Такое, какое есть у главного героя Книги Даниила. Покаяние не такое, о котором мы нередко говорим сегодня — как келейное или публичное самобичевание, индивидуальное или даже коллективное, в котором обычно нет ничего, кроме скоропреходящих эмоций, — а настоящее, предполагающее прежде всего осмысление и осознание того, что было сделано, и, будучи сделано, разделило нас с Богом. В самом деле: действовать вместе с Богом означает действовать осознанно, не предполагая, а точно зная, чего Бог хочет от нас здесь и теперь, в той конкретной ситуации, в которой мы оказались.
Грех мешает такой ясности, и покаяние предполагает, что мы разберёмся в том, что нам мешает и откуда оно взялось. И только после этого можно говорить о какой-то возможности осознанного участия в истории. Конечно, масштаб участия бывает разный, но ведь всякий, осознанно действующий вместе с Богом по Его плану, в истории участвует. Какую роль сыграла в освобождении народа из плена молитва Даниила, ведомо одному Богу. Ясно одно: он был не игрушкой истории, а человеком Божьим. И потому — делал историю.