Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Дан 9:1-19

Поделиться
1 В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, 2 в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
3 И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. 4 И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: "Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! 5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; 6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. 7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. 8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою. 9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него 10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков. 11 И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним. 12 И Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом. 13 Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою. 14 Наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его. 15 И ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явивший славу Твою, как день сей! согрешили мы, поступали нечестиво. 16 Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас. 17 И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицем Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи. 18 Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие. 19 Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем".
Свернуть

Сегодня мы читаем покаянную молитву пророка Даниила. Даниил — человек, оставшийся верным Богу в тяжелейших испытаниях. В сущности, он имеет полное право говорить: «Господи, вот, Ты видишь, сколько я претерпел во имя Твоё — и остался верен Тебе». Но Даниил смотрит на ситуацию иначе. Он не отделяет себя от своего народа. «Мы, народ Твой, согрешили пред Тобою, отступили от заповедей Твоих». Даниил обращается ко Господу от лица всего народа, который, возможно, занят своими делами и не помышляет ни о каком покаянии. От лица всех он говорит: «У Тебя правда, а у нас на лицах стыд». Он не проверяет, какое выражение лица у окружающих — он приносит Господу своё покаяние, свой стыд за всех. И Богу угодна эта молитва Даниила.

В сегодняшнем чтении Господь призывает нас не вспоминать о том, сколько раз лично мы поступили правильно, а принять сегодняшнее положение вещей как свою боль и свой стыд — и принести Ему своё покаяние за всё, что происходило и происходит в наших семьях, в Церкви, в стране, в мире. И если мы не будем искать виноватых и отделять себя от других, у Него появится возможность действовать.

Другие мысли вслух

 
На Дан 9:2-3
2 в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
3 И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле.
Свернуть
Историки, социологи, психологи, экономисты во все времена пытались понять, что же движет историей, что и как направляет исторический процесс. Библия говорит о Боге и о Божьем промысле как...  Читать далее

Историки, социологи, психологи, экономисты во все времена пытались понять, что же движет историей, что и как направляет исторический процесс. Библия говорит о Боге и о Божьем промысле как главной действующей силе истории. А что же человек? Может ли он участвовать в истории и как именно? Казалось бы, великие люди дают ответ на этот вопрос: ведь именно о них обычно и говорят, что они «делают историю».

Хотя, наверное, вернее было бы сказать, что это история делает их: ведь, в сущности, все великие люди становились великими не потому, что отличались выдающимися качествами — такие качества могли стать им помощниками в том, чтобы стать великими, а могли и не стать — а скорее, на обычный человеческий взгляд, случайно. Мало обладать свойствами и задатками великого человека, мало даже самой воли к победе и целеустремлённости — надо ещё оказаться в нужном месте в нужное время и вдобавок остаться в живых, чтобы стать великим человеком в обычном человеческом понимании этого слова.

История несёт своих великих людей, проявляя через них мощь и масштабность исторических процессов. Но проявлять и выявлять ещё не значит направлять. Чтобы делать историю, надо стать частью Божьего промысла. Казалось бы, от человека тут зависит не слишком много: в конце концов, Бог ведь Сам выбирает тех, кто Ему нужен для решения Его задач. Но есть одно непременное условие, без которого никакое участие в Божьем деле невозможно в принципе: покаяние.

Такое, какое есть у главного героя Книги Даниила. Покаяние не такое, о котором мы нередко говорим сегодня — как келейное или публичное самобичевание, индивидуальное или даже коллективное, в котором обычно нет ничего, кроме скоропреходящих эмоций, — а настоящее, предполагающее прежде всего осмысление и осознание того, что было сделано, и, будучи сделано, разделило нас с Богом. В самом деле: действовать вместе с Богом означает действовать осознанно, не предполагая, а точно зная, чего Бог хочет от нас здесь и теперь, в той конкретной ситуации, в которой мы оказались.

Грех мешает такой ясности, и покаяние предполагает, что мы разберёмся в том, что нам мешает и откуда оно взялось. И только после этого можно говорить о какой-то возможности осознанного участия в истории. Конечно, масштаб участия бывает разный, но ведь всякий, осознанно действующий вместе с Богом по Его плану, в истории участвует. Какую роль сыграла в освобождении народа из плена молитва Даниила, ведомо одному Богу. Ясно одно: он был не игрушкой истории, а человеком Божьим. И потому — делал историю.

Свернуть
 
На Дан 9:4-10
4 И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: "Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! 5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; 6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. 7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. 8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою. 9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него 10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.
Свернуть
У каждого человека бывают моменты, когда он сознает, что грешен. Даниил говорит об общей вине, не отнекиваясь и не оправдываясь тем, что он не один согрешил....  Читать далее

У каждого человека бывают моменты, когда он сознает, что грешен. Даниил говорит об общей вине (Дан 9:5), не отнекиваясь и не оправдываясь тем, что он не один согрешил. И противопоставляет эти грехи не «чужому дяде», а святости, красоте Самого Бога. Даниил смотрит на Господа, очищаясь под Его милосердным взглядом. Который будет явлен миру в Иисусе.

Иисус тоже говорит о милосердии Бога, напоминая иудеям о ветхозаветных истинах. Но Он идет дальше: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», - призывая к действию и подражанию. Стих 38 кажется противоречивым, но так и выглядит милосердие Божие, Его закон. Во второй части стиха мы читаем о вечном неравенстве наших отношений с Богом, Он просто не может дать меньше – меньше, чем Его Воплощение, Любовь и Крест. Именно этими Его дарами мы и поверяем все, что делаем в мире.

Свернуть
 
На Дан 9:4-10
4 И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: "Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! 5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; 6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. 7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. 8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою. 9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него 10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.
Свернуть
Приведённая в книге молитва Даниила — типичный пример покаянной молитвы. Прежде всего в ней звучит то главное, без чего не бывает покаяния: страх Божий. Не страх наказания, которое можно получить от Бога за нарушение данных...  Читать далее

Приведённая в книге молитва Даниила — типичный пример покаянной молитвы. Прежде всего в ней звучит то главное, без чего не бывает покаяния: страх Божий. Не страх наказания, которое можно получить от Бога за нарушение данных Им заповедей, а осознание того, что сделано нечто могущее разрушить отношения с Ним, разрушить раз и навсегда. С этого, собственно, и начинается всякое покаяние.

До тех пор, пока человек уверен, что ничего катастрофического не произошло, что налицо лишь небольшое недоразумение, которое легко и просто исправить своими силами, настоящего покаяния ещё нет. Есть лишь осознание некоторых сделанных ошибок, которые, однако, человек легко может исправить, не обращаясь к Богу. Между тем, без обращения к Богу исправить в духовной жизни нельзя ничего. И не потому, что человек после падения стал совсем уж бессильным.

Конечно, после падения человек уже не тот, что раньше, но кое-что он всё-таки может. Дело в другом: в отношениях с Богом. Грех ведь не тем страшен, что он аморален и не нравится Богу. Ему многое в нас не нравится, но Он не бросает нас из-за этого. Грех страшен тем, что он ставит стену между человеком и Богом, отделяя нас от Него.

А сломать эту стену может лишь совместное встречное движение-усилие Бога и человека. Именно совместное — иначе ничего не получится. Ведь человек свободен, и отсутствие усилия с его стороны может означать лишь одно: человеку Бог безразличен, его вполне устраивает существующее положение вещей, он не собирается разрушать отделяющую его от Бога стену. В таком случае и Бог не будет её разрушать. Он не станет навязывать человеку ни Своего присутствия, ни Своего общения.

И второй очень важный момент: надежда на милосердие Божье. На то милосердие, которое неотделимо от любви и которое проявляется в готовности Бога сделать гораздо больше того, что грешник заслужил и на что он имеет право. Только при таком условии человек может на что-то рассчитывать. Надеяться на свои заслуги и качать права перед Богом — духовный тупик. И даже не потому, что у Бога заслуг в любом случае больше, а потому, что такая позиция ограничивает Его возможности.

Человек свободен, и если он согласен получить от Бога лишь заслуженное им или то, на что имеет право, он и получит ровно столько, сколько просит. И тогда уже пенять будет не на что — разве что на свою самонадеянность. Поэтому покаяние — это ещё и полнота доверия к Богу. Вопреки собственной греховности. И готовность получить от Него ничем не заслуженный подарок — освобождение от власти греха, которой подпал по собственной глупости и легкомыслию, а то и вполне сознательно. И не только этот подарок, но и ещё больший — полноту жизни Царства, без которой спасения нет.

Свернуть
 
На Дан 9:4-10
4 И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: "Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! 5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; 6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. 7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. 8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою. 9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него 10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.
Свернуть
Говоря о покаянии, мы порой подразумеваем под ним то, что с библейской точки зрения покаянием не является. Само...  Читать далее

Говоря о покаянии, мы порой подразумеваем под ним то, что с библейской точки зрения покаянием не является. Само слово «покаяние» мы понимаем чаще всего, как признание своей греховности и своего ничтожества с последующим непременным самобичеванием и робкими обещаниями впредь (если получится) исправиться и начать (если удастся) новую жизнь.

Между тем, и еврейское, и соответствующее ему греческое слово, переводимое на русский язык как «покаяние», означает «обращение». Стало быть, в покаянии главное не самобичевание и не обещания, и даже не осознание своего греха (которое, конечно, тоже необходимо), а решимость обратиться к Богу. Обратиться таким, какой есть, без желания как-то приукрасить ситуацию или «стать лучше» своими силами.

Конечно, желание выглядеть попрезентабельнее в глазах Божьих очень понятно, тут вовсе не обязательно речь должна идти о страхе наказания: в конце концов, в глазах того, кого любишь, всегда хочется выглядеть наилучшим образом, иногда даже лучшим, чем на самом деле. Только вот попытки эти бесполезны: Бог всё равно знает каждого из нас, как облупленного, Он видит нас насквозь, и скрыть от Него всё равно не удастся ничего.

Даниил и не пытается ничего от Него скрыть и как-то приукрасить ситуацию; обращаясь к Богу, он прямо говорит Ему: вся правда и вся праведность у Тебя, а у нас ничего, кроме наших грехов. Тут не самоуничижение, а простой, трезвый взгляд на себя, на свой народ и на свою историю. И — в то же время — надежда на то, что новая жизнь всё-таки возможна, возможна потому, что желание этой новой жизни есть не только лично у Даниила, но и у всего народа.

Так что же: одного желания новой жизни достаточно? Обо всех грехах прошлого можно забыть и не вспоминать о них? И да, и нет. Свои грехи и ошибки осознавать совершенно необходимо, прежде всего, для того, чтобы их не повторять. Но какой смысл казнить себя за них?

Богу не нужно наше самобичевание ни в каком виде и ни в какой форме, Он не садист, желающий как можно строже наказать грешника. Нам самим оно тоже не поможет: чтобы уйти от греха, нужно лишь понимание того, что произошло, и решимость больше так не поступать, — а остальное дело Божие, Он знает, как поддержать нашу готовность противостоять своим грехам. Главное — чтобы готовность эта была. Даниил понимает, что она есть. И обращается к Богу с просьбой о поддержке тех, кто готов отказаться от греховной жизни и следовать за Ним, избрав Его путь, путь, ведущий в жизнь.

Свернуть
 
На Дан 9:8
8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою.
Свернуть
Покаяние - это начало исцеления, это обращение к Богу за прощением и спасением. Поэтому, если нас волнует участь нашего народа, то нам следует проверять себя именно по этому стиху...  Читать далее

Покаяние — это начало исцеления, это обращение к Богу за прощением и спасением. Поэтому, если нас волнует участь нашего народа, то нам следует проверять себя именно по этому стиху. Есть ли стыд на наших лицах, не разучились ли мы испытывать стыд? А цари наши, а князи, а отцы наши? Не кажется ли вам, что в нашей стране многие проблемы связаны именно с этим?

Мы умеем даже свое бедственное положение сделать предметом гордыни. Россия находится на втором месте в мире по количеству убийств после ЮАР. Наша реакция? Как, разве не на первом?! Где же стыд на лицах наших, где наш вопль: «Согрешили мы пред Тобою»? Господь сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). А мы не только не обращаемся, но, кажется, уже забыли, что мы — грешники.

Свернуть
 
На Дан 9:18
18 Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.
Свернуть
Сейчас уже невозможно узнать, откуда взял автор Книги Даниила ту молитву об избавлении, которую он вложил в уста...  Читать далее

Сейчас уже невозможно узнать, откуда взял автор Книги Даниила ту молитву об избавлении, которую он вложил в уста своего героя. Вероятнее всего, она действительно восходит к концу пленной эпохи, ко времени проповеди Исайи Вавилонского, которая началась с провозвестия скорого крушения Вавилонской империи и освобождения народа Божия. Настрой молитвы очевидно покаянный: здесь звучит трезвая и самокритичная духовная оценка всей допленной эпохи, как эпохи всеобщего отступничества и нарушения данных Богом заповедей. Но есть и надежда на прощение, надежда, порождённая словами допленных пророков, обещавших, что плен — не навсегда, что настанет время, когда народ Божий раскается в своих грехах и обратится к Богу, став народом Божиим не только по названию, но и по сути, превратившись в общину верных, которой уже не страшно будет доверить землю, обещанную Богом ещё Аврааму.

Однако надежда эта связывается уже не с какими-то особыми правами или заслугами перед Богом, как бывало нередко в допленные времена, и даже не с тем, что Бога удастся как-то уговорить закрыть глаза на совершённые народом грехи. Речь идёт лишь о планах Божиих, о свидетельстве и антисвидетельстве, о том, что дом Божий, лежащий в руинах, заставляет окружающие народы думать, будто план Божий провалился, а история Его народа окончилась навсегда. На праведность больше рассчитывать не приходилось, оставалось надеяться лишь на снисхождение («милосердие») Божие, на то, что Бог, исполняя Свой замысел о мире, о Своём народе и о спасении, всё же не пренебрежёт теми, с кем возился столько времени, пытаясь сделать из них совершенный инструмент для реализации Своих планов.

Теперь народу оставался только один путь, путь полного предания себя в волю Божию, путь общины верных, для которой любая попытка свернуть с пути равнозначна исторической гибели, исчезновению, ассимиляции: ведь для исторических экспериментов, подобных тем, которые делались в допленную эпоху, попыткам устроить свою историческую судьбу без Бога, жить как все, уже не было ни душевных и физических сил, ни исторического времени. История уже выходила на финишную прямую: следующим великим событием в истории народа, по свидетельству пророков, должен был стать приход Мессии и наступление мессианского Царства.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).