Рассказ об Ионе в современной библеистике принято относить к притчам, смысл которых важнее, нежели фактическая достоверность упоминаемых в них событий и реалий. Всё же детали повествования неслучайны, они важны для понимания смысла притчи не меньше, чем подробности реального происшествия.
Трудно понять, почему пророк, призываемый Богом, уклоняется от Его повеления, если не учитывать, что ниневитяне в глазах Ионы не были обычными язычниками и грешниками. Они населяли столицу враждебного государства, на которое его соседи смотрели как на концентрированное воплощение мирового зла, подобное Третьему Рейху в разгар Второй Мировой войны. Иона и боится ниневитян, и ненавидит их, поэтому хочет уклониться от неожиданного поручения.
Почему Господь выбрал для такой миссии именно Иону, не сказано, должно быть, это не самое важное. Важнее то, что Господь способен обратиться к человеку в тот момент, когда он того не только не ожидает, но и считает себя непригодным для выполнения открытого ему предназначения. Обычно человек может делать выбор, следовать ли ему за Богом или уклониться. Но иногда, как в истории Ионы, Господь настаивает, чтобы поручение выполнил именно тот, кого выбрал Он, видящий способности и возможности человека лучше него самого.
Во время бури Иона спит. Трудно сказать, чего больше в его спокойствии: уверенности в благополучном исходе событий или же безалаберности. И только просьба капитана о молитве заставляет задуматься: не удалился ли Иона в сердце своём от Бога, если о необходимости молитвы ему напоминает человек посторонний, возможно, язычник?..