1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: 2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. 3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. |
4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. 5 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. 6 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. |
7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. |
Рассказ об Ионе в современной библеистике принято относить к притчам, смысл которых важнее, нежели фактическая достоверность упоминаемых в них событий и реалий. Всё же детали повествования неслучайны, они важны для понимания смысла притчи не меньше, чем подробности реального происшествия.
Трудно понять, почему пророк, призываемый Богом, уклоняется от Его повеления, если не учитывать, что ниневитяне в глазах Ионы не были обычными язычниками и грешниками. Они населяли столицу враждебного государства, на которое его соседи смотрели как на концентрированное воплощение мирового зла, подобное Третьему Рейху в разгар Второй Мировой войны. Иона и боится ниневитян, и ненавидит их, поэтому хочет уклониться от неожиданного поручения.
Почему Господь выбрал для такой миссии именно Иону, не сказано, должно быть, это не самое важное. Важнее то, что Господь способен обратиться к человеку в тот момент, когда он того не только не ожидает, но и считает себя непригодным для выполнения открытого ему предназначения. Обычно человек может делать выбор, следовать ли ему за Богом или уклониться. Но иногда, как в истории Ионы, Господь настаивает, чтобы поручение выполнил именно тот, кого выбрал Он, видящий способности и возможности человека лучше него самого.
Во время бури Иона спит. Трудно сказать, чего больше в его спокойствии: уверенности в благополучном исходе событий или же безалаберности. И только просьба капитана о молитве заставляет задуматься: не удалился ли Иона в сердце своём от Бога, если о необходимости молитвы ему напоминает человек посторонний, возможно, язычник?..
1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: 2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. 3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. |
4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. 5 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. 6 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. |
7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. |
Мы начинаем читать книгу пророка Ионы. Она очень отличается по форме от всех остальных пророческих книг. Это не произведение самого пророка, а скорее "мидраш", т.е. поучительный рассказ, подобный рассказам об Илии и Елисеи. События книги Иова потом будет неоднократно использовать в своих проповедях Иисус.
Одна из основных тем книги – это взаимоотношения Бога и его посланника, того, кого он избирает, чтобы донести свою волю до людей. Само имя Иона (переводе "голубь") напоминает нам сразу о птице, которую Ной выпускал из ковчега, чтобы найти землю и том, что голубь всегда являлся символом Святого Духа, утешителя данного нам.
Книга начинается с того, что Бог сообщает Ионе, куда и зачем он должен отправится. Пророк не просто отказывается, он бежит от Бога, пытаясь избежать исполнения подобного поручения. Он отказывается стать вестником беды и в то же время отказывается стать утешителем, который может указать путь к покаянию и полному изменению жизни. Тот факт, что на корабле к Ионе специально обращались с просьбой помолиться, означает, что он осознавал неправильность своих действий и даже перестал обращаться к Богу. Но весь мир сопротивляется греху пророка, буря не дает кораблю плыть и даже жребий, брошенный начальниками корабля, указывает на того, кто стал причиной случившихся несчастий.
7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. |
Сегодня от верующих часто можно услышать: это тебе за грехи, это Бог наказал. Но вряд ли любящий Бог наказывает. Сам Иисус говорит ученикам о слепорожденном: "ни он не согрешил, ни родители его, но..."
А как же Иона? Ведь получается, что Бог наказал его за непослушание? Вряд ли.
Сколько человек на земле живет "не своей" жизнью. Мы делаем что-то потому что "так надо", потому что этого требует чувство долга, обстоятельства, в конце концов - исполняем волю родителей. Иногда - мы следуем своим прихотям, не обращая внимание на наше глубинное желание, то, которое Бог, как маленькое зернышко, посеял в нашем сердце. У Бога есть воля о каждом из нас. Бог сотворил нас для счастья, и исполнение Его воли может сделать нас счастливыми. Даже если, как это будет с Ионой, это исполнение сопряжено с большими трудностями, внутренними и внешними.
Несчастья, происходящие с Ионой, не наказание за непослушание, а помощь в исполнении воли любящего Бога. На путях, далеких от пути, который приготовил для каждого из нас Господь, нас ждет опасность, а на пути исполнения воли Божией убраны камни, чтобы мы не спотыкались.
1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: 2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. 3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. |
4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. 5 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. 6 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. |
7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. 8 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? 9 И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. 10 И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. |
11 И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться. 12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. 13 Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них. 14 Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе! 15 И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. 16 И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты. |
В сегодняшнем чтении описана реальная схема поведения человека, который вдруг осознает, чего хочет от него Бог. Если это вообще первый раз, когда отдаешь себе отчет в реальности присутствия Бога и осознаешь меру четкости артикуляции Его желаний, то бегство может быть и более серьезным, чем у Ионы. С другой стороны, даже если это не первый и не второй раз, когда ты понимаешь, что дорога круто поворачивает и место, в которое она тебя приведет, совсем тебе не нравится, то, как бы не был ты предан и послушен, ты попытаешься свернуть в любую возможную сторону. Это даже не отказ — ты не можешь отказаться, потому что понимаешь, что так сказал Бог — это попытка не говоря «нет», избежать исполнения воли Бога. Но любой такой отказ человека, будучи понятен и всегда возможен, производит такое же воздействие на мироздание как землетрясение в 7-8 баллов. Ты сворачиваешь с пути, садишься на первый попавшийся корабль — и мир вокруг тебя трясет и грозит смертью всем, кто ни сном ни духом не подозревает, куда и от чего ты бежишь. Поняв причину всех катаклизмов такого рода, есть два варианта поведения. Во-первых, можно остаться жить в ките, в полной изоляции, в отвратительной гниющей помойке. Можно сказать: «что обещал, исполню», и кит выплюнет тебя туда, куда ты не хотел идти.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||