1 И продолжал Елиуй и сказал: 2 Выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные! 3 Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище. 4 Установим между собою рассуждение, и распознаем, что хорошо. 5 Вот, Иов сказал: "я прав, но Бог лишил меня суда. 6 Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины". 7 Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, 8 вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми? 9 Потому что он сказал: "нет пользы для человека в благоугождении Богу". 10 Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда, или у Вседержителя неправосудие. 11 Ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздает ему. 12 Истинно, Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда. 13 Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? 14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, — 15 вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах. |
16 Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай словам моим. 17 Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного? 18 Можно ли сказать царю: "ты нечестивец", и князьям: "вы беззаконники"? 19 Но Он не смотрит и на лица князей, и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его. 20 Внезапно они умирают; среди ночи народ возмутится, и они исчезают; и сильных изгоняют не силою. |
21 Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. 22 Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. 23 Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом. 24 Он сокрушает сильных без исследования, и поставляет других на их места; 25 потому что Он делает известными дела их, и низлагает их ночью, и они истребляются. 26 Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других, 27 за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его, 28 так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных. 29 Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека, 30 чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа. |
31 К Богу должно говорить: "я потерпел, больше не буду грешить. 32 А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду". 33 По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь. 34 Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня: 35 "Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом". 36 Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. 37 Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами, и еще больше наговорит против Бога. |
Елиуя, как и друзей Иова, возмущает, что Иов усомнился в справедливости судов Божьих. Слова Иова о том, что жизнь несправедлива и страдания и смерть суждены в ней и праведному, и беззаконному, для Елиуя звучат кощунственно. Следовательно, сам Елиуй находит жизнь в мире устроенной справедливо. Жизнь устроена правильно и Бог справедлив, утверждает Елиуй. Беззаконные и нечестивые не укроются от гнева Божьего; само мироустройство таково, что беззаконные гибнут, умирают внезапно.
Умозрительный характер этого рассуждения очевиден. Стон Иова о том, что люди страдают и гибнут независимо от вины, основан на реальном восприятии Иовом того, что происходит вокруг него. Может быть, само восприятие человека, представление о том, что хорошо и что плохо, искажено – но в рамках своего видения Иов честен. Елиуй же обиняками пытается сказать то же, что друзья Иова: в этой жизни праведник не страдает, а если страдает – значит, это не праведник. Евангелие, содержащее самое главное в библейском Откровении, говорит ровно обратное.
Дело, кажется, не в том, справедлив ли Бог; здесь, насколько можно судить, Елиуй прав, и путь беззакония не ведет человека к жизни. Мир, в котором живет человек, искажен грехом и не соответствует замыслу Творца. Поэтому Елиуй прав лишь отчасти: праведный суд Божий над беззаконными в жизни искажается, и мир более враждебен праведнику. Евангелист Иоанн напишет позже в своем Первом послании: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоан. 2:15,16). Персонажи книги Иова уверены, что все, что есть в мире – от Бога, и потому для них страдание без вины представляется абсолютно невозможным. Но если Елиуй и друзья Иова пытаются оспорить очевидное, то в уста самого Иова автор книги вкладывает более глубокую и более честную перед Богом позицию.
Но автор не только пророк, но и гениальный литератор, поэтому Елиуй в его книге – портрет с натуры. Религиозная среда век за веком выставляет таких персонажей, которых устраивает их собственная жизнь. По одной этой причине они готовы оправдать существующий порядок вещей и придумывают оправдания для Бога, Который якобы принимает его.
1 И продолжал Елиуй и сказал: 2 Выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные! 3 Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище. 4 Установим между собою рассуждение, и распознаем, что хорошо. 5 Вот, Иов сказал: "я прав, но Бог лишил меня суда. 6 Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины". 7 Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, 8 вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми? 9 Потому что он сказал: "нет пользы для человека в благоугождении Богу". 10 Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда, или у Вседержителя неправосудие. 11 Ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздает ему. 12 Истинно, Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда. 13 Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? 14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, — 15 вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах. |
16 Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай словам моим. 17 Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного? 18 Можно ли сказать царю: "ты нечестивец", и князьям: "вы беззаконники"? 19 Но Он не смотрит и на лица князей, и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его. 20 Внезапно они умирают; среди ночи народ возмутится, и они исчезают; и сильных изгоняют не силою. |
21 Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. 22 Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. 23 Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом. 24 Он сокрушает сильных без исследования, и поставляет других на их места; 25 потому что Он делает известными дела их, и низлагает их ночью, и они истребляются. 26 Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других, 27 за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его, 28 так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных. 29 Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека, 30 чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа. |
31 К Богу должно говорить: "я потерпел, больше не буду грешить. 32 А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду". 33 По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь. 34 Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня: 35 "Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом". 36 Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. 37 Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами, и еще больше наговорит против Бога. |
Продолжая свою речь, Элиу, как и друзья Иова, обличает страдальца в нечестии (ст. 2 – 9). Он осуждает Иова за то, что тот, по мнению Элиу, выступая против Бога, делает себя отступником (ст. 34 – 37). Таких обвинений Иову ещё слышать не приходилось. Почему же Элиу столь жёстко оценивает поведение Иова? Он, как и все остальные, участвующие в разговоре, исходит из того, что Бог обладает полной и абсолютной властью над сотворённым Им миром (ст. 13 – 15). Из этой безусловно верной предпосылки Элиу делает вывод о том, что Бог не может быть неправ или судить превратно (ст. 10 – 12), с чем опять-таки нельзя не согласиться. Впрочем, в этом с Элиу безусловно согласились бы и сам Иов, и его друзья. Но Элиу во всемогуществе Божием видит нечто близкое к произволу. Он не случайно сравнивает Его власть над человеком с властью земных правителей, которых невозможно остановить даже тогда, когда их действия кажутся или действительно являются несправедливыми (ст. 17 – 18). Бог Элиу не делает различия между великими и малыми, между богатыми и бедными не потому, что духовное состояние человека для Него важнее его социального положения, а потому, что люди Ему безразличны, и Он тасует земных правителей, как колоду карт, с лёгкостью заменяя одних другими, так что ни о каком суде ни над кем не может быть и речи (ст. 19 – 25).
Конечно, сам Элиу утверждает, что Бог поступает так с беззаконниками (ст. 26 – 30), но это утверждение в данном случае оказывается бездоказательным: ведь, если Бог не рассматривает поступки человека, как вдумчивый судья, если для Него все на одно лицо, как можно быть уверенным, что Его определения вообще соответствуют каким-то человеческим представлениям о праведности и греховности? Неудивительно, что рассчитывать на справедливую оценку своих поступков со стороны такого Бога человек не может, ему остаётся лишь с самого начала признать свою неправоту и умолять своего немилосердного Судью о снисхождении (ст. 31 – 33). Как видно, Элиу действительно глубоко пережил величие и силу Божию. Но это переживание, по-видимому, совершенно заслонило от него Божию справедливость. Бог пророков и мудрецов — не только Бог силы, но и Бог праведности, Он — источник блага и справедливости. Бог Элиу — только Бог силы, Он не источник блага и справедливости, Он выше их и, по сути, к ним безразличен. Бог пророков — источник нравственной нормы, и в этом смысле Он выше нравственности, Бог Элиу вообще внеморален. Именно такого Бога больше всего боялся встретить Иов; именно о таком Боге свидетельствует ему Элиу.
1 И продолжал Елиуй и сказал: 2 Выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные! 3 Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище. 4 Установим между собою рассуждение, и распознаем, что хорошо. 5 Вот, Иов сказал: "я прав, но Бог лишил меня суда. 6 Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины". 7 Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, 8 вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми? 9 Потому что он сказал: "нет пользы для человека в благоугождении Богу". 10 Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда, или у Вседержителя неправосудие. 11 Ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздает ему. 12 Истинно, Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда. 13 Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? 14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, — 15 вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах. |
16 Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай словам моим. 17 Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного? 18 Можно ли сказать царю: "ты нечестивец", и князьям: "вы беззаконники"? 19 Но Он не смотрит и на лица князей, и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его. 20 Внезапно они умирают; среди ночи народ возмутится, и они исчезают; и сильных изгоняют не силою. |
21 Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. 22 Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. 23 Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом. 24 Он сокрушает сильных без исследования, и поставляет других на их места; 25 потому что Он делает известными дела их, и низлагает их ночью, и они истребляются. 26 Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других, 27 за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его, 28 так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных. 29 Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека, 30 чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа. |
31 К Богу должно говорить: "я потерпел, больше не буду грешить. 32 А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду". 33 По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь. 34 Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня: 35 "Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом". 36 Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. 37 Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами, и еще больше наговорит против Бога. |
Продолжая свою речь, обращённую к Иову, Элиу повторяет мысль друзей Иова о том, что Бог праведен и Его суд бесспорен. С этим Иов и не спорит: он лишь хочет встречи с Богом лицом к лицу. Иов ищет именно суда, а не бессудной расправы, которой представляется ему то, что с ним происходит. И тут Элиу находит для Иова новый аргумент. Он говорит Иову: какого суда ты требуешь и ждёшь? Богу не надо вставать с тобой лицом к лицу, чтобы судить тебя. Он и так, издали, знает каждого и может оценить его жизнь и поступки. Если человек страдает и гибнет, значит, он грешник. Приговор суда ясен из самого хода событий.
И подсудимый должен не роптать, а принимать происходящее с ним именно как приговор, не требуя никакого суда и никаких дальнейших разбирательств: ведь суд уже совершён, бедствия и несчастья, случающиеся с человеком, и есть приговор. Требовать чего-то ещё, ожидать встречи с Богом лицом к лицу и тем более на ней настаивать — верх нечестия. Казалось бы, от харизмата Элиу странно было бы такое слышать: ведь он-то должен бы знать, что Бог недалёк от человека. Но в том-то и дело, что харизматический опыт, в отличие от собственно пророческого, не всегда ставит человека лицом к лицу с Богом. Встать с Богом лицом к лицу означает ощутить не только силу Его дыхания, но и отчётливость Его воли, Его конкретной интенции, обращённой к человеку. В харизматическом опыте такое бывает далеко не всегда.
Зачастую такой опыт связан как раз с переживанием реальности Божьего присутствия как силы Его дыхания, охватывающего человека, притом, что собственно Божьей воли пребывающий в экстазе харизмат может и не заметить. Так, конечно, бывает не всегда, но достаточно часто. Между тем, не замечая за Божьей силой Его воли, охваченный экстазом Божьего дыхания человек ничуть не сомневается в том, что Бог всегда и несомненно прав. Божью силу такой человек ощущает совершенно явственно, а экстатический опыт, с ней связанный, уверяет его, что ничего большего человеку и не надо. Зачем суд, когда достаточно одного Божьего присутствия?
А если Бог не отрывается человеку, или открывается так, что для человека это откровение становится наказанием, значит, человек сам виноват: ведь ему, харизмату, Бог открывается как сила благая и укрепляющая. Стало быть, он праведен, а тот, для кого всё иначе, кому от Бога нет радости, по-видимому, грешен. Отсюда простая логика представителей всех харизматических движений всех времён и народов: радуйся жизни с Богом, а если не можешь или жизнь не радует, ищи, в чём грешен, и кайся. Найдёшь и раскаешься — и Бог снова даст тебе радость. А кто не хочет так жить, тот нечестивец, не знающий Бога или сознательно бросающий Ему вызов.
1 И продолжал Елиуй и сказал: 2 Выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные! 3 Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище. 4 Установим между собою рассуждение, и распознаем, что хорошо. 5 Вот, Иов сказал: "я прав, но Бог лишил меня суда. 6 Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины". 7 Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, 8 вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми? 9 Потому что он сказал: "нет пользы для человека в благоугождении Богу". 10 Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда, или у Вседержителя неправосудие. 11 Ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздает ему. 12 Истинно, Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда. 13 Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? 14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, — 15 вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах. |
16 Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай словам моим. 17 Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного? 18 Можно ли сказать царю: "ты нечестивец", и князьям: "вы беззаконники"? 19 Но Он не смотрит и на лица князей, и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его. 20 Внезапно они умирают; среди ночи народ возмутится, и они исчезают; и сильных изгоняют не силою. |
21 Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. 22 Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. 23 Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом. 24 Он сокрушает сильных без исследования, и поставляет других на их места; 25 потому что Он делает известными дела их, и низлагает их ночью, и они истребляются. 26 Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других, 27 за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его, 28 так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных. 29 Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека, 30 чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа. |
31 К Богу должно говорить: "я потерпел, больше не буду грешить. 32 А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду". 33 По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь. 34 Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня: 35 "Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом". 36 Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. 37 Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами, и еще больше наговорит против Бога. |
Елиуй продолжает, и против многих его суждений возразить невозможно, хотя и не все из них бесспорны. (Почему, скажем, невозможно в случае необходимости обвинить царя и князей в нечестии и беззакониях? Тем более сам Елиуй допускает, что за нечестие Господь с них может строго спросить. Но, если сам Елиуй считает допустимым говорить за Бога, то почему другим людям нельзя говорить от своего имени?) Но трудно отделаться от впечатления, что кое в чём Елиуй передёргивает смысл речей Иова.
Слова Иова недопустимо рассматривать в отрыве от той ситуации и того душевного состояния, в которых они были произнесены. Елиуй повторяет вроде бы те же самые слова, которые совсем недавно произносил Иов, но вряд ли они оба произносили одни и те же слова с одинаковыми чувствами. За одинаковыми словами слишком часто кроется неодинаковый смысл.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||