Оба этих библейских текста, столь различные на первый взгляд, отражают единое жизнепонимание. Основа жизнепонимания Екклесиаста, пожалуй, в том, что в рамках земной жизни все, что кажется человеку ценным и значимым, на самом деле — суета и погоня за ветром. Екклесиаст ищет и не находит на земле ничего, к чему стоило бы...
Оба этих библейских текста, столь различные на первый взгляд, отражают единое
жизнепонимание.
Основа жизнепонимания Екклесиаста, пожалуй, в том, что в рамках земной жизни все, что
кажется человеку ценным и значимым, на самом деле — суета и погоня за ветром.
Екклесиаст ищет и не находит на земле ничего, к чему стоило бы привязаться сердцем, что могло
бы стать для человека источником счастья, источником жизни. Даже мудрость и умеренность, столь
ценимые древними, не дают нам ничего, кроме лишений, пусть даже и добровольных. Только в Боге
надеется Екклесиаст найти смысл; но Бог остается для него непостижимым и далеким. Приблизиться
к Нему едва ли возможно для человека.
Жизнепонимание Екклесиаста окрашено неизбывной печалью, потому что в этой жизни он за
всем прозревает страдание и пустоту. Книга заканчивается невысказанной надеждой на «день
тот», когда померкнут солнце и звезды, и этот земной мир придет к своему финалу.
«День Господень», «День суда», как называли его великие пророки Ветхого
завета, может быть, даст человеку какое-то понимание смысла бытия. Но свет этой надежды сокрыт
от Екклесиаста; написанная в период между возвращением из вавилонского плена и приходом
Христа, эта книга подводит своеобразный итог безнадежному, безрадостному и бессмысленному
существованию человека до Христа. Печаль Екклесиаста такова, что ничто земное не в силах
утолить ее, и в этом величайший реализм этой книги.
Основной смысл жизнепонимания, стоящий за словами Господа Иисуса Христа в Нагорной
проповеди, в том, что только Сам Бог может быть ответом на все наши вопросы. Единственное, что
может быть целью и смыслом человеческой жизни — Сам Бог. Не что-то исходящее от
Него, не земная жизнь сама по себе, ни даже вечность не могут утолить жажду, звучащую в словах
Екклесиаста. Только Бог… И самое главное, что возвестил людям Господь Иисус — то,
что Бог пришел к нам, чтобы дать нам смысл, радость и жизнь. Даже страдание становится для нас
не просто симптомом смертности, но местом встречи с Непостижимым. Дела милосердия и исполнение
закона, кротость и отказ от насилия, сама любовь к людям — все обретает смысл только
потому, что здесь мы находим Бога. «Приблизилось к вам Царство Небесное»,
— не раз повторяет Господь в Евангелии. То Царство, где жизнь обретает смысл, то,
ради чего стоило бы жить, недоступно для нас — но это Царство само приблизилось к
нам по великой любви Божьей.
Во Христе человек обретает то, что искал и не находил Екклесиаст. Но ни в чем, кроме Него,
этого найти нельзя — в этом сходятся и книга Екклесиаста, и Нагорная проповедь.
Конечно, этот ответ вынужденно краток и, скорее всего, неполон. Если так же кратко ответить на
второй Ваш вопрос, получится примерно следующее: Цель нашей жизни — Сам Бог,
Личность, Кого можно любить, искать, постигать и Кому можно доверять. Одновременно цель нашей
жизни — исполнить замысел Бога о нас: нести в тварный мир Его любовь, служить
созидательным началом в мире. Это возможно для нас только вместе с Богом, сами по себе мы
ничего кроме хаоса создать не можем. Два эти аспекта цели нашей жизни соединяются в
возможности быть в этом мире присутствием Бога, Храмом Святого Духа, как выражается апостол
Павел.
Смысл жизни, таким образом, сокрыт в Самом Всемогущем. Как говорил, обращаясь к Богу,
блаженный Августин, великий христианский мыслитель конца 4 — начала 5 в., «Ты
создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе». Сам Господь
Иисус Христос выразил эту тайну словами обращенной к Отцу молитвы: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Любовь, соединяющая нас с Богом до самых глубин
нашего и Его естества — вот, пожалуй, смысл нашей жизни. Ценность же человеческой
жизни я бы измерил любовью Бога к каждому из нас. Мы немощны, пусты и бесплодны; жизнь наша
часто кажется нам самим никчемной. Но Бог любит нас не потому, что мы хороши, а потому, что
Он — Бог. И мы ценны не потому, что мы хороши, а потому, что любимы Им.
Вряд ли этот ответ может претендовать на полноту и объективность. Но, надеюсь, он
достаточно прям. Практика показывает, что в нем таится удивительная сила жизни; кроме того,
важно иметь в виду, что когда мы встречаем Бога, вопросы исчезают. Не то, чтобы мы получали
ответы, — но наступает момент, когда забываешь о вопросах и начинаешь жить, потому
что Бог Сам — ответ на все.