«Ревность до конца». А почему иногда иссякает наша ревность? И чем сильнее была ревность, тем порой быстрее она иссякает. И наблюдать подобное осушение бывает очень грустно. Причина этого проста и мы все хорошо ее знаем: ревность иссякает тогда, когда имеет своим источником самого человека, а не Бога, когда она подогревается гордыней, самолюбованием и подобными вещами. Все это дает силы для подвига на какое-то время, но потом неизбежно человек встает перед проблемой: он ощущает себя подвижником, а мир им не восхищается, не поклоняется ему и вообще отвечает ему мелкими и крупными пакостями, да и от Бога особых благодеяний не видать – вот и нет былой ревности. Но подумаем вот еще о чем. Для чего нужны четки? Ведь мы можем молиться Иисусовой молитвой без счета и богородичное правило легко читать по пальцам, так зачем нам четки? Мы сплетаем своего рода венок Богородице – этот образ понятен, но все же он не исчерпывающ. Ибо в четках есть эта бесконечность круга. Пусть количество молитв не бесконечно, круг, в отличие от отрезка, каковым предстает молитва без счета, бесконечен, так как не имеет конца. В картине не должно быть белых пятен и в нашей жизни не должно быть белых пятен, и в молитве не должно быть конца, и в служении, и в ревности не должно быть конца до конца, ибо конец должен быть началом. «Но все в себя вмещает человек, который любит мир и верит в Бога» (Н. Гумилев, «Фра Беато Анжелико») – вот это вмещение в себя всего (без конца и начала) и есть символ круга, венка, четок. Любит мир – и ревность его не прекращается, потому что он любит мир, а не себя, и верит в Бога, ибо Он является источником его ревности. А вообще некоторым «ревнителям» можно напомнить одно выражение Козьмы Пруткова: «если у тебя есть фонтан (чрезмерного благочестия, например – прим.), заткни его, дай отдохнуть и фонтану». И тогда быть может, мы найдем тот источник, который не перестает… тогда не перестанет и наша ревность.