Когда речь идёт о союзе-завете с Богом, у человека или у народа, такой союз заключающего, почти всегда возникает вопрос: а в чём же он, этот союз? В чём его суть и смысл?
При этом подразумеваются некие результаты, плоды, нечто такое, что зримо и ощутимо скажет: да, Бог действительно со мной (с нами) в союзе. В случае Авраама речь шла о земле, которой, правда, предстояло овладеть не самому Аврааму, а его потомкам. Но звучит и нечто более важное. Бог говорит Аврааму: главный результат заключаемого союза — Я Сам.
Многих из нас сегодня такой ответ разочаровал бы: ведь он бы означал, что нам придётся исполнять свои религиозные обязанности, ничего не получая взамен. Авраама же он, наоборот, обрадовал: ведь ещё раньше Бог назвал ему Себя именем Эль-шадай, что означает «Бог силы». Речь шла о силе, которая лежит в основе мироздания, владеющий ею владеет миром. Неудивительно, что, когда Бог пообещал Аврааму, что основой союза станет Он Сам, Авраама это обрадовало: для него речь шла не об обрядах и ритуалах, а о реальном присутствии в его жизни Бога, Которому подвластен весь мир.
Между тем, всякий настоящий союз с Богом может быть только таким. Бог может, конечно, закрепить отношения, даровав в знак Своего полного доверия что-нибудь тому или тем, с кем союз заключён; но основой союза, главным его смыслом всё равно остаются сами отношения. Любые дары — лишь следствие, отношения человека с Богом в этом смысле похожи на отношения между людьми. Чем был бы подарок в отсутствие отношений? Подношением или взяткой, не более того.
С Богом такое, разумеется, невозможно, поэтому Ему ничего нельзя принести и от Него ничего нельзя получить, если человека или народ не связывают с Ним глубокие и доверительные отношения. А если они есть, заключивший союз приобщается к той Божьей силе, которая правит миром. Сила Божия, дыхание Божие и есть главные дары: ведь они открывают человеку главное, что Бог может ему дать: Своё Царство.