31 заключи2 по1лкъ се1й руко1ю людjй твои1хъ ї}лz,
и3 да постыдsтсz њ си1лэ и3 ко1нницэ свое1й:
|
32 дaждь и5мъ боsзнь и3 растaй де1рзость си1лы
и4хъ, и3 да поколе1блютсz сотре1ніемъ свои1мъ:
|
33 низложи2 и5хъ мече1мъ лю1бzщихъ тS, и3 да восхвaлzтъ
тебе2 вси2 вёдущіи и4мz твое2 въ пёснехъ.
|
34 И# состaвиша брaнь, и3 падо1ша t полкA лmсjи
до пzти2 ты1сzщъ муже1й, и3 падо1ша пред8 ни1ми.
|
35 Ви1дz же лmсjа своегw2 њполче1ніz бы1вшее бэжaніе,
ґ їyдину бы1вшую де1рзость, и3 ћкw гото1ви сyть
и3ли2 жи1ти, и3ли2 ўмре1ти хрaбрw, tи1де во
ґнтіохjю и3 собирaше чужди1хъ во1євъ: и3 ўмно1живъ
бы1вшее во1инство, ўмы1сли пaки пріити2 на їуде1ю.
|
36 Рече1 же їyда и3 брaтіz є3гw2: се2, сотре1ни
сyть врази2 нaши, взы1демъ нн7э њчи1стити с™†z
и3 њбнови1ти.
|
37 И# собрaсz ве1сь по1лкъ и3 взыдо1ша на го1ру сіHнъ:
|
38 и3 ви1дэша с™ы1ню њпустоше1ну, и3 же1ртвенникъ
њскверне1нъ, и3 вратA сожжє1на, и3 въ притво1рэхъ
возрасто1ша дре1віе ѓки въ дубрaвэ, и3ли2 ѓки
во є3ди1нэй t го1ръ, и3 пастофHріа разбіє1на.
|
39 И# растерзaша ри6зы сво‰ и3 плaкаша плaчемъ
ве1ліимъ, и3 возложи1ша пе1пелъ на главы6 сво‰,
|
40 и3 падо1ша лице1мъ на зе1млю, и3 воструби1ша трyбнымъ
знaменіемъ, и3 возопи1ша на нб7о.
|
41 ТогдA повелЁ їyда мужє1мъ рaтовати сyщихъ
въ краегрaдіи, до1ндеже њчи1ститъ с™†z.
|
42 И# и3збрA свzще1нники непорHчны воли1тєли зако1на
б9іz:
|
43 и3 њчи1стиша с™†z и3 tверго1ша кaменіе њскверне1ніz
въ мёсто нечи1сто:
|
44 и3 совётоваша њ же1ртвенницэ всесожже1ніz њскверне1нэмъ,
что2 є3мY сотворsтъ:
|
45 и3 нападе2 и5мъ совётъ блaгъ разори1ти є3го2,
да не когдA бyдетъ и5мъ въ поноше1ніе, ћкw њскверни1ша
є3го2 kзы1цы. и3 разори1ша же1ртвенникъ,
|
46 и3 положи1ша кaменіе на горЁ хрaма на мёстэ
прили1чнэмъ, до1ндеже пріи1детъ прbро1къ tвэщaти
њ ни1хъ:
|
47 и3 взsша кaменіе цёло по зако1ну и3 создaша
же1ртвенникъ но1въ по пре1жнему.
|
48 И# создaша с™†z и3 вс‰ ±же внyтрь хрaма,
и3 притво1ры њсвzти1ша,
|
49 и3 сотвори1ша сосyды с™ы6z нHвы, и3 внесо1ша
свэти1льникъ и3 же1ртвенникъ всесожже1ній и3 fmміaмwвъ
и3 трапе1зу во хрaмъ,
|
50 и3 кади1ша на же1ртвенницэ, и3 возжго1ша свэти1льники,
±же на подсвёщницэ, и3 свэтsху во хрaмэ,
|
51 и3 положи1ша на трапе1зэ хлёбы и3 простро1ша
катапет†смы, и3 скончaша вс‰ дэлA, ±же творsху.
|
52 И# ѕэлw2 рaнw востaша въ пsтый и3 двадесsтый
де1нь мцcа девsтагw: се1й мцcъ хасле1vъ, сто2 четы1редесzть
nсмaгw лёта.
|
53 И# принесо1ша же1ртву по зако1ну на nлтaрь
всесожже1ній но1вый, є3го1же сотвори1ша:
|
54 по вре1мени и3 по дни2, во1ньже њскверни1ша є3го2
kзы1цы, во њ1нъ њбнови1сz въ пёснехъ и3 гyслехъ
и3 кінv1рэхъ и3 въ кmмвaлэхъ.
|
36 "Взойдем и обновим святилище" - храм был центром религиозной жизни, вне которого не было возможности исполнить все предписания Закона. Вот почему восстановление культа в храме было одной из первых забот повстанцев (ср 1 Макк 2:7; 1 Макк 3:43; 2 Макк 13:11). Святилище, разграбленное и оскверненное язычниками (1 Макк 1:21сл, 1 Макк 1:54), было очищено и освящено после первых же побед. Его восстановлению благоприятствовала и смерть Антиоха Епифана, которую автор датирует ошибочно, полагая, что она имела место после похода Маккавеев против соседних народов (1 Макк 5). Святость храма с большой силой утверждается в 2 Макк 3:12; 2 Макк 5:15; 2 Макк 13:11; 2 Макк 15:18; 2 Макк 15:37.
46 В этой книге несколько раз говорится о прекращении пророчеств (1 Макк 9:27; 1 Макк 14:41; ср Пс 73:9; Пс 76:9; Плач 2:9; Иез 7:26).
52 В декабре 164 г., в третью годовщину осквернения храма, т.е. первого жертвоприношения Зевсу (ср 1 Макк 1:59).
Повествование 1 кн Маккавейской охватывает 40 лет — от воцарения Селевкида Антиоха Епифана в 175 г до смерти Симона Маккавея, происшедшей в 134 г до Р.Х. Книга была написана по-еврейски, но сохранилась только в греч переводе. Автор ее по всем имеющимся данным — палестинский еврей, писавший не раньше 134 г, но до 63 г — года взятия Иерусалима Помпеем. Книга представляет определенную ценность для изучения истории того времени, однако следует иметь в виду, что свящ писатель, подражая форме древних израильских летописей, считает своей главной целью чисто религиозную интерпретацию событий. Несчастья своего народа он рассматривает как наказание за грехи, а успехи объясняет помощью Божией. Перед нами — иудей, ревнующий о вере в Бога Израилева и знающий, что борьба между языч. влиянием и отеческими обычаями ведется за торжество истинного богопочитания. Поэтому он выступает как решительный противник эллинизации и восхищается героями, боровшимися за Закон и за Храм, отвоевавшими народу религиозную свободу, и затем — национальную независимость. Он — летописец борьбы, спасшей иудейство, миссией которого было передать человечеству Откровение.
Книги Маккавейские (1 и 2) не вошли в евр канон Писания, но они находятся в LXX и Западная Церковь признала их богодухновенными (второканоническими). В них описывается борьба евр народа против Селевкидов за религиозную и политическую независимость. Название книг происходит от прозвища Маккавей (евр «мак-кави» — молот), данного Иуде, герою этой борьбы (1 Макк 2:4), и затем распространенного на его братьев. Последние строки книги (1 Макк 16:23-24) указывают, что она была написана не раньше конца царствования Иоанна Гиркана, вернее вскоре после его смерти, около 100 до Р.Х.
36 Очистить и обновить святилище. — Первое — καθαρίσαι — состоит в том, чтобы удалить все языческое и оскверненное языческим употреблением (43-46), второе — ἐγκαινίσαι — заменить все новым и освященным для богослужебного употребления особою жертвою и молитвою освящения (ст. 47-55).
37 Взошли на гору Сион — т. е. на гору храма, см. к 1:33.
38 Описание опустошения храма: жертвенник осквернен — через устроение на нем языческого алтаря, 1:54; ворота сожжены — это было отчасти при нападении на город главного начальника податей, 1:31, ср. 2 Макк 1:8, а по 2 Макк 8:33 — собственно при другом нападении некоего Каллисфена; хранилища разрушены — эти хранилища предназначались частью для хранения храмовых принадлежностей, частью служили местами собрания для служителей и посетителей храма.
41 В то время как происходило это очищение храма, особый отряд осаждал засевших в крепости сирийцев, чтобы они не могли помешать очищению.
46 Пока придет пророк — здесь имеется в виду не Мессия, но вообще какой-либо из посланных Богом пророков, который, как таковой, мог бы им возвестить волю Божию относительно употребления камней жертвенника. Это замечание показывает, подобно 14:41, что тогда не было уже пророков, и именно не было довольно долгое время, 9:27 — со смерти Малахии, с которым, по согласному свидетельству иудейской синагоги, пророчество в Израиле погасло.
47 Камни целые, по закону, т. е. нетесаные, согласно Исх 20:25; Втор 27:6.
48 Устроили святыни и внутренние части храма, т. е. починили, исправили все их повреждения и недостатки.
52 25-й день месяца хаслева, 148 года = 165 г. до Р. Х. (ср. к 1:54).
53 Принесли жертву по закону, т. е. предписанную в законе утреннюю жертву (Исх 29:38-42; Чис 28:3-7). Эта жертва, как все установленные для новомесячий и праздничных дней, соединялась обыкновенно с жертвой за грех (Чис 28:15,22,30 и далее). Так как в Моисеевом законе нет особой жертвы для очищения и освящения алтаря, то последнее совершилось вместе с очищением священников, через окропление жертвенною кровью, по Лев 8:15.
54 С песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами — ср. 1 Пар 16:42.
Обновление и очищение храма и жертвенника совершилось «в тот самый день», в который некогда произошло и осквернение, т. е. 25 хаслева. Это совпадение отмечают также — 2 Макк 10:5 и Иосиф Флавий в Иуд. древн. XII, 7, §6.
Промежуток времени от осквернения до очищения исчисляется в 3 года (ср. 1:54-4:52); двухгодичное время, указываемое для сего в 2 Макк 10:3, — должно быть признано неправильным.
Стройное хронологическое течение священного кодекса и более или менее связное, исторически-последовательное содержание его книг — после книг Неемии и пророка Малахии — внезапно нарушается крупным пробелом в несколько столетий (440-175 г. до Р. Х.), не нашедших себе достойного увековечения в священных книгах. С 175 года книги Маккавейские1 снова продолжают изложение событий священного характера для ветхозаветного человечества и доводят его до 135 г. до Р. Х., после чего ветхозаветный кодекс вновь обрывается совершенно, уступая место священным книгам кодекса новозаветного, начинающегося евангельскими повествованиями о рождестве Спасителя мира.
Наименование свое Маккавейские книги заимствовали от прозвания, первоначально усвоенного 3-му сыну священника Маттафии — Иуде — Маккавей, что значит молот (בֽקוַמ), за его выдающееся геройство и успехи в борьбе с врагами иудеев (Maccabei 1 2:4 — Ιουδας ὁ καλούμενος Μακκαβαι̃ος; ср. Ιουδας Μακκαβαι̃ος — 66 ст.; Maccabei 1 3:1; Maccabei 1 5:24; Maccabei 1 8:20 и др. Во 2-ой Маккавейской книге во многих местах (Maccabei 1 8:5.16) прямо ὁ Μακκαβαι̃ος, и даже просто Μακκαβαι̃ος — Maccabei 1 10:1, как встречается и в Maccabei 1 5:34). — От этого прозвища Иуды получило такое наименование «Маккавеев» и все семейство братьев Иуды, и само движение, вызванное и руководимое ими, стало известно под названием борьбы или эпохи «Маккавеев».
Под именем «Маккавейских» в Библии имеются три книги, признаваемые неканоническими.
Первая книга Маккавейская, передав вкратце обстоятельства воцарения Антиоха Епифана на сирийском престоле, повествует о тяжких гонениях этого безбожника на верное Богу иудейство и о геройской борьбе за свою веру и свободу последовательно всего семейства Маккавеев, начиная Маттафиею, родоначальником этой фамилии, и кончая Симоном, т. е. от 175-135 г. до Р. Х. (Маттафия, Maccabei 1 1-2; Иуда, Maccabei 1 3:1-9:22; Ионафан, Maccabei 1 9:23-12:53; Симон, Maccabei 1 13-16).
По свидетельству Оригена и блаж. Иеронима, эта книга написана первоначально на еврейском наречии. Свидетельство первого (у Евсевия, Церк. истор. VI, 25) таково: «ἔξω τούτοω (т. е. кроме этих, канонических книг Ветхого Завета) ἐστὶ τὰ Μακκαβαικά 2 , ἅπερ ἐπιγέγραπται Σαρβὴθ Σαρβανὲ ἔλ» — (евр. לא ינב ךֹש טיברׁש, т. е. «владычество», или «История князей сынов Божиих»). — Блаж. Иероним в своем свидетельстве (prolog. galeat.) называет в числе книг, не принадлежащих к канону, только две Маккавейские книги, и при этом замечает: Machabaeorum primum librum hebraicum reperi; secundus graecus est, quod ex ipsa quoque phrasi probari potest. — Обе книги находятся уже в Италийском кодексе, и из него перешли в Вульгату, так что блаж. Иероним не переводил их вновь.
Время написания книги. Время написания книги приблизительно может быть указано — в конце жизни первосвященника Иоанна, преемника Симона. Это следует из пометки самого писателя в конце книги, где он, дойдя до истории Иоанна, отсылает читателя к книге дней первосвященства его, не упоминая о его смерти, но перечисляя — «и войны его, и мужественные подвиги его, славно совершенные, и сооружение стен, им воздвигнутых, и другие деяния его... с того времени, как сделался он первосвященником после отца своего» — (Maccabei 1 16:23-24).
Перевод на греческий язык еврейского оригинала, несомненно, был сделан вскоре же после появления оригинала. Сделанный довольно вольно от оригинала и по-видимому столь же авторитетным лицом, этот перевод вытеснил собою даже оригинал, войдя вместо него и в греческий канон. Иосиф Флавий, известный иудейский историк, пользовался для своего классического труда исключительно переводным текстом.
Писатель книги (как и переводчик) точно неизвестен. Вероятно, это был палестинский иудей, близко стоявший к описываемым лицам и событиям, имевший возможность при написании книги пользоваться не только личными впечатлениями и воспоминаниями, но и официальными документами того времени. Это самое — ставит подлинность и историческую достоверность описываемых событий вне всякого сомнения, тем более, что обо всем том и совершенно согласно повествуют и другие — сирийские и греческие историки (особенно — Полибий), излагая события времен царей сирийских.