5 И# пріидо1ша къ немY вси2 мyжіе беззако1нніи и3
нечести1віи t ї}лz, и3 ґлкjмъ предвождaше и5хъ,
хотsй жре1чествовати:
|
6 и3 њклеветaша людjй пред8 царе1мъ, глаго1люще:
погуби2 їyда и3 брaтіz є3гw2 всёхъ другHвъ
твои1хъ и3 нaсъ расточи2 t земли2 нaшеz:
|
7 нн7э ў2бо посли2 мyжа, є3мyже вёриши,
да и4детъ и3 ви1дитъ и3стреблє1ніz вс‰, ±же
сотвори2 нaмъ и3 странЁ цaрстэй, и3 да мyчитъ
и5хъ и3 всёхъ помогaющихъ и5мъ.
|
8 И# и3збрA цaрь вакхjда дрyга цaрска, и4же
госпо1дствоваше њб8 nнY странY рэки2, и3 вели1каго
въ цaрствэ и3 вёрна царе1ви,
|
9 и3 послA є3го2 и3 ґлкjма нечести1ваго, и3 ўстaви
є3мY жре1чество, и3 повелЁ є3мY сотвори1ти
tмще1ніе въ сынёхъ ї}левыхъ.
|
10 И# tидо1ша и3 пріидо1ша съ си1лою ве1ліею въ
зе1млю їyдину: и3 послA вёстники ко їyдэ и3
брaтіи є3гw2 словесы2 ми1рными съ ле1стію.
|
11 И# не внsша словесє1мъ и4хъ: ви1дэша бо, ћкw
пріидо1ша съ си1лою ве1ліею.
|
12 И# собрaшасz ко ґлкjму и3 вакхjду собр†ніz
кни6жникъ и3зыскaти прaвєднаz.
|
13 И# пе1рвіи ґсіде1є бёху въ сынёхъ ї}левыхъ,
и3 и3скaху t ни1хъ ми1ра.
|
14 Реко1ша бо: человёкъ жре1цъ t сёмене ґарHнz
пріи1де въ си1лахъ и3 не и3з8wби1дитъ нaсъ.
|
15 И# глаго1ла съ ни1ми словесA ми6рна и3 клsтсz
и5мъ, глаго1лz: не воздaмъ вaмъ ѕл†z, ниже2 другHмъ
вaшымъ. и3 вёроваша є3мY.
|
16 И# поимA t ни1хъ шестьдесsтъ муже1й и3 ўби2
и5хъ во є3ди1нъ де1нь по словесёхъ, ћкоже пи1сано
є4сть:
|
17 плHти прпdбныхъ твои1хъ и3 крHви и4хъ проліsша
њ1крестъ їеrли1ма, и3 не бЁ погребazй и5хъ.
|
18 И# нападе2 стрaхъ и4хъ и3 тре1петъ на вс‰ лю1ди,
ћкw реко1ша: нёсть въ ни1хъ и4стины и3 судA:
преступи1ша бо ўставле1ніе и3 клsтву, є4юже
клsшасz.
|
19 И# воздви1жесz вакхjдъ t їеrли1ма и3 њполчи1сz
въ визе1fэ, и3 послA и3 ћтъ мно1гихъ tступи1вшихъ
t негw2 муже1й и3 нёкіихъ t людjй, и3 заклA
и5хъ, (и3) въ клaдzзь вели1къ (вве1рже):
|
20 и3 вручи2 странY ґлкjму и3 њстaви си1лу въ
по1мощь є3мY: и3 tи1де вакхjдъ ко царю2.
|
21 И# подвизaшесz ґлкjмъ њ ґрхіере1йствэ.
|
22 И# собрaшасz къ немY вси2 возмущaющіи лю1ди
сво‰, и3 њдержaша зе1млю їyдину, и3 сотвори1ша
ћзву вели1ку во ї}ли.
|
23 И# ви1дэ їyда вс‰ ѕл†z, ±же сотвори2 ґлкjмъ,
и3 и5же съ ни1мъ бsху, сынHмъ ї}лєвымъ пaче
kзы1кwвъ.
|
24 И# и3зы1де во вс‰ предёлы їудє1йскіz по њ1крестъ
и3 сотвори2 tмще1ніе на муже1хъ tто1ргшихсz, и3
престaша ходи1ти во странY.
|
25 є3гдa же ўви1дэ ґлкjмъ, ћкw ўкрэпи1сz
їyда и3 и5же съ ни1мъ, и3 познA, ћкw не мо1жетъ
противостоsти и5мъ, и3 возврати1сz ко царю2 и3 њклеветA
и5хъ лукaвнэ.
|
26 И# послA цaрь нікано1ра, є3ди1наго t нач†льникъ
свои1хъ слaвныхъ, и3 ненави1дzщаго и3 враждyющаго
на ї}лz, и3 повелЁ є3мY и3зби1ти лю1ди.
|
27 И# пріи1де нікано1ръ во їеrли1мъ съ си1лою вели1кою
и3 послA ко їyдэ и3 брaтіи є3гw2 съ ле1стію
словесы2 ми1рными, глаго1лz:
|
28 да не бyдетъ брaнь междY мно1ю и3 вaми: пріидY
съ м{жи мaлыми, да ви1жду лицA в†ша съ ми1ромъ.
|
29 И# пріи1де ко їyдэ, и3 поздравлsху дрyгъ дрyга
ми1рнw: и3 во1ини ўгото1вани бsху восхи1тити їyду.
|
30 И# познaсz сло1во їyдэ, ћкw съ ле1стію пріи1де
къ немY: и3 ўстраши1сz t негw2 и3 не восхотЁ
ктомY ви1дэти лицA є3гw2.
|
31 И# познA нікано1ръ, ћкw tкры1сz совётъ
є3гw2, и3 и3зы1де во срётеніе їyдэ брaнію бли1з8
харфарсарaма.
|
32 И# падо1ша t сyщихъ при нікано1рэ ћкw пsть
ты1сzщъ муже1й, и3 бэжaша во грaдъ давjдовъ.
|
33 И# по словесёхъ си1хъ взы1де нікано1ръ на го1ру
сіHнъ: и3 и3зыдо1ша t їере1євъ t с™ы1хъ и3
t старёйшинъ людски1хъ поздрaвити є3го2 ми1рнw
и3 показaти є3мY всесожже1ніе приноси1мое за царS.
|
34 И# поругaсz и5мъ и3 посмэsсz и5мъ, и3 њскверни2
и5хъ и3 глаго1ла го1рдw.
|
35 И# клsтсz съ ћростію, рекjй: ѓще не предaстсz
їyда и3 во1ини є3гw2 въ рyки мо‰ нн7э, и3 бyдетъ,
є3гдA возвращyсz въ ми1рэ, сожгY хрaмъ се1й.
и3 и3зы1де съ ћростію ве1ліею.
|
36 И# внидо1ша жерцы2 и3 стaша пред8 лице1мъ nлтарS
и3 хрaма и3 плaчуще реко1ша:
|
37 ты2, гDи, и3збрaлъ є3си2 хрaмъ се1й, нарещи1сz
и4мени твоемY въ не1мъ, да бyдетъ хрaмъ моли1твы
и3 проше1ніz лю1демъ твои6мъ:
|
38 сотвори2 tмще1ніе на человёцэ се1мъ и3 на
во1ехъ є3гw2, и3 да падyтъ мече1мъ: помzни2 хулє1ніz
и4хъ и3 не дaждь и5мъ њбитaлища.
|
39 И# и3зы1де нікано1ръ t їеrли1ма и3 њполчи1сz
въ веfwрHнэ и3 срёте є3го2 си1ла сv1рска.
|
40 І3yда же прибли1жисz во ґдaсу съ тремS ты1сzщьми
муже1й. и3 помоли1сz їyда и3 рече2:
|
41 и5же по1слани бsху t царS ґссmрjйскагw
(сеннахирjма), гDи, є3гдA похyлиша тS, и3зы1де
ѓгг7лъ тво1й и3 порази2 t ни1хъ сто2 џсмьдесzтъ
пsть ты1сzщъ:
|
42 тaкw сокруши2 њполче1ніе сіе2 пред8 нaми дне1сь,
и3 да познaютъ про1чіи, ћкw ѕло2 глаго1ла на с™†z
тво‰, и3 суди2 є3мY по ѕло1бэ є3гw2.
|
43 И# сотвори1ша во1ини брaнь въ третійнaдесzть
де1нь мцcа ґдaра, и3 сотре1сz њполче1ніе нікано1рово,
и3 паде2 сaмъ пе1рвый во брaни.
|
44 є3гдa же ўви1дэша вHи є3гw2, ћкw паде2
нікано1ръ, пове1ргше nр{жіz сво‰ бэжaша.
|
45 И# гнaша и5хъ пyть дне2 є3ди1нагw t ґдaса,
до1ндеже пріити2 въ гази1ръ, и3 трубaми труби1ша в8слёдъ
и4хъ со знаме1нами.
|
46 И# и3зыдо1ша t всёхъ се1лъ їуде1йскихъ њ1крестъ
и3 заключи1ша и5хъ рогaми, и3 возвращaхусz тjи
къ ни6мъ и3 падо1ша вси2 мече1мъ, и3 не њстA t
ни1хъ ни є3ди1нъ.
|
47 И# взsша кwры1сти и4хъ и3 плёнъ, и3 главY
нікано1рову tсэко1ша, и3 десни1цу є3гw2, ю4же
простре2 го1рдw, и3 принесо1ша и3 повёсиша проти1ву
їеrли1ма.
|
48 И# возвесели1шасz лю1діе ѕэлw2, и3 сотвори1ша
де1нь то1й де1нь весе1ліz вели1кагw,
|
49 и3 ўстaвиша прaздновати на всsко лёто
де1нь то1й третійнaдесzть мцcа ґдaра.
|
50 И# ўмолче2 землS їyдина на дни6 м†лы.
|
8 "По ту сторону реки" - территория, простирающаяся от Евфрата до Египта.
9 Алким, потомок Аарона, перешел на сторону Селевкидов (ср ст 1 Макк 7:12).
49 13 Адар 151 г. Селевкидской эры соответствует концу марта 160 г. до Р.Х. Этот праздник назывался "Днем Никанора" (ср 2 Макк 15:36). Его перестали праздновать в начале христианской эры.
Повествование 1 кн Маккавейской охватывает 40 лет — от воцарения Селевкида Антиоха Епифана в 175 г до смерти Симона Маккавея, происшедшей в 134 г до Р.Х. Книга была написана по-еврейски, но сохранилась только в греч переводе. Автор ее по всем имеющимся данным — палестинский еврей, писавший не раньше 134 г, но до 63 г — года взятия Иерусалима Помпеем. Книга представляет определенную ценность для изучения истории того времени, однако следует иметь в виду, что свящ писатель, подражая форме древних израильских летописей, считает своей главной целью чисто религиозную интерпретацию событий. Несчастья своего народа он рассматривает как наказание за грехи, а успехи объясняет помощью Божией. Перед нами — иудей, ревнующий о вере в Бога Израилева и знающий, что борьба между языч. влиянием и отеческими обычаями ведется за торжество истинного богопочитания. Поэтому он выступает как решительный противник эллинизации и восхищается героями, боровшимися за Закон и за Храм, отвоевавшими народу религиозную свободу, и затем — национальную независимость. Он — летописец борьбы, спасшей иудейство, миссией которого было передать человечеству Откровение.
Книги Маккавейские (1 и 2) не вошли в евр канон Писания, но они находятся в LXX и Западная Церковь признала их богодухновенными (второканоническими). В них описывается борьба евр народа против Селевкидов за религиозную и политическую независимость. Название книг происходит от прозвища Маккавей (евр «мак-кави» — молот), данного Иуде, герою этой борьбы (1 Макк 2:4), и затем распространенного на его братьев. Последние строки книги (1 Макк 16:23-24) указывают, что она была написана не раньше конца царствования Иоанна Гиркана, вернее вскоре после его смерти, около 100 до Р.Х.
5 Алким — ’Άλκιμος, по Иосифу Флавию. Иуд. древн. XII, 9, §7 также ’Ιάκειμος = евр. םיִקָיֽלָא, сокращ. םיִקָי.
Домогаясь священства — по ст. 21 — «первосвященства». По 2 Макк 14:3,7 — он был уже ранее первосвященником, но за свою наклонность к языческим обычаям был отставлен благочестивыми иудеями.
6 Друзей твоих, т. е. приверженцев твоих в иудейском народе.
12-13 Собрание книжников — толпа книжников (συναγωγὴ γραμματέων — как 2:42; συναγωγή — как 1 Езд 7:6; 11; Неем 8:4, — следовательно иначе чем в нашей книге 5:42), посвятивших себя изучению Слова Божия и научению, наставлению в нем других — «учителей закона». Эти книжники пришли к Алкиму и Вакхиду искать справедливости — ἐκζητη̃σαι δίκαια, т. е. правды, права жить праведно, по отеческим законам, на основании заключенного уже иудеями с Антиохом Евпатором мира (6:59). Следующий стих (13) в связи или сравнении с предыдущим может иметь двоякий смысл. Это зависит от того, какой смысл придать выражению: «первые из сынов Израилевых». Если видеть в этом выражении желание писателя обозначить время, или порядок представления Алкиму и Вакхиду той и другой части народа, тогда стих 13 будет иметь такой смысл: «первыми из сынов Израилевых, искавших мира у них (т. е. Алкима и Вакхида), были асидеи». Если же «первые» здесь употреблено в смысле «лучшие», тогда мысль обоих этих стихов (12-13) будет такова: «к Алкиму и Вакхиду сошлось собрание книжников искать справедливости. В том числе были и лучшие из сынов Израилевых — асидеи, которые искали у них мира». Возможно и так представлять дело, что асидеи составляли не часть партии книжников и не особую партию от нее, а наоборот — эти книжники составляли часть партии асидеев или всю ее. В таком случае мысль может быть здесь и такова: «к Алкиму... сошлось собрание книжников... это были лучшие из сынов Израилевых — асидеи», и т. д. — Алким был — по Иосифу Флавию. Иуд. древн. XII, 9, §7 — οὐκ ἐκ τη̃ς τω̃ν ἀρχιερέων γενεα̃ς, или, как он яснее выражается в XX, 10 — γένους μεν του̃ ’Ααρω̃νος, οὐκ ὄντα δὲ τη̃ς οἰκίας ταύτης, т. е. не из семьи умерщвленного Менелая, которого он производит от Аарона по Елеазаровой линии. Таким образом, Алким делается первосвященником помимо ближайшего кандидата на первосвященство, каковым был Ония, сын также Онии (III), старшего из тех 3 братьев — детей Симона, которые один за другим перебыли все первосвященниками (Ония, Иисус (Иасон) и Ония — Меналай).
15 Клялся им. Хотя здесь не упоминается о клятве Вакхида, но из дальнейшего видно (ст. 18), что или Алким, давая народу клятву, давал ее вместе и за Вакхида, или сам Вакхид дал такую же клятву, здесь не упомянутую.
16-17 Текст Писания, который писатель приводит, сообщив о вероломно жестоком избиении 60 мужей, заимствован из Пс 78:2-3. Этот «псалом Асафа» ближайшим образом повествует собственно о халдейском разрушении Иерусалима; здесь же вспоминается по сходству событий.
18 Постановление — ἡ στάσις, т. е. договор, обещание.
19 Визефа — Βηζέθ — местоположение этой стоянки Вакхида точно неизвестно. Некоторые думают, что это был холм Везефа, впоследствии обстроившийся и ставший пригородом Иерусалима, или частью его (ср. Иосиф Флавий. Иуд. война V, 4, §2); во всяком случае это место расправы с иудеями было не столь далеко от Иерусалима.
Поймал многих из бежавших от него мужей, т. е. вероятно тех из иудеев, которые, вместе с отречением от своей веры, сначала присоединились к сирийцам, но потом снова отпали от них.
И некоторых из народа, вероятно — казавшихся Вакхиду наиболее подозрительными в смысле сочувствия и содействия сирийцам.
21 Домогательство первосвященства Алкимом было домогательство силою — оставленных ему Вакхидом войск. Показание Иосифа Флавия Иуд. древн. XII, 10, §3, что Алким льстивыми речами старался снискать благоволение народа, мало согласуется с выражением подлинника ἠγωνίσατο и произошло, вероятно, от ложного истолкования ст. 22.
22 Произвели великое поражение в Израиле, т. е. умертвили многих правоверных израильтян.
24 Сделал отмщение отступникам, т. е. тем, о которых говорится в 22 ст., — и они перестали входить в эту страну, т. е. с целью «возмущать» народ свой и производить «великое поражение в Израиле (тот же ст.)».
После того как Антиох Евпатор заключил с иудеями мир, предоставив им жить по их отеческим обычаям и законам (6:61), — Иуда, вероятно, на некоторое время позволил своему войску разойтись по домам, приняв игры, чтобы в случае необходимости оно быстро сплотилось вновь около него. Когда затем Димитрий по вступлении на сирийский престол прислал Вакхида и Алкима с сильным войском в Иудею, Иуда с братьями не поддался на коварно-мирные слова пришельцев и решил выждать дальнейших событий. Несчастная судьба книжников и асидеев, поддавшихся на удочку врагов, оправдала его опасения и вывела его из выжидательного образа действий вновь на дело кровавого ополчения за веру и свободу. Успехи Иуды в короткое время привели к тому, что Алким вынужден был возвратиться к царю, с жалобами на иудейского витязя и с просьбою о послании на Иудею нового сильного войска (23-26 ст.).
26 Никанор, уже выступавший против иудеев при Антиохе Епифане (3:38), был — по 2 Макк 14:12 — заведующим над боевыми слонами, по Иосифу Флавию — бежал вместе с Димитрием из Рима, по Полибию XXXI, 22, 4 — был там одним из довереннейших его наперсников. Его ненависть и вражда к Израилю особенно понятны после поражения при Еммауме 3:38; 4:6 и далее.
28 Видеть лица ваши — посетить для личной беседы или переговоров, ср. Исх 10:28 и далее.
В мире, т. е. без злого умысла, мирно, дружественно.
29-30 Повествование о мирных сношениях Иуды с Никанором передается в виде целой саги во 2 Макк 14:21-29 и далее.
31 Хафарсалама — Χαφαρσαλαμά — у Иосифа Флавия названная κωμη τις — находилась неизвестно где, одно достоверно, что — к югу от Иерусалима, потому что после сражения Никанор убегает в Иерусалим (город Давидов) и потом в Вефорон.
33 Взошел на гору Сион, т. е. на гору храма, см. к 1:33.
Всесожжение за царя. Под владычеством язычников, иудеи ввели обычай приносить жертву за царей языческих, как за своих государей, и молиться о них. Так делали они это за персидских царей (Езд 6:10), и позднее — за римских кесарей (ср. Иосиф Флавий. Иуд. война II, 17, §2; Против Аппиона II, 6, Philo, hegat. ad Caj. Opp. II, 592). Это имело основание в напоминании пророка Иеремии 29:7 к пленникам — молиться о благосостоянии города, в котором они поселены.
34 Осквернил их — каким образом? — не указано. По Иосифу Гориону, III, 21, 12 он плюнул на них, или собственно по направлению к храму.
39 О Вефороне — см. к 3:16.
Пристало к нему здесь войско Сирийское, т. е. вспомогательный отряд из Сирии.
40 Иуда... расположился... при Адасе — ἐν Αδασά — (Иосиф Флавий: ἐν Αδασοι̃ς, и названа κώμη). Адаса — по Евсевию — в 30 стадиях (ѕ мили) от Вефорона, близь Гофны, следовательно севернее (на северо-востоке) от Вефорона.
41 О поражении ангелом 185 000 ассирийцев — см. 4 Цар 18:13; 19:35.
45 Преследовали их Израильтяне целый день — точнее слав.: «путь дне единого».
До самой Газиры, точнее слав.: «дондеже приити в Газир» — ἕως του̃ ἐλθει̃ν εἰς Γάζηρα — до того места как входить в Газиру. Иосиф Флавий исчисляет силы неприятельского войска в 9 000 человек. Сильно преувеличено, вероятно, число, указываемое во 2 Макк 15:27 — «не менее 35 000 убитых».
46 Окружали их — точнее слав.: «заключиша их рогами» (ὑπερκέρα̃ν).
И они, оборачиваясь к преследовавшим их, все пали — ἀπέστρεφον οὑ̃τοι πρὸς τούτους... точнее — слав.: «и возвращахуся тии к ним». Дело, по-видимому, надо здесь представлять так: преследуемые, чтобы выйти из кольца, в какое угрожали заключить их выбегавшие им навстречу иудеи, поворачивались назад, и, конечно, прежде всего наталкивались на своих же бежавших позади их людей, с которыми в суматохе и панике вступали в рукопашную, принимая за иудеев, и, может быть, просто давя друг друга.
47 И награбленное ими — καὶ τὴν προνομήν, слав.: «и плен». Это слово у языческих писателей означает «фураж», продовольствие, у LXX — вообще добычу, ср. Втор 21:10, где также в προνομή разумеются и пленные женщины; здесь, вероятно, — в смысле вообще добычи, набранной врагами за время похода и отнятой снова иудеями.
И правую руку его, которую он простирал надменно, т. е. при клятве — ст. 35. Этим отмечается соответствие наказания преступлению.
Повесили пред Иерусалимом, по 2 Макк 15:32-33 — «против храма».
49 Празднование 13-го Адара («день Никанора»), в память победы над Никанором, совершалось еще во времена Иосифа Флавия, но позднее оно вышло из обычая.
50 Успокоилась земля Иудейская на некоторое время, в смысле на короткое время (ἡμέρας ὀλίγας), слав.: «на дни малы».
Стройное хронологическое течение священного кодекса и более или менее связное, исторически-последовательное содержание его книг — после книг Неемии и пророка Малахии — внезапно нарушается крупным пробелом в несколько столетий (440-175 г. до Р. Х.), не нашедших себе достойного увековечения в священных книгах. С 175 года книги Маккавейские1 снова продолжают изложение событий священного характера для ветхозаветного человечества и доводят его до 135 г. до Р. Х., после чего ветхозаветный кодекс вновь обрывается совершенно, уступая место священным книгам кодекса новозаветного, начинающегося евангельскими повествованиями о рождестве Спасителя мира.
Наименование свое Маккавейские книги заимствовали от прозвания, первоначально усвоенного 3-му сыну священника Маттафии — Иуде — Маккавей, что значит молот (בֽקוַמ), за его выдающееся геройство и успехи в борьбе с врагами иудеев (Maccabei 1 2:4 — Ιουδας ὁ καλούμενος Μακκαβαι̃ος; ср. Ιουδας Μακκαβαι̃ος — 66 ст.; Maccabei 1 3:1; Maccabei 1 5:24; Maccabei 1 8:20 и др. Во 2-ой Маккавейской книге во многих местах (Maccabei 1 8:5.16) прямо ὁ Μακκαβαι̃ος, и даже просто Μακκαβαι̃ος — Maccabei 1 10:1, как встречается и в Maccabei 1 5:34). — От этого прозвища Иуды получило такое наименование «Маккавеев» и все семейство братьев Иуды, и само движение, вызванное и руководимое ими, стало известно под названием борьбы или эпохи «Маккавеев».
Под именем «Маккавейских» в Библии имеются три книги, признаваемые неканоническими.
Первая книга Маккавейская, передав вкратце обстоятельства воцарения Антиоха Епифана на сирийском престоле, повествует о тяжких гонениях этого безбожника на верное Богу иудейство и о геройской борьбе за свою веру и свободу последовательно всего семейства Маккавеев, начиная Маттафиею, родоначальником этой фамилии, и кончая Симоном, т. е. от 175-135 г. до Р. Х. (Маттафия, Maccabei 1 1-2; Иуда, Maccabei 1 3:1-9:22; Ионафан, Maccabei 1 9:23-12:53; Симон, Maccabei 1 13-16).
По свидетельству Оригена и блаж. Иеронима, эта книга написана первоначально на еврейском наречии. Свидетельство первого (у Евсевия, Церк. истор. VI, 25) таково: «ἔξω τούτοω (т. е. кроме этих, канонических книг Ветхого Завета) ἐστὶ τὰ Μακκαβαικά 2 , ἅπερ ἐπιγέγραπται Σαρβὴθ Σαρβανὲ ἔλ» — (евр. לא ינב ךֹש טיברׁש, т. е. «владычество», или «История князей сынов Божиих»). — Блаж. Иероним в своем свидетельстве (prolog. galeat.) называет в числе книг, не принадлежащих к канону, только две Маккавейские книги, и при этом замечает: Machabaeorum primum librum hebraicum reperi; secundus graecus est, quod ex ipsa quoque phrasi probari potest. — Обе книги находятся уже в Италийском кодексе, и из него перешли в Вульгату, так что блаж. Иероним не переводил их вновь.
Время написания книги. Время написания книги приблизительно может быть указано — в конце жизни первосвященника Иоанна, преемника Симона. Это следует из пометки самого писателя в конце книги, где он, дойдя до истории Иоанна, отсылает читателя к книге дней первосвященства его, не упоминая о его смерти, но перечисляя — «и войны его, и мужественные подвиги его, славно совершенные, и сооружение стен, им воздвигнутых, и другие деяния его... с того времени, как сделался он первосвященником после отца своего» — (Maccabei 1 16:23-24).
Перевод на греческий язык еврейского оригинала, несомненно, был сделан вскоре же после появления оригинала. Сделанный довольно вольно от оригинала и по-видимому столь же авторитетным лицом, этот перевод вытеснил собою даже оригинал, войдя вместо него и в греческий канон. Иосиф Флавий, известный иудейский историк, пользовался для своего классического труда исключительно переводным текстом.
Писатель книги (как и переводчик) точно неизвестен. Вероятно, это был палестинский иудей, близко стоявший к описываемым лицам и событиям, имевший возможность при написании книги пользоваться не только личными впечатлениями и воспоминаниями, но и официальными документами того времени. Это самое — ставит подлинность и историческую достоверность описываемых событий вне всякого сомнения, тем более, что обо всем том и совершенно согласно повествуют и другие — сирийские и греческие историки (особенно — Полибий), излагая события времен царей сирийских.