Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Синодальный перевод (ru)
Поделиться

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 24

ЧАСТЬ ВТОРАЯ> Премудрость в семейной и общественной жизни> 1 Похвала Премудрости
Премудрость прославит себя,
  и среди народа своего будет восхвалена.
В церкви Всевышнего она откроет уста свои,
  и пред воинством Его будет прославлять себя:
"я вышла из уст Всевышнего,
  и подобно облаку покрыла землю.
Я поставила скинию на высоте,
  и престол мой — в столпе облачном.
Я одна обошла круг небесный,
  и ходила во глубине бездны.
В волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени
  имела я владение.
Между всеми ими я искала успокоения,
  и в чьем наследии водвориться мне.
Тогда Создатель всех повелел мне,
  и Произведший меня указал мне покойное жилище
и сказал:
поселись в Иакове,
  и прими наследие в Израиле.
10 
Прежде века от начала Он произвел меня,
  и я не скончаюсь во веки.
11 
Я служила пред Ним во святой скинии,
  и так утвердилась в Сионе.
12 
Он дал мне также покой в возлюбленном городе,
  и в Иерусалиме власть моя.
13 
И укоренилась я в прославленном народе,
  в наследственном уделе Господа.
14 
Я возвысилась, как кедр на Ливане
  и как кипарис на горах Ермонских.
15 
Я возвысилась, как пальма в Енгадди
  и как розовые кусты в Иерихоне.
16 
Я, как красивая маслина в долине
  и как платан, возвысилась.
17 
Как корица и аспалаф, я издала ароматный запах,
  и, как отличная смирна, распространила благоухание,
18 
как халвани, оникс и стакти,
  и как благоухание ладана в скинии.
19 
Я распростерла свои ветви, как теревинф,
  и ветви мои — ветви славы и благодати.
20 
Я — как виноградная лоза, произращающая благодать,
  и цветы мои — плод славы и богатства.
21 
Приступите ко мне, желающие меня,
  и насыщайтесь плодами моими.
22 
Ибо воспоминание обо мне слаще меда,
  и обладание мною приятнее медового сота.
23 
Ядущие меня еще будут алкать,
  и пьющие меня еще будут жаждать.
24 
Слушающий меня не постыдится,
  и трудящиеся со мною не погрешат.
25 
Все это — книга завета Бога Всевышнего,
26 
  закон, который заповедал Моисей
  как наследие сонмам Иаковлевым.
27 
Он насыщает мудростью, как Фисон
  и как Тигр во дни новин.
28 
Он наполняет разумом, как Евфрат
  и как Иордан во дни жатвы.
29 
Он разливает учение, как свет
  и как Гион во время собирания винограда.
30 
Первый человек не достиг полного познания ее;
  не исследует ее также и последний.
31 
Ибо мысли ее полнее моря,
  и намерения ее глубже великой бездны.
32 
И я, как канал из реки
  и как водопровод, вышла в рай.
33 
Я сказала: полью мой сад
  и напою мои гряды.
34 
И вот, канал мой сделался рекою,
  и река моя сделалась морем.
35 
И буду я сиять учением, как утренним светом,
  и далеко проявлю его.
36 
И буду я изливать учение, как пророчество,
  и оставлю его в роды вечные".
37 
Видите, что я трудился не для себя одного,
  но для всех, ищущих премудрости.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 25

ЧАСТЬ ВТОРАЯ> Премудрость в семейной и общественной жизни> 1 Муж и жена
Тремя я украсилась,
  и стала прекрасною пред Господом и людьми:
это — единомыслие между братьями и любовь между ближними,
  и жена и муж, согласно живущие между собою.
И три рода людей возненавидела душа моя,
  и очень отвратительна для меня жизнь их:
надменного нищего, лживого богача
  и старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке.
Чего не собрал ты в юности, —
  как же можешь приобрести в старости твоей?
Как прилично сединам судить,
  и старцам — уметь давать совет!
Как прекрасна мудрость старцев
  и как приличны людям почтенным рассудительность и совет!
Венец старцев — многосторонняя опытность,
  и хвала их — страх Господень.
Девять помышлений похвалил я в сердце,
  а десятое выскажу языком:
10 
это человек, радующийся о детях
  и при жизни видящий падение врагов.
11 
Блажен, кто живет с женою разумною,
  кто не погрешает языком
  и не служит недостойному себя.
12 
Блажен, кто приобрел мудрость
  и передает ее в уши слушающих.
13 
Как велик тот, кто нашел премудрость!
  но он не выше того, кто боится Господа.
14 
Страх Господень все превосходит,
  и имеющий его с кем может быть сравнен?
15 
Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную,
  и всякую злость, только не злость женскую,
16 
всякое нападение, только не нападение от ненавидящих,
  и всякое мщение, только не мщение врагов.
17 
Нет головы ядовитее головы змеиной,
  и нет ярости сильнее ярости врага.
18 
Соглашусь лучше жить со львом и драконом,
  нежели жить со злою женою.
19 
Злость жены изменяет взгляд ее
  и делает лице ее мрачным, как у медведя.
20 
Сядет муж ее среди друзей своих,
  и, услышав о ней, горько вздохнет.
21 
Всякая злость мала в сравнении со злостью жены;
  жребий грешника да падет на нее.
22 
Что восхождение по песку для ног старика,
  то сварливая жена для тихого мужа.
23 
Не засматривайся на красоту женскую,
  и не похотствуй на жену.
24 
Досада, стыд и большой срам,
  когда жена будет преобладать над своим мужем.
25 
Сердце унылое и лице печальное
  и рана сердечная — злая жена.
26 
Опущенные руки и расслабленные колени —
  жена, которая не счастливит своего мужа.
27 
От жены начало греха,
  и чрез нее все мы умираем.
28 
Не давай воде выхода,
  ни злой жене — власти.
29 
Если она не ходит под рукою твоею,
  то отсеки ее от плоти твоей.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 26

ЧАСТЬ ВТОРАЯ> Премудрость в семейной и общественной жизни> 1 Добродетельная жена, 27 Опасность торговли
Счастлив муж доброй жены,
  и число дней его — сугубое.
Жена добродетельная радует своего мужа,
  и лета его исполнит миром.
добрая жена — счастливая доля;
  она дается в удел боящимся Господа.
С нею у богатого и бедного — сердце довольное
  и лице во всякое время веселое.
Трех страшится сердце мое,
  а при четвертом я молюсь:
городского злословия, возмущения черни
  и оболгания на смерть — всё это ужасно.
Болезнь сердца и печаль — жена, ревнивая к другой жене,
  и бич языка ее, ко всем приражающийся.
Движущееся туда и сюда воловье ярмо — злая жена;
  берущий ее — то же, что хватающий скорпиона.
10 
Большая досада — жена, преданная пьянству,
  и она не скроет своего срама.
11 
Наклонность женщины к блуду узнается
  по поднятию глаз и век ее.
12 
Над бесстыдною дочерью поставь крепкую стражу,
  чтобы она, улучив послабление, не злоупотребила собою.
13 
Берегись бесстыдного глаза,
  и не удивляйся, если он согрешит против тебя.
14 
Как томимый жаждою путник открывает уста
  и пьет всякую близкую воду,
15 
так она сядет напротив всякого шатра
  и пред стрелою откроет колчан.
16 
Любезность жены усладит ее мужа,
  и благоразумие ее утучнит кости его.
17 
Кроткая жена — дар Господа,
  и нет цены благовоспитанной душе.
18 
Благодать на благодать — жена стыдливая,
19 
  и нет достойной меры для воздержной души.
20 
Что солнце, восходящее на высотах Господних,
21 
  то красота доброй жены в убранстве дома ее.
22 
Что светильник, сияющий на святом свещнике,
  то красота лица ее в зрелом возрасте.
23 
Что золотые столбы на серебряном основании,
  то прекрасные ноги ее на твердых пятах.
24 
От двух скорбело сердце мое,
  а при третьем возбуждалось во мне негодование:
25 
если воин терпит от бедности,
  и разумные мужи бывают в пренебрежении;
26 
и если кто обращается от праведности ко греху:
  Господь уготовит того на меч.
27 
Купец едва может избежать погрешности,
  а корчемник не спасется от греха.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 27

ЧАСТЬ ВТОРАЯ> Премудрость в семейной и общественной жизни> 27 Опасность торговли, 4 Человек познается в словах своих, 8 Искание правды, 11 Беседа глупых, 16 Тайны, 24 Лицемерие, 28 Нечестивый вредит себе самому, 33 Злоба и гнев
Многие погрешали ради маловажных вещей,
  и ищущий богатства отвращает глаза.
Посреди скреплений камней вбивается гвоздь;
  так посреди продажи и купли вторгается грех.
Если кто не удерживается тщательно в страхе Господнем,
  то скоро разорится дом его.
При трясении решета остается сор;
  так нечистота человека — при рассуждении его.
Глиняные сосуды испытываются в печи,
  а испытание человека — в разговоре его.
Уход за деревом открывается в плоде его;
  так в слове — помышления сердца человеческого.
Прежде беседы не хвали человека,
  ибо она есть испытание людей.
Если ты усердно будешь искать правды, то найдешь ее,
  и облечешься ею, как подиром славы.
Птицы слетаются к подобным себе,
  и истина обращается к тем, которые упражняются в ней.
10 
Как лев подстерегает добычу,
  так и грехи — делающих неправду.
11 
Беседа благочестивого — всегда мудрость;
  а безумный изменяется, как луна.
12 
Среди неразумных не трать времени,
  а проводи его постоянно среди благоразумных.
13 
Беседа глупых отвратительна,
  и смех их — в забаве грехом.
14 
Пустословие много клянущихся поднимет дыбом волосы,
  а спор их заткнет уши.
15 
Ссора надменных — кровопролитие,
  и брань их несносна для слуха.
16 
Открывающий тайны потерял доверие
  и не найдет друга по душе своей.
17 
Люби друга и будь верен ему.
18 
  А если откроешь тайны его, не гонись больше за ним.
19 
Ибо как человек убивает своего врага,
  так ты убил дружбу ближнего.
20 
И как ты выпустил бы из рук своих птицу,
  так ты упустил друга и не поймаешь его.
21 
Не гонись за ним, ибо он далеко ушел,
  и убежал, как серна из сети.
22 
Рану можно перевязать,
  и после ссоры возможно примирение;
23 
но кто открыл тайны,
тот потерял надежду на примирение.
24 
Кто мигает глазом, тот строит козни,
  и никто не удержит его от того.
25 
Пред глазами твоими он будет говорить сладко,
  и будет удивляться словам твоим.
26 
А после извратит уста свои,
  и в словах твоих откроет соблазн.
27 
Многое я ненавижу, но не столько, как его;
  и Господь возненавидит его.
28 
Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову,
  и коварный удар разделит раны.
29 
Кто роет яму, сам упадет в нее;
  и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею.
30 
Кто делает зло, на того обратится оно;
  и он не узнает, откуда оно пришло к нему.
31 
Посмеяние и поношение от гордых
  и мщение, как лев, подстерегут его.
32 
Уловлены будут сетью радующиеся о падении благочестивых,
  и скорбь измождит их прежде смерти их.
33 
Злоба и гнев — тоже мерзости,
  и муж грешный будет обладаем ими.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 28

ЧАСТЬ ВТОРАЯ> Премудрость в семейной и общественной жизни> 33 Злоба и гнев, 9 Ссоры, 15 Злоречие
Мстительный получит отмщение от Господа,
  Который не забудет грехов его.
Прости ближнему твоему обиду,
  и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои.
Человек питает гнев к человеку,
  а у Господа просит прощения.
К подобному себе человеку не имеет милосердия,
  и молится о грехах своих.
Сам, будучи плотию, питает злобу:
  кто очистит грехи его?
Помни последнее,
  и перестань враждовать;
помни истление и смерть,
  и соблюдай заповеди.
Помни заповеди,
  и не злобствуй на ближнего;
помни завет Всевышнего,
  и презирай невежество.
Удерживайся от ссоры,
  и ты уменьшишь грехи;
10 
ибо раздражительный человек возжжет ссору;
  человек грешник смутит друзей
  и поселит раздор между живущими в мире.
11 
Каково вещество огня,
  так он и возгорится.
12 
И какова сила человека,
  таков будет и гнев его,
  и по мере богатства усилится ярость его.
13 
Жаркий спор возжигает огонь,
  а жаркая ссора проливает кровь.
14 
Если подуешь на искру, она разгорится,
  а если плюнешь на нее, угаснет:
  то и другое выходит из уст твоих.
15 
Наушник и двоязычный да будут прокляты;
  ибо они погубили многих, живших в тишине.
16 
Язык третий многих поколебал,
  и изгонял их от народа к народу,
17 
и разорял укрепленные города,
  и ниспровергал домы вельмож.
18 
Язык третий изгнал доблестных жен
  и лишил их трудов их.
19 
Внимающий ему не найдет покоя
  и не будет жить в тишине.
20 
Удар бича делает рубцы,
  а удар языка сокрушит кости.
21 
Многие пали от острия меча,
  но не столько, сколько павших от языка.
22 
Счастлив, кто укрылся от него,
  кто не испытал ярости его,
кто не влачил ярма его
  и не связан был узами его.
23 
Ибо ярмо его — ярмо железное,
  и узы его — узы медные.
24 
Смерть лютая — смерть его,
  и самый ад лучше его.
25 
Не овладеет он благочестивыми,
  и не сгорят они в пламени его.
26 
Оставляющие Господа впадут в него;
  в них возгорится он и не угаснет:
он будет послан на них, как лев,
  и, как барс, будет истреблять их.
27 
Смотри, огради владение твое терновником,
28 
  свяжи серебро твое и золото.
29 
и для слов твоих сделай вес и меру,
  и для уст твоих — дверь и запор.
30 
Берегись, чтобы не споткнуться ими
  и не пасть пред злоумышляющим.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 29

ЧАСТЬ ВТОРАЯ> Премудрость в семейной и общественной жизни> 1 Заем и милостыня, 17 Поручительство, 24 Гостеприимство
Кто оказывает милость, тот дает взаем ближнему,
  и кто поддерживает его своею рукою, тот соблюдает заповеди.
Давай взаймы ближнему во время нужды его,
  и сам в свое время возвращай ближнему.
Твердо держи слово и будь верен ему,
  и ты во всякое время найдешь нужное для тебя.
Многие считали заем находкою,
  и причинили огорчение тем, которые помогли им.
Доколе не получит, он будет целовать руку его,
  и из-за денег ближнего смирит голос;
а в срок отдачи он будет протягивать время,
  и будет отвечать уныло
  и жаловаться на время.
Если он будет в состоянии,
  то едва половину принесет, —
  и это вменит ему в находку.
А если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег
  и без причины приобрел себе врага в нем.
Он воздаст ему проклятиями и бранью,
  и вместо почтения воздаст бесчестием.
10 
Многие по причине такого лукавства уклоняются от ссуды,
  опасаясь напрасно потерпеть утрату.
11 
Но к бедному ты будь снисходителен,
  и милостынею ему не медли.
12 
Ради заповеди помоги бедному,
  и в нужде его не отпускай его ни с чем.
13 
Трать серебро для брата и друга,
  и не давай ему заржаветь под камнем на погибель.
14 
Располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего,
  и оно принесет тебе более пользы, нежели золото.
15 
Заключи в кладовых твоих милостыню,
  и она избавит тебя от всякого несчастья.
16 
Лучше крепкого щита и твердого копья
  она защитит тебя против врага.
17 
Добрый человек поручится за ближнего,
  а потерявший стыд оставит его.
18 
Не забывай благодеяний поручителя;
  ибо он дал душу свою за тебя.
19 
Грешник расстроит состояние поручителя,
  и неблагодарный в душе оставит своего избавителя.
20 
Поручительство привело в разорение многих достаточных людей
  и пошатнуло их, как волна морская;
21 
мужей могущественных изгнало из домов,
  и они блуждали между чужими народами.
22 
Грешник, принимающий на себя поручительство
  и ищущий корысти,
  впадет в тяжбу.
23 
Помогай ближнему по силе твоей,
  и берегись, чтобы тебе не впасть в то же.
24 
Главная потребность для жизни — вода и хлеб,
  и одежда и дом, прикрывающий наготу.
25 
Лучше жизнь бедного под дощатым кровом,
  нежели роскошные пиршества в чужих домах.
26 
Будь доволен малым, как и многим.
27 
Худая жизнь — скитаться из дома в дом,
  и где водворишься, не посмеешь и рта открыть.
28 
Будешь подавать пищу и питье без благодарности;
  да и сверх того еще услышишь горькое:
29 
"пойди сюда, пришлец, приготовь стол,
  и, если есть что у тебя, накорми меня".
30 
"Удались, пришлец, ради почетного лица;
  брат пришел ко мне в гости, дом нужен".
31 
Тяжел для человека с чувством
  упрек за приют в доме и порицание за одолжение.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

24:1-24 Ср эти стт с другими возглашениями персонифицированной Премудрости (Притч 1:20-23;Притч 8:1-36; Притч 9:1-6) и с похвалой Премудрости (Иов 28; Вар 3:9-4:4). Гл. 24- центральная глава книги; в ней учение о Премудрости преподано в совокупности со многими реминисценциями предыдущих библ. книг: для цельности изложения автор интерпретирует прошлое. Еще чаще, чем в кн Притч, встречаются выражения, предвозвещающие богословское учение о Пресв. Троице: Премудрость тесно связана с Богом и одновременно отлична от Него. В подобных же выражениях говорится в дальнейшем и о Боге Слове и о Боге Духе Святом, (ср Притч 8) По-видимому эта глава имела сильное влияние на ев. Иоанна: в прологе своего Евангелия он относит к Слову (Логосу) ряд действий и свойств Премудрости.


24:11 "Я служила перед Ним во святой скинии" - автор рассматривает культ в Иерусалимском Храме как дело Премудрости, или потому, что, как порядок мироздания, он является выражением Божия совершенства, или потому, что он кодифицирован в Законе (стт 25, 26), отождествляющемся с Премудростью.


24:15 Премудрость принимает участие в культе (Сир 24:11). Автор сравнивает ее сначала с естественными ароматами, а затем с богослужебным фимиамом (ладаном). "Халвани и стакти" - ароматная смола. "Оникс" - секреция моллюсков, употребляемая при изготовлении ладана.


25:27 "Чрез нее мы все умираем" - напоминание о первом грехе. Ап. Павел в свою очередь подчеркивает вину Евы (2 Кор 11:3; 1 Тим 2:14, но ср Рим 5:12).


25:28-29 Ср Быт 2:24; Еф 5:31. Законом Моисеевым допускался развод (Втор 24:1-4; ср Мф 19:3-9 п).


26:9 "Движущееся туда и сюда" (т.е. плохо привязанное) "воловье ярмо" скользит по шее животных и растирает ее до боли и ран. С ним сравнивается злая жена.


26:22 "Светильник, сияющий на святом свещнике" - очевидно имеется в виду семисвечник (1 Макк 4:49-50).


29:1 Закон предписывал давать взаймы (без лихвы) бедным народа Божия (Исх 22:25), брату, пришельцу или поселенцу (Лев 25:35-36; Втор 15:7-11; ср Мф 5:42; Пс 36:21, Пс 36:26).


Эта второканоническая книга не включена в евр Библию, хотя была написана на евр языке. Ее оригинал был известен не только раввинам, но и бл. Иерониму. До нас она дошла только в греч переводе, который и признан Церковью каноническим. В Вульг эта книга называется «Ecclesiasticus (liber)», т.е. «церковная книга», согласно названию, данному ей в 3-м веке Церковью в отличие от Синагоги. В 1896 г. было найдено около двух третей евр текста Сир среди фрагментов различных средневековых рукописей, находившихся в древней синагоге города Каира. Недавно короткие отрывки ее были обнаружены в одной из Кумранских пещер, а в 1964 г. нашли в Массаде часть книги (Сир 39:27-44:17), написанную письмом 1-го в. до Р.Х. Расхождение этих рукописей как между собой, так и с греческим и сириакским переводами свидетельствует о том, что эта книга была уже давно распространена в нескольких рецензиях (редакциях).

С 198 г. Палестина находилась под владычеством Селевкидов. Некоторая часть евр населения, принадлежавшая главным образом к правящему классу, легко эллинизировалась, перенимая чужие нравы и идеи. Антиох Епифан (175-163 гг.) решил ускорить этот процесс и стал проводить эллинизацию насильственно. Сын Сирахов противопоставляет таким опасным новшествам весь авторитет ВЗ-ного предания. Перед нами книжник, соединивший любовь к Премудрости с любовью к Закону и преисполненный ревности к Храму и уважения к священству. Он вскормлен свящ. книгами, пророками и в особенности писаниями мудрых Израиля. Цель его — наставлять в Премудрости всех, кто ищет ее (Сир 33:17; Сир 50:29; ср предисловие к гл. 1).

По своей структуре книга напоминает предшествующие писания мудрых Израиля. Она представляет собою собрание кратких сентенций, афоризмов и небольших картин, довольно беспорядочно сгрупированных и иногда даже повторяющихся. Исключение составляют главы, в которых воспевается слава Божия в природе (Сир 42:15-43:36) и в истории (Сир 44:1-50:31), а также добавления: благодарственный гимн (Сир 51:1-17) и молитва о приобретении мудрости (Сир 51:18-38). Евр текст этого последнего отрывка был найден в одной из Кумранских пещер, в рукописи Псалтири. Эта находка подтверждает предположение, что данный отрывок до включения его в кн Сир существовал в виде отдельного произведения. В книге излагается традиционное учение; подобно его предшественникам, автор рассматривает Премудрость как персонифицированное откровение Бога. Судьба человека и проблема суда вызывает у него такую же тревожную неуверенность, какой охвачены и Иов, и Екклесиаст. Он верит в воздаяние, чувствует трагическую значительность смертного часа, но для него еще не вполне ясно, каким образом Бог воздаст каждому по делам его. Размышляя о сущности Премудрости Божией, он идет дальше прозрений кн Притч и Иова. Новизна учения сына Сирахова в том, что он отождествляет Премудрость с Законом, провозглашенным Моисеем (Сир 24:26-28), как впоследствии — автор поэмы о Премудрости (Вар 3:9-4:4). Тем самым, в отличие от своих предшественников, он вводит Премудрость в законническое течение. Более того, он видит соблюдение Закона в точном исполнении богослужебных предписаний (Сир 35:1-10). Он — ревностный ритуалист. В отличие от более древних мудрецов Израиля, Сын Сирахов много размышляет над историей (Сир 44:1-49:18), в которой особенно подчеркивает роль священства.

Сын Сирахов — последний свидетель учения о мудрости в Палестине, книга которого была принята в канон Писаний. Его можно считать достойным представителем хасидим, т.е. благочестивых (ср. 1 Макк 2:42), которым в скором времени предстояло восстать на защиту своей веры против гонения Антиоха Епифана. Благодаря им в Израиле сохранились те островки истинной веры, где нашла себе отклик проповедь Иисуса Христа. Хотя кн Сир не вошла в евр канон, на нее часто ссылаются авторы раввини-стических писаний. У НЗ-ных авторов — ев. Матфея и ап. Иакова — содержится немало восходящих к ней реминисценций.

ПРЕДИСЛОВИЕ (греч. переводчика)

Это предисловие не является составной частью книги и не входит в библейский канон. В нем говорится об евр Библии, разделенной на 3 части (ср 1 Макк 12:9): «закон, пророки и прочие писатели». Нет уверенности в том, что в ту эпоху (конец 2 в. до Р.Х.) содержание этих трех частей — особенно последней — было тождественно теперешнему. Переводчик прибыл в Египет в 38 г. царствования Евергета. Очевидно речь идет о Птолемее VII Евергете (170-117); 38-й г. его царствования соответствует 132 г. до Р.Х.

«Книгами Премудрости» или «мудрых» называют пять книг: Иова, Притчей, Екклесиаста, Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой. К ним присоединили Псалтирь и Песнь Песней, в которых мы находим ту же направленность мысли, выраженной в поэтической форме. Произведения такого рода были распространены на всем древнем Востоке. В Египте на протяжении его вековой истории появилось немало книг мудрости. В Месопотамии, начиная с шумерийской эпохи, составлялись притчи, басни, поэмы о страдании, в какой-то мере напоминающие нам кн. Иова. Эта месопотамская мудрость проникла в Ханаан: в Рас-Шамре были найдены тексты о мудрости на аккадском языке. «Премудрость Ахиахара», появившаяся в Ассирии и распространившаяся в кругах, говоривших по-арамейски, была затем переведена на несколько древних языков. Этот род мудрости по существу международен и не является собственно религиозным. В центре внимания мудрых стоит жизненный путь человека, но их метод — не философская рефлексия, как у греков, а собирание плодов жизненного опыта. Они преподают искусство жить и находиться на интеллектуальном уровне своей среды и эпохи; учат человека сообразовываться с порядком мироздания и указывают, как достигать счастья и успеха. Однако их советы не всегда приводят к желанным результатам, и этот опыт служит исходной точкой пессимизма, которым проникнут ряд произведений мудрости как в Египте, так и в Месопотамии.

Такая мудрость процветала и у израильтян. Характерно, что израильские мудрецы признавали свою связь с мудростью «сынов Востока и Египта» и лучшей похвалой премудрости Соломона считали утверждение о ее превосходстве над мудростью языческой (3 Цар 4:29). Широкой известностью пользовались аравийские и едомские мудрецы (Иер 49:7; Вар 3:22-23; Авд 1:8). Иов и его три друга-мудреца жили в Едоме. Автор кн. Товита знал Премудрость Ахиахара, а Притч 22:17-23:11 напоминают египетские изречения Аменемопе. Некоторые псалмы приписаны Еману и Ефану, которые, согласно 3 Цар 4:31, были ханаанскими мудрецами. Притчи содержат Слова Агура (Притч 30:1-14) и Слова Лемуила (Притч 31:1-9), которые оба происходили из племени Масса, жившего в северной Аравии (Быт 25:14).

Поэтому не удивительно, что первые израильские произведения мудрости во многом родственны произведениям соседних народов. Наиболее древние части кн. Притч содержат одни только предписания человеческой мудрости. Самые важные богословские темы Ветхого Завета: Закон, Союз-Завет, Избрание, Спасение — в этих книгах почти не затрагиваются. Исключение составляют кн. Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой, написанные значительно позже. Израильские мудрецы как будто бы не интересуются историей и будущим своего народа. Подобно своим восточным собратьям, они больше заняты личной судьбой человека, но рассматривают ее в более высоком плане — в освещении религии Ягве. Таким образом, несмотря на общность происхождения, между мудростью языческой и израильской имеется существенное различие, усиливающееся по мере того, как постепенно раскрывается Откровение.

Противопоставление мудрости и безумия становится противопоставлением правды и неправды, благочестия и нечестия. Истинная премудрость — это страх Божий, а страх Божий — синоним благочестия. Если восточную мудрость можно определить как своего рода гуманизм, то премудрость израильскую можно назвать гуманизмом религиозным.

Однако эта религиозная ценность премудрости выявилась не сразу. Содержание евр. термина «хохма» весьма сложно. Он может обозначать ловкость движений или профессиональную сноровку, политическое чутье, проницательность, а также и хитрость, умение, искусство магии. Такая человеческая мудрость может служить как добру, так и злу, и эта двузначность в какой-то мере объясняет отрицательные суждения некоторых пророков о мудрецах (Ис 5:21; Ис 29:14; Иер 8:9). Этим объясняется также, что в евр. письменности тема Премудрости Божией (евр. «хохмот» — множ. число, употребляемое в значении превосходной степени) появляется довольно поздно, хотя происхождение мудрости от Бога никогда не отрицалось, и уже в Угорите мудрость считалась свойством великого бога Эла. Только после Плена стали утверждать, что Бог мудр Премудростью надмирной, действие которой человек видит в творении, но которая в своей сущности недосягаема и «неисследима» (Иов 28; Иов 38-39; Сир 1:1-10; Сир 16:24 сл; Сир 39:12 сл; Сир 42:15-43:33 и т.д.). В большом прологе кн. Притч (Притч 1-9) Премудрость Божия говорит как некое лицо, она присуща Богу от вечности и действует с Ним в творении (гл. обр. Притч 8:22-31). В Сир 24 Премудрость сама свидетельствует, что она вышла из уст Всевышнего, обитает на небесах и послана Израилю от Бога. В Прем 7:22-8:1 она определена как излияние славы Всемогущего, образ Его совершенства. Так Премудрость, являясь свойством Божиим, отделяется от Него и представляется как Личность. Для ветхозаветного человека эти выражения являются, по-видимому, яркими поэтическими сравнениями, но в них уже заложена тайна, подготавливающая откровение Св. Троицы. Подобно Логосу в евангелии от Иоанна, эта Премудрость одновременно и в Боге и вне Бога, и во всех этих текстах обосновывается наименование «Премудрость Божия», которое ап. Павел дает Христу (1 Кор 1:24).

Вопрос об участи человека тесно связан у мудрецов с проблемой воздаяния. В древних частях Притч (Притч 3:33-35; Притч 9:6, Притч 9:18) Премудрость, т.е. праведность, непременно ведет к благополучию, а безумие, т.е. нечестие, приводит к разорению, ибо Богу свойственно награждать добрых и наказывать злых. Однако жизненный опыт зачастую как будто противоречит такому взгляду. Как объяснить бедствия, постигающие праведников? Этой проблеме посвящена кн. Иова. Те же вопросы, хотя и в несколько другом аспекте, тревожат Екклесиаста. Сын Сирахов в основном придерживается традиционных взглядов и хвалит счастье мудрого (Сир 14:21-15:10), но его преследует мысль о смерти. Он знает, что все зависит от этого последнего часа: «Легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир 11:26, ср Сир 1:13; Сир 7:36; Сир 28:6; Сир 41:12). Он смутно предчувствует откровение о конечной участи человека. Вскоре после него пророк Даниил (Дан 12:2) уже ясно выражает веру в загробное воздаяние, связанное с верой в воскресение мертвых, так как евр. мысль не представляет себе жизни духа, отделенного от плоти. Параллельное и вместе с тем более разработанное учение появляется в александрийском иудаизме. Учение Платона о бессмертии души помогло евр. мысли осознать, что «Бог создал человека для нетления» (Прем 2:23) и после смерти праведники вкусят вечное блаженство у Бога, а нечестивые получат заслуженное наказание (Прем 3:1-12).

Исходной формой письменности мудрых можно считать машал (в русском переводе — притча). Таково во множественном числе заглавие книги, которую мы называем кн. Притчей. Машал — это краткое, выразительное изречение, близкое к народной мудрости, сохранившейся в пословицах. Древние сборники притчей содержат лишь подобные краткие изречения, но со временем машал развивается, достигая размеров небольшой притчи или аллегорического повествования. Это развитие, ясно выраженное в дополнительных разделах и особенно в прологе кн. Притчей (Притч 1-9), ускоряется в последующих книгах мудрых: кн. Иова и Премудрости Соломоновой представляют собой крупные литературные произведения.

Первоначальное происхождение мудрости следует искать в жизни семьи или рода. Наблюдения над природой или людьми, накоплявшиеся из поколения в поколение, выражались в изречениях, в народных поговорках, в пословицах, имевших моральный характер и служивших правилами поведения. Аналогично происхождение первых формулировок обычного права, которые иногда близки не только по содержанию, но и по форме изречениям мудрости. Эта традиция народной мудрости продолжала существовать параллельно с возникновением письменных сборников мудрости. Ей обязаны своим происхождением, напр., притчи в 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11, басни в Суд 9:8-15, басня в 4 Цар 14:9. Даже пророки черпали из этого наследия (напр. Ис 28:24-28; Иер 17:5-11).

Краткие изречения, запечатлевающиеся в памяти, предназначаются для устной передачи. Отец или мать учит им своего сына дома (Притч Притч 1:8; Притч 4:1; Притч 31:1; Сир 3:1), а затем мудрые продолжают преподавать их в своих школах (Сир 41:23; Сир 41:26; ср Притч 7:1 сл; Притч 9:1 сл). С течением времени мудрость становится привилегией образованного класса: мудрые и книжники фигурируют рядом в Иер 8:8-9. Сын Сирахов Сир 38:24-39:11 восхваляет профессию книжника, дающую ему возможность приобретать мудрость в противоположность ручным ремеслам. Из книжников выходили царские чиновники, и учение мудрости культивировалось сначала при дворе. То же самое происходило и в других центрах восточной мудрости, в Египте и в Месопотамии. Один из сборников притчей Соломона был составлен «мужами Езекии, царя Иудейского», Притч 25:1. Эти мудрецы не только собирали древние изречения, но и сами писали. Два произведения, составленные, по всей вероятности, при дворе Соломона — история Иосифа и история преемства престола Давидова — можно тоже рассматривать как писания мудрых.

Таким образом, круги мудрых значительно отличаются от той среды, в которой появились священнические и пророческие писания. Иер 18:18 перечисляет три различных класса — священников, мудрых и пророков. Мудрые не особенно интересуются культом, их как будто не волнуют несчастья их народа и не захватывает поддерживающая его великая надежда. Однако в эпоху Плена эти три течения сливаются. В прологе Притчей слышится тон пророческой проповеди, в кн. Сир (Сир 44-49) и Прем (Прем 10-19) содержится много размышлений над Священной историей; сын Сирахов почитает священство, ревнует о культе и даже отождествляет Премудрость и Закон (Сир 24:23-34): перед нами уже союз книжника (или мудрого) с законоучителем, который можно видеть и в евр. среде евангельских времен.

Так завершается долгий путь, начало которому в ВЗ положил Соломон. Все учение мудрых, постепенно преподававшееся избранному народу, подготавливало умы к восприятию нового откровения — откровения Воплощенной Премудрости, которая «больше Соломона» (Мф 12:42).

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

24:1 В пределах книг Ветхого Завета наиболее пространное учение о премудрости божественной мы встречаем в книгах: Притчей Соломоновых, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В объем понятия премудрости божественной священные писатели включают или понятие о Премудрости ипостасной; или понятие о Премудрости, как свойстве ума божественного, проявляемого в мировом творении; или понятие о мудрости человеческой, созданной во образ Премудрости божественной. В данной главе идет речь совместно и о творческой премудрости ума божественного (Притч 3:19), и о Премудрости ипостасной, действиями которой запечатлено бытие всей сущей благости (Ин 1:1-5).


24:3-6 Говорится о божественном достоинстве и вездесущей творческой Премудрости.


24:7-13 Говорится о вечной Премудрости Божественной (ст. 10) и сугубом обитании Ее в избранном народе Божием. О воздействии Божественной Премудрости на избранный народ еврейский (а через него и на остальное человечество) свидетельствует вся история избранного народа.


24:14-20 Путем сравнений, взятых из царства растений, уясняется мысль о чрезвычайном величии, могуществе и благотворности духовных даров Божественной Премудрости.


24:21-24 Насыщающиеся духовными дарами Божественной Премудрости сподобятся истинного благополучия и блаженства.


24:25-29  Книга Завета Бога Всевышнего — закона, который заповедал Моисей, служит совершенным отображением действий Божественной Премудрости в отношении избранного народа, а через него — и всего человечества. Благотворность действования на верующих богодарованного закона сравнивается с благотворным действованием на жаждущую землю обильных струй райских рек Тигра, Евфрата, Гиона, Фисона.


24:30-36 Полнота Божественной Премудрости необъятна; мысли ее — полнее моря, намерения — глубже великой бездны; средства ее — неистощимы; благотворное и спасительное действование — бесконечно.


24:37 37 стих представляет собою послесловие писателя книги.


25:21  Жребий грешника да падет на нее, т. е. судьба грешника да постигнет ее.


25:22  Для тихого мужа успокоить и убедить свою сварливую жену так же трудно, как трудно восхождение по глубокому песку для ног старика.


25:26  Жена, которая несчастливит своего мужа, — это душевный и физический паралич, заставляющий мужа опуститься и физически, и морально.


25:27 Ср. Быт 3.


25:29  Отсеки ее от плоти твоей, т. е. разведись с ней.


26:9 Как неудобно и болезненно плохо подогнанное ярмо, — так невыносима для мужа дурная жена. Как неприятно и опасно взять в руки ядовитого, жалящегося скорпиона, — так неприятно и опасно входить в соприкосновение с злою женою.


26:15 Нечистые пожелания блудной женщины высказываются и требуют своего удовлетворения при каждом удобном для нее случае.


26:16 Добрая жена содействует внутреннему и внешнему благополучию ее мужа.


26:27 Поясняется 1-3 ст. 27 гл.


27:6 Как доброкачественность плода, или его недоброкачественность в значительной мере зависят от ухода за деревом и свидетельствуют о степени этого ухода, — так и продукт человеческих мыслей и чувствований — слово в значительной мере выражает собою прирожденные наклонности и степень благовоспитанности человека.


27:8  Подир — длинная одежда иудейских первосвященников и царей.


27:24 Человек непрямодушный не выносит прямого, честного взгляда.


28:6 Ср. 7:39. Помни последние, т. е. смерть, истление, суд, перестань враждовать и соблюдай заповеди Господни.


28:16  Язык третий, т. е. коварный язык третьего человека, между двумя.


28:25  Не овладеет он, т. е. ад (см. 24 ст.) злоязычия и за злоязычие.


28:29 Будь внимателен к тому, что говоришь.


29:4  Находкою для себя.


29:7  Вменит ему находку, т. е. сочтет, что для кредитора находка уже и та часть долга, которая возвращена ему должником.


29:15-16  Заключи в кладовых твоих то, что должно послужить милостыней ближнему; и эта милостыня будет для тебя самым верным оплотом твоего телесного и душевного благополучия (Мф 7:2; 6:1-4,19-20).


29:17 Поручительство — та же милостыня, но следует делать так, чтобы эта милостыня не обратилась во вред для дающего и принимающего ее.


Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу, и относится к числу неканонических книг Ветхого Завета.

В греческих списках библейского текста: александрийском, синайском, Ефрема Сирина она надписывается: «Премудрость Иисуса сына Сирахова», каковое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы. В Ватиканском списке: «Премудрость Сираха». В Вульгате: «Екклезиастик». Наименования: «Премудрость Иисуса сына Сирахова» и «Премудрость Сираха» указывают на писателя книги (Сир 51:29; Сир 51:1), а «Екклезиастик» — на церковно-учительный характер ее.

В отличие от других неканонических книг, писатели которых остались неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином Иисусом, сыном некоего Сираха (Сир 50:29; Сир 51:1). Из текста книги видно, что это был человек, по тому времени очень образованный, — особенно богословски, — обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей.

Время происхождения книги не может быть установлено с непререкаемою точностью. На основании содержания 50-й главы можно догадываться, что писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона Первого, названного Праведным и жившего при Птоломее Лаге, ок. 290 г. до Р. Х. Внук писателя и переводчик его книги с еврейского языка на греческий жил, — предполагают, — при Евергете I, правившем ок. 247 г. до Р. Х., и сделал свой перевод книги около 230 г. до Р. Х. (см. пролог книги пред греческим и славянским текстом).

Содержанием книги Премудрости Иисуса сына Сирахова служит учение о премудрости божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека.

Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского книга Премудрости Иисуса сына Сирахова назначается для поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною» книгою.

Первое полное толкование книги Премудрости Иисуса сына Сирахова было составлено Рабаном Мавром. Затем, в XVI в., появляются труды Янсения; в XVII — Корнелия и Ляпиде. Из новейших ученых над истолкованием книги потрудились: Horowifz, Lesefre, Keel, Multon Knabenbauer, Levi. Над обработкой найденных отрывков еврейского текста книги: Halevy, Smend, Touzard, Kцnig, Strack, Peters. Из русских трудов можно указать: экзегетическую монографию неизвестного автора «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с краткими объяснениями». Спб. 1860 г. и статью проф. Рождественского «Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки». Спб. 1903 г.»

Подробные предварительные сведения о книге Премудрости Иисуса сына Сирахова имеются в соч. проф. Казанской Дух. Академии П. А. Юнгерова «Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Выпуск второй». Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 г., с. 227-239.

См. «Понятие о Библии».

Третий отдел ветхозаветных священных книг составляют в греко-славянской Библии книги «учительные», из которых пять — Иова, Псалтирь, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней признаются каноническими, а две — Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова1Современный распорядок учительных книг в греко-славянской Библии несколько отличается от древнего. Именно в Синайском кодексе они расположены в таком виде: Псалтирь, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Сирах, Иов; в Ватиканском списке за кн. Песнь Песней следует Иов и далее Премудрость Соломона и Сирах. неканоническими. В противоположность этому в еврейской Библии двух последних, как и всех вообще неканонических, совсем не имеется, первые же пять не носят названия «учительных», не образуют и особого отдела, а вместе с книгами: Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, первая и вторая Паралипоменон, причисляются к так называемым «кетубим», «агиографам», — «священным писаниям». Сделавшееся у раввинов-талмудистов техническим обозначением третьей части Писания название «кетубим» заменялось в древности другими, указывающими на учительный характер входящих в ее состав произведений. Так, у Иосифа Флавия современные учительные книги, кроме Иова, известны под именем «прочих книг, содержащих гимны Богу и правила жизни для людей» (Против Аппиона I, 4); Филон называет их «гимнами и другими книгами, которыми устрояется и совершенствуется знание и благочестие» (О созерцательной жизни), а автор 2-ой маккавейской книги — «τὰ του̃ Δαυιδ καὶ ἐπιστολὰς βασιλέων περὶ ἀναθεμάτων» — «книги Давида и письма царей о приношениях» (2:13). Наименование «τὰ του̃ Δαυιδ» тожественно с евангельским названием учительных книг псалмами» («подобает скончатися всем написанным в законе Моисееве и пророцех и псалмех о мне»; Лк 24:44), а это последнее, по свидетельству Геферника, имело место и у раввинов. У отцов и учителей церкви, выделяющих, согласно переводу LXX, учительные книги в особый отдел, они также не носят современного названия, а известны под именем «поэтических». Так называют их Кирилл Иерусалимский (4-е огласительное слово), Григорий Богослов (Σύταγμα. Ράκκη, IV, с. 363), Амфилохий Иконийский (Ibid. С. 365), Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры. IV, 17). Впрочем, уже Леонтий Византийский (VI в.) именует их «учительными», — «παραινετικά» (De Sectis, actio II. Migne. Т. 86, с. 1204).

При дидактическом характере всего Священного Писания усвоение только некоторым книгам названия «учительных» указывает на то, что они написаны с специальной целью научить, вразумить, показать, как должно мыслить об известном предмете, как его следует понимать. Данную цель в применении к религиозно-нравственным истинам и преследуют, действительно, учительные книги. Их взгляд, основная точка зрения на учение веры и благочестия — та же, что и в законе; особенность ее заключается в стремлении приблизить богооткровенную истину к пониманию человека, довести его при помощи различных соображений до сознания, что ее должно представлять именно так, а не иначе, Благодаря этому, предложенная в законе в форме заповеди и запрещения, она является в учительных книгах живым убеждением того, кому дана, кто о ней думал и размышлял, выражается как истина не потому только, что открыта в законе, как истина, но и потому, что вполне согласна с думой человека, стала уже как бы собственным его достоянием, собственной его мыслью. Приближая богооткровенные истины к человеческому пониманию, учительные книги, действительно, «совершенствуют сознание и благочестие». И что касается примеров такого освещения их, то они прежде всего наблюдаются в кн. Иова. Ее главное положение, вопрос об отношении правды Божией к правде человеческой, трактуется автором с точки зрения его приемлемости для человеческого сознания. Первоначально сомневавшийся в божественном правосудии, Иов оказывается в результате разговоров уверовавшим в непреклонность божественной правды. Объективное положение: «Бог правосуден» возводится на степень личного субъективного убеждения. Подобным же характером отличается и кн. Екклезиаст. Ее цель заключается в том, чтобы внушить человеку страх Божий (Иов 12:13), побудить соблюдать заповеди Божии. Средством к этому является, с одной стороны, разъяснение того положения, что все отвлекающее человека от Бога, приводящее к Его забвению, — различные житейские блага не составляют для человека истинного счастья, и потому предаваться им не следует, и с другой — раскрытие той истины, что хранение заповедей дает ему настоящее благо, так как приводит к даруемому за добрую жизнь блаженству по смерти, — этому вечно пребывающему благу. Равным образом и кн. Притчей содержит размышления о началах откровенной религии, законе и теократии и влиянии их на образование умственной, нравственной и гражданской жизни Израиля. Результатом этого размышления является положение, что только страх Господень и познание Святейшего составляют истинную, успокаивающую ум и сердце, мудрость. И так как выражением подобного рода мудрости служат разнообразные правила религиозно-нравственной деятельности, то в основе их лежит убеждение в согласии откровенной истины с требованиями человеческого духа.

Раскрывая богооткровенную истину со стороны ее согласия с пониманием человека, учительные книги являются показателями духовного развития народа еврейского под водительством закона. В лице лучших своих представителей он не был лишь страдательным существом по отношению к открываемым истинам, но более или менее вдумывался в них, усваивал их, т. е. приводил в согласие со своими внутренними убеждениями и верованиями. Погружаясь сердцем и мыслию в область откровения, он или представлял предметы своего созерцания в научение, для развития религиозного ведения и споспешествования требуемой законом чистоте нравственности, как это видим в кн. Иова, Екклезиаст, Притчей и некоторых псалмах (78, 104, 105 и т. п.), или же отмечал, выражал то впечатление, которое производило это созерцание на его сердце, в лирической форме религиозных чувствований и сердечных размышлений (Псалтирь). Плод богопросвещенной рефлексии о божественном откровении, данном еврейскому народу в закон, учительные книги носят по преимуществу субъективный характер в отличие от объективного изложения истин веры и благочестия в законе и объективного же описания жизни еврейского народа в книгах исторических. Другое отличие учительных книг — это их поэтическая форма с ее характерною особенностью — параллелизмом, определяемым исследователями еврейской поэзии как соотношение одного стиха с другим. Это — род рифмы мысли, симметрия идеи, выражаемой обыкновенно два или иногда три раза в различных терминах, то синонимических, то противоположных. Сообразно различному взаимоотношению стихов параллелизм бывает синонимический, антитический, синтетический и рифмический. Первый вид параллелизма бывает тогда, когда параллельные члены соответствуют друг другу, выражая равнозначащими терминами один и тот же смысл. Примеры подобного параллелизма представляет Пс 113 — «когда Израиль вышел из Египта, дом Иакова (из среды) народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его. Море это увидело и побежало, Иордан возвратился назад, горы прыгали, как овцы, и холмы, как агнцы». Параллелизм антитический состоит в соответствии двух членов друг другу через противоположность выражений или чувств. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко» (Притч 27:6-7). «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (Пс 19:8-9). Параллелизм бывает синтетическим, когда он состоит лишь в сходстве конструкции или меры: слова не соответствуют словам и члены фразы членам фразы, как равнозначащие или противоположные по смыслу, но оборот и форма тожественны; подлежащее соответствует подлежащему, глагол — глаголу, прилагательное — прилагательному, и размер один и тот же. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; страх Господа чист, просвещает очи» (Пс 18). Параллелизм бывает, наконец, иногда просто кажущимся и состоит лишь в известной аналогии конструкции или в развитии мысли в двух стихах. В этих случаях он является чисто рифмическим и поддается бесконечным комбинациям. Каждый член параллелизма составляет в еврейской поэзии стих, состоящий из соединения ямбов и трохеев, причем самый употребительный стих евреев — гептасиллабический, или из семи слогов. Стихами этого типа написаны кн. Иова (Иов 3:1-42:6), вся книга Притчей и большинство псалмов. Встречаются также стихи из четырех, пяти, шести и девяти слогов, чередуясь иногда с стихами различного размера. Каждый стих является, в свою очередь, частью строфы, существенным свойством которой служит то, что она заключает в себе единую, или главную, мысль, полное раскрытие которой дается в совокупности составляющих ее стихов. Впрочем, в некоторых случаях то две различные мысли соединены в одной строфе, то одна и та же мысль развивается и продолжается далее этого предела.

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

В сегодняшнем ветхозаветном чтении к нам обращается сама Премудрость. Эта Премудрость — не Сам Господь, но и не просто какое-то Его свойство. Она — личность! Божия премудрость настолько отличается от человеческого интеллекта, что оказывается отдельной личностью. Но и это не всё... 

 

Да, грешники нередко ссорятся, об этом сказано и написано немало. А праведники? Всегда ли им удаётся избегать конфликтов? И всегда ли их нужно избегать? Если во времена Иисуса, сына Сирахова ещё и можно было думать, что всякий конфликт и противостояние — зло по определению, которого нужно избежать любой ценой, то после прихода Христа... 

 

Призыв мудреца быть довольным как малым, так и многим не оригинален: он встречается в самых разных древних текстах и в самых разных философских и религиозных учениях. Это, можно сказать, общее место древней (да и не только древней) мудрости. Почему же Иисус считает необходимым напомнить о ней своим читателям... 

Библиотека

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).